11.2. Медикаментозная терапия.
Общая характеристика основных лекарственных препаратов
Одной из задач медикаментозной терапии детей преддошколь-ного и дошкольного возраста при подготовке их к обучению является стимуляция их развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга. Кроме того, важное значение имеет лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС, которые наиболее часто возникают в виде повышения внутричерепного давления, параличей и парезов конечностей, судорожного синдрома, синдрома двигательной расторможенности и эмоциональной возбудимости, вегетативно-висцеральной дисфункции, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Часто имеет место сочетание нескольких этих расстройств.
При отставании психомоторного и речевого развития применяются препараты, стимулирующие обменные процессы в центральной нервной системе (гаммалон, ноотропил, церебролизин, аминалон, глютаминовая кислота, когитут и многие другие).
При повышении внутричерепного давления используют специальные препараты. При нерезко выраженном повышении внутричерепного давления назначают специальные микстуры, в состав которых входят: магния сульфат, цитраль, препараты брома, валериана. Маленьким детям нередко назначают глицерол с лимонным соком в соотношении 1:1. При назначении дегидратирующих средств, особенно при длительном применении, обязательно назначают препараты калия. Дегидратацию проводят прерывистыми недлительными курсами, чтобы не вызвать нарушений электролитного баланса и кислотно-щелочного равновесия.
Многие заболевания у детей раннего возраста сопровождаются аллергическими проявлениями. В этих случаях назначают специ-
283
При повышенной проницаемости сосудистой стенки, например при склонности к носовым кровотечениям, назначают аскорбиновую кислоту, аскорутин, глюконат кальция. Все виды лечения назначаются и контролируются врачом.
Особенно тщательного и систематического лечения требуют дети с судорожными проявлениями. Противосудорожное лечение предусматривает строгий индивидуальный подход и проводится под тщательным контролем врача. Важным принципом лечения является правильный выбор препарата в зависимости от характера и частоты судорог.
Особую сложность представляет лечение детей с нарушениями общения — ранним детским аутизмом. Это лечение проводится также под тщательным наблюдением и контролем. Для каждого ребенка подбираются дифференцированные курсы лечения. Среди препаратов используются нейролептики, в частности небольшие дозы неулептила, что обычно упорядочивает поведение ребенка. При наличии психомоторной и эмоциональной нестабильности назначают меллерил, а также малыми дозами, под тщательным контролем врача — галоперидол, транквилизаторы. Детям, у которых аутизм сочетается с выраженным отставанием в развитии, прописывают глютаминовую и фолиевую кислоту, липоцеребрин, когитум, пантогам, пиридитол и другие препараты. Широко используется витаминотерапия, особенно витамин В6 — пирадок-сальфосфат.
Лечение каждого ребенка проводится сугубо дифференцирование, обязательно под наблюдением врача! Следует помнить, что у детей с отклонениями в развитии может наблюдаться индивидуальная непереносимость отдельных лекарств, парадоксальная реакция на некоторые из них, например, седативные (успокаивающие) препараты могут вызывать возбуждение, снотворные — бессонницу и т. п.
Предупреждая родителей избегать самостоятельного лечения ребенка, мы считаем полезным, чтобы они ориентировались в общей направленности действия того или иного лекарства, внимательно наблюдали за ребенком и соотносили педагогические мероприятия с проводимым лечением.
Первая группа препаратов, которая наиболее часто применяется у детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста, — это препараты, стимулирующие обменные процессы в нервной системе и, тем самым, стимулирующие процесс развития психомоторных функций. Эти препараты не только стимулируют
284
белковый и углеводный обмен в ЦНС, но и способствуют удалению из организма токсических продуктов распада, повышают энергетические процессы и кровоснабжение в тканях мозга, способствуют дифференциации и активации нервных клеток и миели-низации проводящих путей. В целом, они улучшают функциональные возможности мозга и в раннем возрасте стимулируют его созревание.
Многие из этих препаратов противопоказаны при наличии судорог, повышенной возбудимости, двигательной расторможенно-сти. В ряде случаев их необходимо сочетать с противосудорожным и успокаивающим (седативным) лечением.
