logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.

Школьное образование на белорусских землях имело социально и исторически обусловленный характер. Развитие образования шло в тесной связи с процессом формирования национальной культуры и государственности на Беларуси, на основе взаимодействия культурных традиций восточнославянских племен и культуры Византии, языческих и христианских традиций.

Важную роль в развитии письменности, образовании и в целом культуры сыграли в это время монастыри, храмы, церковные и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Зарождение письменности (кирилица) и ее распространение связывается с деятельностью просветителей – братьев Кирилла и Мефодия Салунских (Греция) во вт. пол ІХ в. Мощное влияние на развитие на развитие образования и педагогической мысли оказало распространение христианства на восточно-славянских землях в Х в. Одним из следствий была ориентация на усвоение византийско-православных духовных ценностей, которые стали одним из источников развития национальной культуры. Вместе с тем православная церковь привнесла в культурно-религиозную жизнь восточнославянского мира политику изоляционизма. Идеологический барьер на многие годы отгородил белорусские земли от Западной Европы.

Основные литературные памятники ХІ–ХІІ вв.: Туровское, Полоцкое и Оршанское Евангелие, берестяные грамоты. Находка археологов в Бресте – гребень из самшита, на котором последовательно помещены буквы алфавита от «а» до «л». Данный гребень выполнял функцию букваря для обучения грамоте. Берестяные грамоты являются свидетельством распространения письменности среди простых горожан.

Деятельность белорусских просветителей ХІІ-ХІІІ вв.: Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Авраамий Смоленский, Ефросинья Полоцкая.

Кирилл Туровский – церковный деятель, автор поучений, торжественных слов и молитв. Сведения о его жизни крайне скупы. Согласно сказанию родился в г. Турове в состоятельной семье. Историки не исключают, что он был сыном туровского наместника великого князя Киевского Святополка Изяславича. По другой версии – наследником князя Ярослава Святополчича. Кирилл постригся в монахи и некоторое время был «затворником». Труды К. Туровского над «изложением божественных писаний» принесли ему известность, и по требованию князя и горожан он был поставлен епископом в г. Турове (Ипатьевская летопись именует его епископом в 1169 г.; в 1182 г. Ипатьевская летопись называет епископом в Турове Лаврентия, следовательно, к этому времени К. Туровский либо оставил епископский стол, либо уже умер). В качестве иерарха Кирилл Туровский занимался обустройством епархии, проповеднической, церковной и политической деятельностью, строил храмы. Произведения К. Туровского: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», восемь слов на церковные праздники, тридцать молитв и два канона. Наибольшую известность приобрели торжественные слова, написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Вероятно, в период епископства Туровский сочинил торжественные и дидактические проповеди (10 сказаний на праздники Пасхального цикла, «Слово на Богоявление», «Слова на Пятидесятницу» и др.), поучения (об исходе души, о страхе Божием, о мудрости, о пользе чтения книг и др.), притчу о человеческой душе и теле (про хромого и слепого), три больших канона и многое другое. К Борисоглебскому периоду относятся «Слово про то, чтоб не забывать своих наставников», а также 2 притчи к Киево-Печерскому игумену Василию (про немудрого царя и про схиму).

Ефросинья Полоцкая – первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Ее светское имя – Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславича (известного также как Всеслав Чародей). Ее мать София была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия (в 12 лет) Предслава решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была ее тетка, она и приняла юную монахиню. Через некоторое время с благословения полоцкого епископа Ильи (после 1116 года) монахиня, теперь уже Ефросинья, поселилась в келье Полоцкого Софийского собора. Там в храмовом скриптории она переписывала и, возможно, переводила книги. Вероятно, около 1124 года Ефросинья получила от епископа Ильи участок под Полоцком (Сельцо) для строительства собственного монастыря. Здесь и был основан женский монастырь св. Спаса (сейчас Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь). В нем до 1128 года получила постриг младшая сестра Ефросиньи, Гредслава (в монашестве — Евдокия), а в 1128 году в монахини пошла и двоюродная сестра просветительницы Звенислава Борисовна (Евпраксия). На месте деревянной церкви примерно в 1132 году архитектор Иоанн по просьбе Ефросиньи поставил каменный храм. Вероятно, он же построил и церковь св. Богородицы при мужском монастыре, который тоже основала Ефросинья. Специально для этой церкви Ефросинья решила приобрести образ Адигитрии Эфесской. Для этого она отправила в Константинополь в 1158 году Михаила — по-видимому, настоятеля монастыря. Из привезенных святынь по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал крест, ставший произведением старобелорусского эмального искусства. Монастыри, основанные Ефросиньей Полоцкой, стали центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы (преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык), библиотеки, скриптории, вероятно, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня и др. Здесь была создана церковная служба Ефросиньи Полоцкой, нарисован ее образ. До 1187 года было написано «Житие Ефросиньи Полоцкой». Сама Ефросинья создавала и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников преподобная была известная как справедливый судья, советчица и миротворец. В пожилом возрасте Ефросинья отправилась в паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла. Похоронена великая белорусская просветительница была в монастыре св. Феодосия, недалеко от Иерусалима. В 1187 святая была перезахоронена в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. Только в 1910 году мощи преподобной были привезены в Полоцк.

