logo
Мастюкова Коррекция

11.2. Медикаментозная терапия.

Общая характеристика основных лекарственных препаратов

Одной из задач медикаментозной терапии детей преддошколь-ного и дошкольного возраста при подготовке их к обучению явля­ется стимуляция их развития и улучшение компенсаторных воз­можностей мозга. Кроме того, важное значение имеет лечение ос­таточных проявлений органического поражения ЦНС, которые наиболее часто возникают в виде повышения внутричерепного давления, параличей и парезов конечностей, судорожного синдро­ма, синдрома двигательной расторможенности и эмоциональной возбудимости, вегетативно-висцеральной дисфункции, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Часто имеет место сочетание нескольких этих расстройств.

При отставании психомоторного и речевого развития приме­няются препараты, стимулирующие обменные процессы в цен­тральной нервной системе (гаммалон, ноотропил, церебролизин, аминалон, глютаминовая кислота, когитут и многие другие).

При повышении внутричерепного давления используют специ­альные препараты. При нерезко выраженном повышении внутри­черепного давления назначают специальные микстуры, в состав которых входят: магния сульфат, цитраль, препараты брома, вале­риана. Маленьким детям нередко назначают глицерол с лимонным соком в соотношении 1:1. При назначении дегидратирующих средств, особенно при длительном применении, обязательно на­значают препараты калия. Дегидратацию проводят прерывистыми недлительными курсами, чтобы не вызвать нарушений электро­литного баланса и кислотно-щелочного равновесия.

Многие заболевания у детей раннего возраста сопровождаются аллергическими проявлениями. В этих случаях назначают специ-

283

альные средства, такие как димедрол, диазолин, супрастин, таве-гил и др.

При повышенной проницаемости сосудистой стенки, например при склонности к носовым кровотечениям, назначают аскорбино­вую кислоту, аскорутин, глюконат кальция. Все виды лечения на­значаются и контролируются врачом.

Особенно тщательного и систематического лечения требуют дети с судорожными проявлениями. Противосудорожное лечение предусматривает строгий индивидуальный подход и проводится под тщательным контролем врача. Важным принципом лечения является правильный выбор препарата в зависимости от характера и частоты судорог.

Особую сложность представляет лечение детей с нарушениями общения — ранним детским аутизмом. Это лечение проводится также под тщательным наблюдением и контролем. Для каждого ребенка подбираются дифференцированные курсы лечения. Среди препаратов используются нейролептики, в частности небольшие дозы неулептила, что обычно упорядочивает поведение ребенка. При наличии психомоторной и эмоциональной нестабильности назначают меллерил, а также малыми дозами, под тщательным контролем врача — галоперидол, транквилизаторы. Детям, у кото­рых аутизм сочетается с выраженным отставанием в развитии, прописывают глютаминовую и фолиевую кислоту, липоцеребрин, когитум, пантогам, пиридитол и другие препараты. Широко ис­пользуется витаминотерапия, особенно витамин В6 — пирадок-сальфосфат.

Лечение каждого ребенка проводится сугубо дифференциро­вание, обязательно под наблюдением врача! Следует помнить, что у детей с отклонениями в развитии может наблюдаться индивиду­альная непереносимость отдельных лекарств, парадоксальная ре­акция на некоторые из них, например, седативные (успокаиваю­щие) препараты могут вызывать возбуждение, снотворные — бес­сонницу и т. п.

Предупреждая родителей избегать самостоятельного лечения ребенка, мы считаем полезным, чтобы они ориентировались в об­щей направленности действия того или иного лекарства, внима­тельно наблюдали за ребенком и соотносили педагогические ме­роприятия с проводимым лечением.

Первая группа препаратов, которая наиболее часто при­меняется у детей раннего, преддошкольного и дошкольного воз­раста, — это препараты, стимулирующие обменные процессы в нервной системе и, тем самым, стимулирующие процесс развития психомоторных функций. Эти препараты не только стимулируют

284

белковый и углеводный обмен в ЦНС, но и способствуют удале­нию из организма токсических продуктов распада, повышают энергетические процессы и кровоснабжение в тканях мозга, спо­собствуют дифференциации и активации нервных клеток и миели-низации проводящих путей. В целом, они улучшают функцио­нальные возможности мозга и в раннем возрасте стимулируют его созревание.

