logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог, последователь Песталоцци Адольф Дистервег (1790–1866). Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы.

Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII–XIX веков. Выдающийся немецкий педагог, демократ, сделавший дальнейший шаг в разработке теории развивающего обучения, Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790–1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учетом трех принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. На основе этого он сформулировал систему дидактических правил, изложил их в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835 г.).

Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. О природосообразности он писал, что и для врага, и для воспитателя самое важное – узнать природу человека вообще и в частности. Всякое искусство не может достигнуть ничего идя против природы; все достижения техники, вызывающие удивление, блестящи только благодаря тому, что их творцы умеют использовать силы природы. Природа – это сила. И в человеке природа также сила. Неправильное обращение с человеческой природой может убить отдельных людей, но человечество убить нельзя. Горе тому, кто, будучи облечен властью, способный на зло употребления, не понимает природы народов, человечества! Природа не любит насмешек, ничего не оставляет она не отомщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло.

Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение.

Он дополнил идею Песталоцци и разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав ее основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.