Школа и просвещение в Беларуси в период ее вхождения в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Беларусь в составе ВКЛ (вторая половина ХIII в. – 1569 г.). Монастыри становятся центрами развития культуры и образования. Возникают церковно-монастырские и светские библиотеки, православные школы (школы грамоты) при церквях и монастырях, где все желающие могли освоить основы письма, чтения и счета (обычно за 2–3 года). Широкой популярностью пользовались бродячие учителя – «мастера грамоты», которые за плату учили детей основам азбуки и письма. Главный недостаток – отсутствие специализированных учебников. В качестве таковых использовались книги религиозного содержания.

С проникновением католицизма на территорию Беларуси в ХIV в. берет начало возникновение школ католических орденов: иезуитов, униатов, пиаров. Данный процесс получает особенное развитие в период Реформации и Контрреформации.

Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный). Мощное развитие получила педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации благодаря деятельности просветителя первопечатника Ф. Скорины, творчеству поэта-гуманиста Н. Гусовского, а также С. Будного, В. Тяпинского и других выдающихся восточнославянских мыслителей. В своих произведениях поднимали вопрос о необходимости как можно большего развития народного просвещения. При этом особый акцент делался на облегчение использования книг религиозного характера в качестве учебников, а также для самообразования. Государство нуждалось в обеспечении аппарата управления в хорошо образованных чиновниках – правоведах, медиках и учителях. «Катехизис» Сымона Будного использовался при изучении кальвинстского вероучения, языка и права. Первая кальвинистская школа была открыта в Вильно в середине XVI в. под опекунством Николая Радзивила Черного. Имело пять классов и широкую учебную программу.

Франциск Скорина (до 1490, Полоцк, – до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 – в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность Скорины началась в Праге. В 1517 он выпустил "Псалтырь" на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517–1519 гг. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам – первый титульный лист славянской книги кириллического шрифта. Пражские издания Скорины отличаются высокими художественными достоинствами (много иллюстраций, заставок, инициалов, выполненных в технике гравюры на дереве). В начале 20-х гг. переехал в Вильно, где основал первую на территории ВКЛ типографию. В 1522 выпустил "Малую подорожную книжицу", а в 1525 – "Апостол". В своих изданиях Скорина помещал написанные им предисловия, послесловия, примечания, глоссы. Гуманистические идеи Скорины оказали влияние на общественно-политическую жизнь восточно-славянских народов. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, веротерпимости, социального равенства. С именем Скорины связано становление белорусского литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провел в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда.

Братские школы и их роль в формировании национального самосознания славянских народов. С окончания XVI в. при религиозно-национальных организациях горожан (братствах) создаются учебные заведения – братские школы (в Вильно, Могилеве, Бресте, Минске). Действовали при местных монастырях на частные пожертвования мещан и шляхты. Во главе школы находился ректор, который назначался братством. Преподавались латинский, греческий, немецкий, польский и церковнославянский языки, моральное богословие, риторика и арифметика. Именно, обобщив опыт деятельности братских школ, Я.А. Коменский обосновал свою классно-урочную систему.

Появление первых специализированных учебников: «Грамматика словенская» (Леонтий Зизаний и Мелентий Смотрицкий).

В период Реформации и Контрреформации (XV – первой пол. XVII в.) на территории Беларуси возникают школы католических орденов: иезуитов, францисканцев, бернардинцев, базилиан, пиаров, а также протестантских организаций (в большинстве своем кальвинистских и лютеранских). Как средство борьбы иезуитов с проявлениями протестантизма и православия возникают учебные заведения: кафедральные училища (Полоцк, Витебск, Минск, Брест, Гродно, Могилев), где программа обучения ограничивалась тремя классами; начальные парафиальные школы для ограниченного преподавания основ грамоты (Друя, Лепель, Горки, Мосты, Ошмяны, Ляховичи). В 1569 г. в Вильно был открыт первый на территории ВКЛ коллегиум – специализированное учебное заведение для светской молодежи (в 1579 г. преобразован в академию). Изначально было открыто два факультета: философский и теологический. На первом преподавались гуманитарные и природоведческие предметы, а на втором – богословские науки. В 1641 г. в Виленской академии был открыт юридический факультет. Сохранялось и пятиклассное среднее отделение. Процесс обучения имел ступенчатый характер: после окончания курса среднего отделения коллегиума лучшие из воспитанников переходили на философский факультет, а позднее – на теологический. По приблизительным подсчетам в период 1583-1781 гг. академия присвоила 4076 ученикам ученые степени по философии, праву и теологии.

Иезуитские коллегиумы существовали в Полоцке, Несвиже, Пинске, Гродно, Бресте, Орше. В коллегиумах вопросам разносторонней подготовки учеников уделяли большое внимание. Как правило, при них создавались ботанические сады, подсобные фермы и опытные поля, где учащиеся получали сначала практическую подготовку, а затем и теоретическую, все более увеличивающуюся по мере развития этих учебных заведений. Отсутствие платы за обучение и большое количество иезуитских школ разных типов позволили значительно повысить образованность тогдашнего белорусского общества.