Многие из этих препаратов противопоказаны при наличии су­дорог, повышенной возбудимости, двигательной расторможенно-сти. В ряде случаев их необходимо сочетать с противосудорожным и успокаивающим (седативным) лечением.

Основные препараты первой группы

Глютаминовая кислота активизирует углеводный обмен и окислительно-восстановительные процессы в ЦНС. Обезврежива­ет некоторые токсические продукты обмена. Улучшает проведение нервных импульсов в ЦНС и оказывает благоприятное воздейст­вие на обменные процессы в мышечной ткани. Применяют при отставании психомоторного развития, при ДЦП, при умственной отсталости, в частности при синдроме Дауна. В ряде случаев при­меняют в комплексном лечении судорожного синдрома, преиму­щественно с целью дезинтоксикационного действия.

Пирацетам (ноотропил) оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга, способствует синтезу нуклеиновых кислот, фосфолипидов, белков, улучшает мозговое кровообраще­ние, способствует развитию ассоциативных связей и интегратив-ной функции мозга. Положительным свойством препарата являет­ся то, что он не повышает судорожную активность мозга. Препа­рат хорошо переносится и широко применяется при отставании психомоторного развития, речевых нарушениях, ДЦП, для стиму­ляции слуховой и зрительной функции.

Аминалон (гаммалон) усиливает энергетические процессы и обмен в ЦНС, повышает дыхательную активность тканей головно­го мозга, способствует усвоению мозгом глюкозы, улучшает кро­воснабжение мозга и способствует удалению из него токсических продуктов обмена, повышает продуктивность мышления, улучша­ет память, оказывает благоприятное воздействие при нарушениях моторики и речи. Малотоксичен. Широко применяется при отста­вании психического и речевого развития, при ДЦП.

Церебролизин активизирует обмен веществ в клетках голов­ного мозга, улучшает речь, моторику, память, внимание. Оказыва­ет благоприятное влияние на вегетативную нервную систему, нормализует сон, аппетит, повышает умственную работоспособ­ность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Ши-

285

роко применяется при раннем органическом поражении ЦНС, при детских церебральных параличах, отставании речевого и умствен­ного развития.

Пиридитол (энцефабол) активизирует обменные процессы в ЦНС, повышает двигательную и психическую активность, стиму­лирует развитие речи, повышает умственную работоспособность. Не рекомендуется назначать при повышенной нервной возбудимо­сти и судорожном синдроме.

Пантогам оказывает одновременно стимулирующее и успо­каивающее действие, обладает также противосудорожной актив­ностью. Стимулирует психомоторное и речевое развитие, улучша­ет физическую и умственную работоспособность, применяется при умственной недостаточности, задержках речевого развития, заика­нии, низкой умственной работоспособности, при судорожном син­дроме, насильственных движениях (гиперкинезах), при лечении энуреза.

Пиридоксин (витамин В6 и пиридоксаль-фосфат) участвует в обмене жиров, играет важную роль в обеспечении нервной ткани необходимым количеством серотонина, в синтезе аминокислот. Широко применяется у детей с различными поражениями ЦНС, особенно при ДЦП, при нарушениях умственного развития. Отме­чалось благоприятное действие больших доз витамина В6 при болезни Дауна, при особой форме умственной отсталости, связан­ной с ломкой Х-хромосомой, а также при сочетании различ­ных отклонений в психомоторном развитии с судорожным син­дромом.

Цианокобаламин (витамин В12) активизирует различные ви­ды обмена в ЦНС, стимулирует процессы миелинизации в нервной системе, стимулирует моторное и психическое развитие. Особенно часто применяется у детей с ДЦП.

Кальция пангамат (витамин В15) активизирует жировой об­мен, ускоряет процессы миелинизации в нервной системе. Приме­няется у детей, родившихся в состоянии асфиксии, соматически ослабленных, при гипотрофии, при длительном лечении антибио­тиками, кортикостероидами, сульфаниламидными препаратами, а также при кожных аллергических заболеваниях (зудящих дерма­тозах).

Фолиевая кислота участвует в синтезе аминокислот, нуклеи­новых кислот, пуриновых и пиримидиновых оснований. Применя­ется при соматической ослабленности, анемии. Делались попытки лечения фолиевой кислотой особой формы умственной отстало­сти, связанной с ломкой Х-хромосомой. В качестве побочного действия отмечаются аллергические реакции и крапивница.

