1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов как самого процесса обучения, так и оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. По А.В. Хуторскому контроль и оценка являются особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, осуществляется выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся. Результаты контроля являются основой для оценивания процесса усвоения содержания учебного материала и его коррекции. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. По Н.Ф. Талызиной оценка – это вид учебных действий и одно из общеучебных умений; выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса, что повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев.
По Е.С. Рапацевичу оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимся знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. При этом Е.С. Рапацевич выделяет в качестве самостоятельного понятие «содержательная оценка» и определяет его как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества продвижения ученика в учении, а также для определения и принятия задач его дальнейшего продвижения. В данном случае оценка становится стимулом для школьника, так как усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда ее дает сам себе ученик.
Под оценкой знаний, умений и навыков понимают процедуру установления степени соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям и ознакомление учащихся с полученным результатом посредством соответствующей оценочной информации, выраженной через отметку.
В соответствии с М.В. Богуславским «… главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад».
Если В.П. Беспалько трактует оценку исключительно как процесс, деятельность, а отметку как результат данного процесса, то В.Д. Скаковский в определении понятия «оценка» указывает на его двойственную сущность – процессуальную и результирующую. «Под оценкой в образовании надо понимать установление (процесс) и выражение (результат) отношения к учебной деятельности, ее продукту и субъекту, к их значимости и соответственно определенным требованиям». Вместо понятия «оценка результатов учебной деятельности» данный автор предлагает для понятийной конкретизации использовать более точный на его взгляд термин «оценка учебных достижений» (в ходе деятельности учеников и по ее окончании). При этом, под оценкой в обучении В.Д. Скаковский подразумевает составную часть контрольно-оценочной образовательной деятельности, а понятия «оценка» и «оценочная деятельность» (процесс и результат) предлагает использовать как равнозначные. Автор справедливо отмечает, что «… для того, чтобы реформировать что-либо, нужно прежде всего иметь полное представление о сущности этого явления, его структуре и функционировании, видеть его в общей системе». Благодаря такому подходу к контрольно-оценочной деятельности учителей и учащихся становится возможным рассмотреть весь комплекс, связанных с ней проблем.
Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:
они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания);
жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);
"доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).
Цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов уровней знаний.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Численный эквивалент педагогического измерения – это отметка. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия "оценка" и "отметка" ошибочно отождествляются. Разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.
В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально–логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.
На наш взгляд, диагностика результатов обучения не может быть сводима исключительно к традиционному пониманию проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Под педагогической диагностикой следует понимать «… системный способ получения данных о результатах воздействия образовательного процесса на личность ученика, ориентированный на выявление проблем и трудностей в обучении, имеющий целью коррекцию и дальнейшее совершенствование деятельности учителя и учащихся». Если проверка знаний и умений процедурно предполагает выявление и измерение уровня и качества обученности ученика, то диагностика выявляет результаты обучения в теснейшей взаимосвязи с путями, способами их достижения, определяет тенденции и динамику формирования учебных достижений.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.