logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

5. Типы семей и особенности их влияния на детей.

Существует классификация семей не только по составу (многодетные семьи, молодежные, однодетные, бездетные, неполные семьи), но и по характеру взаимоотношений в них. Например, идеальная, средняя, негативная, скандально-раздраженная. Или: гармоническая, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные, в которых имеется явные дефекты воспитания.

Вместо абстрактного противопоставления “благополучных” и ”неблагополучных” семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. По этому признаку различают 10 типов семей: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д. 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.

В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте семей составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Второй тип семей (35-40%) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семей (10%) характерна педагогическая позиция родителей (например, гипероника и т.п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип (15-20%) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы (10-15%) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенным. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогиски сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений (в 20-50% случаев безнадзорным оказывался и потерпевший подросток), но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Исследования современных психологов свидетельствует, что молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. Причин этому много. Например, такие: однодетность и малодетнось в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений; жизнь порознь со старшими поколениями лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших вопросах воспитания детей; основательно утрачены традиции народной педагогики; если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь шесть невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения; возрастающие социальные и экономические трудности, низкая зарплата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень взаимной психологической эксплуатации, когда члены семьи стремятся проявить свой характер.

Существует следующие особенности влияния видов семей на воспитание детей:

1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют воспитанию ребенка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) недостаточная (гинопротекция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция – случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на переферии внимания родителей, до него “руки не доходят”, родителю “не до него”. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и в духовных (и прежде всего – в его общение с родителями, в их любви и внимании). Так называемое “спартанское воспитание” – пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребности также возможны два отклонения:

а) О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющееся типичной рационализацией: “слабость” ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то, что ребенок растет один, без отца.

б) Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

3. Количество требований к ребенку в семье. Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и обязанности ребенка, т.е. задания, которые ребенок выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это – требования-запреты (то, чего ребенок не должен делать). Невыполнение требований ребенком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к ребенку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей ребенка – в количестве этих обязанностей:

- чрезмерность требований (обязанностей)

- повышенная моральная ответственность. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на ребенка перекладываются более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом случае от ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт, занятие музыкой и т.п.)

- недостаточность обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, трудно привлечь его к какому-либо делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку делать нельзя, определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов. В этом случае ребенку все “нельзя”. Перед ним становится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у стеничных (работоспособных, устойчивых к различным помехам, способных к длительной непрерывной деятельности) детей развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), не менее стеничных – провоцирует повешенную чувствительность к происходящим с ними событиями, повышенную тревожность, боязнь новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.д. А это воспитывает в них робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию, чувство собственной недостаточности, повышенную моральную требовательность к себе и заниженный уровень притязаний.

Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения домой, круг друзей, вопрос о курении и т.д. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

5. Строгость санкций.

Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов – переход от очень строгого к либеральному, и наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению) – относительно часто встречается в семьях детей с отклонениями характера. Такой стиль содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких детей, как правило, признают значительные колебания в воспитании детей, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.