logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.

В основе понимания структуры и содержания образовательной системы лежит представление об обществе как структуре, базирующейся на двух основных процессах: расширенное воспроизводство совокупного общественного продукта; расширенное воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

В этом случае педагогический процесс может быть рассмотрен как средство, обеспечивающее межпоколенную связь между поколениями молодых, взрослых и стариков. Педагогический процесс призван обеспечить включение молодого поколения именно в эти две структуры, поэтому он делится на две относительно самостоятельных составляющих:

– обучение как подготовка к включению в процесс общественного воспроизводства;

– воспитание как подготовка к вхождению в систему общественных отношений.

Ведущей характеристикой содержания обучения выступает предметность человеческой деятельности и знания о ней, а в качестве основного средства обучения выступают понятия, схемы действий, социальные роли. Для воспитания в качестве такого содержательного элемента выступают ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные прежде всего в архетипах, ценностях, художественных образах. В реальной жизни эти две стороны, как правило, неразрывны. Но в искусственных условиях педагогического процесса они способны выступить в качестве достаточно самостоятельных педагогических средств.

Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям.

В отечественной дидактике наиболее признана концепция И.Я. Лернера, который выделил такие элементы как: 1) знания; 2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности; 3) опыт творчества; 4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества. Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кот. необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, кот. отбирается в соответствии с поставлен­ными целями развития человека и в виде информации передается ему. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку.