logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.

В качестве документов, определяющих содержание общего образования выделяем следующие: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Учебный план общеобразовательной школы является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта в области образования. В нем конкретизируются критерии отбора и структурирования содержания общего среднего образования.

В базовом учебном плане выделяется 7 образовательных областей, в соответствии с которыми выделяются сквозные учебные курсы: языки и литература; естествознание; обществознание; человекознание; математика; искусство; технология. В структуре учебного плана на этой основе вычленяется инвариантная часть (ядро), унифицированный государственный компонент ивариативная часть – школьный компонент. Государственный компонент является обязательным для изучения во всех типах и видах образовательных учреждений страны. Вариативная часть, школьный компонент, призван обеспечивать индивидуальный характер развития ребенка, учитывать личностные особенности, интересы и склонности, а также специфику учебного заведения и региональную социокультурную среду. Предметы школьного компонента определяются на местах.

На основе учебного плана составляются учебные программы, отражающие конкретное содержание материала, его объем, логику изучения и количество часов по темам и разделам. В структурном отношении типовая учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки, или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы. Особое внимание уделяется межпредметным связям.

Существуют два способа построения учебной программы: концентрический и линейный. Концентрическое расположение материала предполагает повторяемость на следующей ступени обучения, но уже в усложненном виде. Сущность линейного способа построения учебных программ заключается в логическом построении темы, в непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев.

Конкретизация учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д. Зуев). К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и пр.).