2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
В силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения таких наук, как философия, антропология, история, социальная психология, социальная статистика и социология. Задачу определения роли и функций семьи ставили перед собой многие выдающиеся мыслители: Платон и Аристотель, Конфуций и Франческо Петрарка, Огюст Конт, Герберт Спенсер, Фридрих Энгельс. В своем историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельный социальный институт и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами. Выделяют следующие исторически сменяемые типы брачно-семейных отношений:
– первобытная орда с господством промискуитета (неупорядоченные половые связи, в которые могли вступать даже кровные родственники); характерно для низшей, «дикой» ступени истории человечества: половые отношения между членами общества не регулировались никакими нормами, существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества;
– кровнородственная семья (групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры образуют одну семью, вступают в половое общение);
– пуналуальная семья (групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащих к разным родам; брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода);
– синдиасмическая семья (парная семья, которая впервые возникает при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве «главного мужа», вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности; один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины);
– моногамная семья (устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа; как патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви; при патриархальной семье еще сохраняются пережитки коллективного брака в виде многоженства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины);
– полигамная семья: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);
– полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами; как форма брака редко встречается).
Семья — это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:
– гетеросексуальная связь;
– система родственных отношений;
– обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности;
– осуществление определенной экономической деятельности;
– совместное ведение домашнего хозяйства.
Существуют различные типологии семейной организации: по формам наследования, по критерию власти и лидерства, по критерию состава (количество детей и родителей, количество поколений), по выбору места жительства и т. д.
По формам наследования выделяют семьи:
патрилинеальные (наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу);
матрилинеальные (наследование ведется по матери).
По критерию власти и лидерства выделяют семьи:
патриархальные (отец является главой семьи);
матриархальные (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать);
традиционные (роль лидера принадлежит мужчине, который экономически обеспечивает жену и детей);
неотрадиционные, или эксплуататорские (характерно мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу);
эгалитарные семьи, семьи равных (нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое распределение домашних обязанностей между членами семьи);
партнерские семьи (с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений).
По критерию состава выделяют:
нуклеарные семьи (самые распространенные в настоящее время; состоят из родителей и их детей, из двух поколений; нуклеарные семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья – состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.);
расширенные семьи (состоят из трех и более поколений – родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки);
полные семьи (при наличии обоих родителей);
неполные семьи (дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствии развода родителей);
повторные семьи (основаны на повторном браке; вместе с супругами живут дети от предшествующего брака и дети от данного брака).
По критерию определяемого наличия количества детей выделяют:
малодетные семьи (с 1–2 детьми);
среднедетные (3–4 ребенка);
многодетные семьи (5 детей и более).
По выбору места жительства семьи подразделяются на:
патрилокальные (когда молодожены живут с родителями мужа);
матрилокальные (когда молодожены живут с родителями жены);
неолокальные (когда молодожены живут отдельно от родителей).
В Беларуси согласно статистическим данным в настоящее время 90% семей – малодетные, 9% – среднедетные, 1% – многодетные семьи, поэтому низкая рождаемость не компенсирует смертность. С 1998 г. уровень смертности в Беларуси превышает рождаемость.
В каждом отдельном случае может вестись речь об устойчивости и относительной стабильности семейного союза, либо о тенденциях и склонности к его распаду.
Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи (мужем и женой, родителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они служат укреплению семьи и определению ее места и роли в социальной структуре общества. В качестве основных выделяются следующие функции:
сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);
воспитательно-регулятивная (функция первичной социализации и социального контроля, выработка определенных моделей нравственного поведения);
аксиологическая (выработка определенной системы ценностей и норм, мировоззрения);
функция социализации (вовлечение в общественную жизнь, приобщение к проблематике общества; передача социального, житейского опыта из поколения в поколение);
хозяйственно-экономическая (выражаемая в ведении домашнего хозяйства и обеспечении нетрудоспособных членов семьи средствами существования);
эмоционально-коммуникативная (способствующая формированию устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т. д.);
рекреативно-досуговая (выражающаяся в организации рационального досуга и отдыха, укреплении и восстановлении здоровья и т.д.).
Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия их существования.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Правовое регулирование брачно-семейных отношений осуществляется на основе законов семейного права или Семейного кодекса. Семейно-брачные отношения регулируются в соответствии со следующими принципами:
добровольность брачного союза мужчины и женщины;
равенство прав супругов в семье;
обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
запрет на ограничение прав граждан, вступивших в брак, по признакам социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности.
Все большую популярность на Западе приобретает заключение брака на основе «брачного контракта». В Республике Беларусь признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).
В нашей стране для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими возраста 18 лет. Законодательство также регламентирует правила прекращения брака, признания его недействительным, регулирует имущественные отношения между членами семьи. Семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Регистрация брака установлена в государственных и общественных интересах, а также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.
Заключение брака производится, как правило, публично, а по желанию вступающих в брак - в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. По желанию лиц, вступающих в брак, государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, обеспечивают торжественную обстановку регистрации заключения брака. Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить установленный частью первой настоящей статьи брачный возраст, но не более чем на три года.
В соответствии с Кодексом о семье и браке Республики Беларусь не допускается заключение брака: между лицами, не достигшими брачного возраста; между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом зарегистрированном браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными; между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.