Основные препараты первой группы
Глютаминовая кислота активизирует углеводный обмен и окислительно-восстановительные процессы в ЦНС. Обезвреживает некоторые токсические продукты обмена. Улучшает проведение нервных импульсов в ЦНС и оказывает благоприятное воздействие на обменные процессы в мышечной ткани. Применяют при отставании психомоторного развития, при ДЦП, при умственной отсталости, в частности при синдроме Дауна. В ряде случаев применяют в комплексном лечении судорожного синдрома, преимущественно с целью дезинтоксикационного действия.
Пирацетам (ноотропил) оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга, способствует синтезу нуклеиновых кислот, фосфолипидов, белков, улучшает мозговое кровообращение, способствует развитию ассоциативных связей и интегратив-ной функции мозга. Положительным свойством препарата является то, что он не повышает судорожную активность мозга. Препарат хорошо переносится и широко применяется при отставании психомоторного развития, речевых нарушениях, ДЦП, для стимуляции слуховой и зрительной функции.
Аминалон (гаммалон) усиливает энергетические процессы и обмен в ЦНС, повышает дыхательную активность тканей головного мозга, способствует усвоению мозгом глюкозы, улучшает кровоснабжение мозга и способствует удалению из него токсических продуктов обмена, повышает продуктивность мышления, улучшает память, оказывает благоприятное воздействие при нарушениях моторики и речи. Малотоксичен. Широко применяется при отставании психического и речевого развития, при ДЦП.
Церебролизин активизирует обмен веществ в клетках головного мозга, улучшает речь, моторику, память, внимание. Оказывает благоприятное влияние на вегетативную нервную систему, нормализует сон, аппетит, повышает умственную работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Ши-
285
роко применяется при раннем органическом поражении ЦНС, при детских церебральных параличах, отставании речевого и умственного развития.
Пиридитол (энцефабол) активизирует обменные процессы в ЦНС, повышает двигательную и психическую активность, стимулирует развитие речи, повышает умственную работоспособность. Не рекомендуется назначать при повышенной нервной возбудимости и судорожном синдроме.
Пантогам оказывает одновременно стимулирующее и успокаивающее действие, обладает также противосудорожной активностью. Стимулирует психомоторное и речевое развитие, улучшает физическую и умственную работоспособность, применяется при умственной недостаточности, задержках речевого развития, заикании, низкой умственной работоспособности, при судорожном синдроме, насильственных движениях (гиперкинезах), при лечении энуреза.
Пиридоксин (витамин В6 и пиридоксаль-фосфат) участвует в обмене жиров, играет важную роль в обеспечении нервной ткани необходимым количеством серотонина, в синтезе аминокислот. Широко применяется у детей с различными поражениями ЦНС, особенно при ДЦП, при нарушениях умственного развития. Отмечалось благоприятное действие больших доз витамина В6 при болезни Дауна, при особой форме умственной отсталости, связанной с ломкой Х-хромосомой, а также при сочетании различных отклонений в психомоторном развитии с судорожным синдромом.
Цианокобаламин (витамин В12) активизирует различные виды обмена в ЦНС, стимулирует процессы миелинизации в нервной системе, стимулирует моторное и психическое развитие. Особенно часто применяется у детей с ДЦП.
Кальция пангамат (витамин В15) активизирует жировой обмен, ускоряет процессы миелинизации в нервной системе. Применяется у детей, родившихся в состоянии асфиксии, соматически ослабленных, при гипотрофии, при длительном лечении антибиотиками, кортикостероидами, сульфаниламидными препаратами, а также при кожных аллергических заболеваниях (зудящих дерматозах).
Фолиевая кислота участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, пуриновых и пиримидиновых оснований. Применяется при соматической ослабленности, анемии. Делались попытки лечения фолиевой кислотой особой формы умственной отсталости, связанной с ломкой Х-хромосомой. В качестве побочного действия отмечаются аллергические реакции и крапивница.
