logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.

Необходимость самовоспитания диктуется взаимосвязью между развивающимся обществом и формирующейся личностью; быстротечностью социального прогресса; ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее; развитием общественных отношений; возможностью достижения личного счастья (в любви, в семейных отношениях, в продолжении своего рода). В организации самовоспитания можно выделить следующие основные компоненты:

– самопознание личности (направленность, отдельные нравственные, волевые, эмоциональные процессы и особенности познавательной деятельности, характера, темперамента);

– составление программы работы над собой (развитие интеллекта, развитие воли, уверенности в себе, укрепление здоровья);

– реализация разработанной программы.

Воспитанность – это интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности.

Технология разработки программы самовоспитания предполагает выполнение ряда этапов: целеполагание и постановка ближайших и перспективных (отдаленных) задач в их конкретной и четкой сформулированности; отбор приемов и средств реализации, а также средств контроля, рефлексии и коррекции; составление дневника самосовершенствования. Составленная программа реализуется на деятельностном уровне при условии наличия рефлексии, диагностики, контроля и коррекции.