logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

7. Средства и методы нравственного воспитания.

Группы средств нравственного воспитания: художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка), социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда), деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).

Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др. Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др.

Методы нравственного воспитания. Соотношение групп методов с механизмом формирования нравственных качеств (методика формирования этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения), с задачами нравственного воспитания, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Обучение в нравственном воспитании. Роль практических методов в нравственном воспитании. Особое значение словесных методов. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания: соответствие методов целям и задачам воспитания, важность применения методов в системе, зависимость выбора методов от конкретных обстоятельств, учет закономерностей возрастного и индивидуального развития. Деятельность, ее роль в нравственном воспитании: игра, труд, учебная, художественная деятельность. Оптимизация задач нравственного воспитания.

Методика выявления уровня нравственного развития. Педагогическая диагностика нравственного развития детей и качества воспитания. Диагностические методики, сбор информации и пути обработки получаемых результатов.