Просветительская деятельность С. Полоцкого. Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики Симеона Полоцкого (1629–1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинских языков. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Просветительские реформы начала ХVIII в. Организация государственных светских учебных заведений. Усиление светского начала в развитии образования и просвещения в Беларуси в условиях полонизации. Постепенная утрата национального характера образования. События кровавого потопа XVII–XVIII вв. оказали влияние: уничтожение школ, их упадок. Только во второй половине XVIII в. началось их возрождение на волне эпохи Просвещения и деятельности Эдукационной комиссии Речи Посполитой – прообраза первого в Европе министерства образования. Образована в 1773 г. по решению сейма Речи Посполитой. Первый председатель – Игнатий Масальский. В условиях роспуска ордена иезуитов (по решению Папы Римского в 1773 г.) Комиссия осуществила реформу школ и университетов. Был утвержден устав для академий и школ Речи Посполитой, начата работа по изданию новых учебников. Открытие в резиденциях магнатов первых школ профессионального обучения (музыкальные, театральные, балетные, землемерные, бухгалтерские, медицинские). Виленская иезуитская академия с 1781 г. была переименована в Главную школу Великого княжества Литовского. Комиссией был назначен ректор – белорусский математик и астроном Мартин Почобут-Одляницкий, который пробыл на своем посту около 20 лет, провел в школе реформу и придал ей светский статус. Главная школа Великого княжества Литовского стала прообразом Виленского университета (просуществовал до 1832 г.).

Результат реформы – увеличение числа начальных и средних школ, приобретение образованием все более светского характера. Школьное образование было доступно детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.

Развитие школьного образования в истории Беларуси XIX в. Реформы в области образования. В условиях инкорпорации белорусских земель в состав Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой система образования развивается под влиянием русификаторских процессов, особенно усилившихся после разгрома шляхетского восстания 1830-1831 гг..

В соответствии с реформой 1803-1804 гг. школы белорусских губерний были включены в состав образованного Виленского учебного округа. С 1803 г. его центром являлся Виленский университет (в университет преобразована Главная Литовская школа), где образование осуществлялось на польском языке, но поощрялось изучение истории и местных традиций, что содействовало вызреванию среди студентов идей белорусского национального самосознания. Во главе округа находился Адам Чарторыйский, а преподавательскую деятельность в университете осуществляли Ян и Андрей Снедецкие, Теодор Нарбут, Иоахим Лелевель, Ян Чечет, Адам Киркор, Евстафий и Константин Тышкевичи. Здесь учились Адам Мицкевич, Игнат Домейко, Томаш Зан После восстания 1831 г. университет как средоточие шляхетского свободолюбия и патриотизма закрывается властями в 1832 г. На его базе были открыты медико-хирургическая и римско-католическая академии. Католические монастырские училища преобразуются в светские гимназии и поветовые училища, где преподавание велось на русском языке. Образование начало отстраиваться на принципе «православие, самодержавие, народность». Открываются популярные частные женские пансионы.

С 20-х гг. ХІХ в. начинают распространяться ланкастерские школы – школы взаимного обучения (первая школа такого типа в Российской империи была открыта в Гомеле в 1819 г. графом М. Румянцевым) как отклик на общественное движение за дешевый и быстрый способ получения образования. В Гомеле и Гродно была организована подготовка учителей для ланкастерских школ.

Реализуются мероприятия по развитию специального образования. В 1840 г. начинает свою деятельность Горы-Горецкая земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в земледельческий институт – первое в России высшее агрономическое учебное заведение (закрыт после подавления восстания 1864 г.).

В условиях отсутствия возможности получить высшее образование в Беларуси и за границей (выезд ограничен указом Николая І) белорусская молодежь выезжает за пределы края и поступает на учебу в университеты Киева, Одессы, Харькова, Варшавы, Петербурга и Москвы.

После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 г. изменения затронули и сферу образования. Увеличивается количество церковно-приходских школ, народных училищ. Господствующие позиции занимает начальное образование. Действуют мужские гимназии во всех губернских городах. Под влиянием перемен в обществе расширилась сеть женских учебных заведений. Девочек начали принимать в народные училища наровне с мальчиками, открывались частные женские учебные заведения в Бресте, Бобруйске, Витебске, Могилеве, Слониме и Слуцке.

Развитие капиталистических отношений потребовало совершенствования не только среднего, но и профессионально-технического образования. Частные технические школы на Беларуси были созданы еще в середине ХІХ в. К началу ХХ в. сеть среднего и низшего специального и профессионально-техического образования состояла из низших и средних училищ, ремесленных училищ и школ, учительских и духовных училищ. Кроме того, особое место в системе профессионально-технического образования занимали средние специальные учебные заведения – фельдшерские школы, учительские семинарии. При отсутствии в Беларуси высших учебных заведений именно они являлись местными центрами подготовки кадров специалистов.