logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.

Формами организации обучения принято называть законченные структурные единицы обучения. Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Форма обучения – вид организации взаимодействия обучающихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (различают фронтальную, индивидуальную, групповую (бригадную) и коллективную формы обучения учащихся). Форма организации обучения обозначает какой-либо вид занятия: урок, лекция, предметный кружок, экскурсия и т.д. Одна и та же форма организации обучения (например, урок, семинар) может иметь различные модификации и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, выделяют уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, контрольные уроки и т.д.

Формы теоретического обучения: урок (изучения нового материала, комбинированный и др.), лекция, семинар, лабораторно-практические занятия, домашняя учебная работа учащихся, консультация, экзамены.

Формы производственного обучения: урок в учебных мастерских, производственная экскурсия, занятия в учебных цехах училища, в цехах предприятий, консультация.

В педагогике существуют и другие классификации форм организации обучения. Например, формы организации обучения делятся на: основные, дополнительные, вспомогательные.

Основная форма организации обучения – урок. В нем выделяются существенные признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа (состав) учащихся, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке, умениями, навыками по определенной заданной образовательной программе, чередование уроков и т.д.

Дополнительные формы организации обучения – вид занятий, который проводится для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения предмета (задачи повышенной трудности, научные проблемы и др.) или ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках в рамках учебной образовательной программы. К ним относятся: домашнее задание, консультации, индивидуальные занятия, конференции, практикумы и др.

Вспомогательные формы обучения – вид занятий, направленных на удовлетворение познавательных интересов и потребностей обучающихся в соответствии с их склонностями вне рамок образовательной программы: олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции.

Следует отметить, что формы обучения изменяются исторично: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, образовательной теории и практики.