286

Липоцеребрин применяется как укрепляющее и тонизирую­щее нервную систему средство у соматически ослабленных детей, при нарушениях аппетита, у детей с отставанием в физическом и психическом развитии.

Вторая группа препаратов— это дегидратирующие сред­ства. У детей с отклонениями в развитии и ранними органически­ми поражениями ЦНС часто регистрируются повышения внутри­черепного давления.

Основные препараты второй группы

Магния сульфат применяется как успокаивающее, снижаю­щее внутричерепное давление и противосудорожное средство. Препарат включается в комплекс противосудорожного лечения. Применяется в виде внутримышечных инъекций и перорально как составная часгь успокаивающих и дегидратирующих (снижающих внутричерепное давление) микстур.

Диакарб нормализует внутричерепное давление при его по­вышении, снижая секрецию спинно-мозговой жидкости. Применя­ется перорально.

При применении магния сульфата и диакарба назначают пре­параты калия, так как применение этих препаратов способствует усиленному выделению калия из организма.

Триампур нормализует внутричерепное давление, оказывает диуретический эффект, не влияя на обмен микроэлементов. По­этому применение препаратов калия при лечении триампуром не требуется.

Фуросемид (лазикс) — быстродействующий диуретик. При­меняется, главным образом, при лечении острых состояний (час­тые судорожные состояния, угроза отека мозга). Назначается все­гда с препаратами калия. Применяется как перорально, так и внут­римышечно и внутривенно.

Третья группа препаратов — противосудорожные. Основные препараты третьей группы

Фенобарбитал (люминал) является базисным противосудо-рожным препаратом, эффективен почти при всех видах судорог. Назначается перорально, иногда используется как седативное и снотворное средство.

Дифенин оказывает противосудорожное действие без вы­раженного снотворного эффекта. Применяется при эпилепсии, в основном при больших судорожных припадках. Стимулиру­ет эмоциональные и психические реакции, поэтому его не реко­мендуется назначать возбудимым и расторможенным детям. Вместе с тем полезным считается сочетание дифенина с люми­налом.

287

Хлоракон применяют при различных судорожных припадках (большие судорожные, малые пропульсивные, абсансы, психомо­торные припадки). Часто назначается в сочетании с другими про-тивосудорожными средствами.

Бензонал близок по действию к люминалу, но, в отличие от него, не дает выраженного снотворного эффекта. Кроме противо-судорожного, оказывает слабое стимулирующее действие, улуч­шает умственную работоспособность и концентрацию внимания.

Гексамидин эффективен, прежде всего, при больших судо­рожных приступах. Является сильным противосудорожным сред­ством. Снотворным эффектом не обладает, но часто провоцирует побочные явления в виде головной боли, нарушений равновесия (атаксии), тошноты, изменений формулы крови.

Карбамазепин (финлепсин, тегретол) — противосудорожный препарат широкого действия, оказывает также психотропный эф­фект в виде повышения настроения и работоспособности. Среди побочных явлений наиболее частые — потеря аппетита, сухость во рту, тошнота, сонливость, нарушения координации движений.

В качестве противосудорожных средств используются также диазепам, нитрацепам (радедорм) и многие другие препараты.

Одним из распространенных подходов к коррекции поведения у детей в зарубежной психологии остается бихевиористский под­ход, способствующий развитию взаимодействия родителей и де­тей. При этом подходе ориентация делается на наблюдаемые пове­денческие реакции и применение специальных методик, направ­ленных на модификацию поведения. При этом подчеркивается важность привлечения родителей к процессу модификации пове­дения ребенка. Родителей специально обучают этой методике. Координатор программы (обычно психолог) прежде всего опреде­ляет, контролирует ли ребенок то или иное свое поведение путем разграничения поведенческих реакций на респондентные и опе-рантные. Многие специалисты полагают, что родители могут эф­фективно контролировать поведение своих детей путем приме­нения программ позитивного подкрепления. В зарубежной психо­логии разработаны специальные программы, которые помогают в домашней обстановке использовать метод подкрепления в целях поддержания желаемого способа поведения ребенка. Разработаны также программы так называемых символических подкреплений. Родителей специально обучают методам поощрения желаемых форм поведения с помощью как конкретных положительных сти­мулов, так и символических знаковых заменителей.

Методы, используемые родителями при руководстве поведени­ем ребенка, должны учитывать сильные и слабые стороны детей.

288