286
Липоцеребрин применяется как укрепляющее и тонизирующее нервную систему средство у соматически ослабленных детей, при нарушениях аппетита, у детей с отставанием в физическом и психическом развитии.
Вторая группа препаратов— это дегидратирующие средства. У детей с отклонениями в развитии и ранними органическими поражениями ЦНС часто регистрируются повышения внутричерепного давления.
Основные препараты второй группы
Магния сульфат применяется как успокаивающее, снижающее внутричерепное давление и противосудорожное средство. Препарат включается в комплекс противосудорожного лечения. Применяется в виде внутримышечных инъекций и перорально как составная часгь успокаивающих и дегидратирующих (снижающих внутричерепное давление) микстур.
Диакарб нормализует внутричерепное давление при его повышении, снижая секрецию спинно-мозговой жидкости. Применяется перорально.
При применении магния сульфата и диакарба назначают препараты калия, так как применение этих препаратов способствует усиленному выделению калия из организма.
Триампур нормализует внутричерепное давление, оказывает диуретический эффект, не влияя на обмен микроэлементов. Поэтому применение препаратов калия при лечении триампуром не требуется.
Фуросемид (лазикс) — быстродействующий диуретик. Применяется, главным образом, при лечении острых состояний (частые судорожные состояния, угроза отека мозга). Назначается всегда с препаратами калия. Применяется как перорально, так и внутримышечно и внутривенно.
Третья группа препаратов — противосудорожные. Основные препараты третьей группы
Фенобарбитал (люминал) является базисным противосудо-рожным препаратом, эффективен почти при всех видах судорог. Назначается перорально, иногда используется как седативное и снотворное средство.
Дифенин оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта. Применяется при эпилепсии, в основном при больших судорожных припадках. Стимулирует эмоциональные и психические реакции, поэтому его не рекомендуется назначать возбудимым и расторможенным детям. Вместе с тем полезным считается сочетание дифенина с люминалом.
287
Хлоракон применяют при различных судорожных припадках (большие судорожные, малые пропульсивные, абсансы, психомоторные припадки). Часто назначается в сочетании с другими про-тивосудорожными средствами.
Бензонал близок по действию к люминалу, но, в отличие от него, не дает выраженного снотворного эффекта. Кроме противо-судорожного, оказывает слабое стимулирующее действие, улучшает умственную работоспособность и концентрацию внимания.
Гексамидин эффективен, прежде всего, при больших судорожных приступах. Является сильным противосудорожным средством. Снотворным эффектом не обладает, но часто провоцирует побочные явления в виде головной боли, нарушений равновесия (атаксии), тошноты, изменений формулы крови.
Карбамазепин (финлепсин, тегретол) — противосудорожный препарат широкого действия, оказывает также психотропный эффект в виде повышения настроения и работоспособности. Среди побочных явлений наиболее частые — потеря аппетита, сухость во рту, тошнота, сонливость, нарушения координации движений.
В качестве противосудорожных средств используются также диазепам, нитрацепам (радедорм) и многие другие препараты.
Одним из распространенных подходов к коррекции поведения у детей в зарубежной психологии остается бихевиористский подход, способствующий развитию взаимодействия родителей и детей. При этом подходе ориентация делается на наблюдаемые поведенческие реакции и применение специальных методик, направленных на модификацию поведения. При этом подчеркивается важность привлечения родителей к процессу модификации поведения ребенка. Родителей специально обучают этой методике. Координатор программы (обычно психолог) прежде всего определяет, контролирует ли ребенок то или иное свое поведение путем разграничения поведенческих реакций на респондентные и опе-рантные. Многие специалисты полагают, что родители могут эффективно контролировать поведение своих детей путем применения программ позитивного подкрепления. В зарубежной психологии разработаны специальные программы, которые помогают в домашней обстановке использовать метод подкрепления в целях поддержания желаемого способа поведения ребенка. Разработаны также программы так называемых символических подкреплений. Родителей специально обучают методам поощрения желаемых форм поведения с помощью как конкретных положительных стимулов, так и символических знаковых заменителей.
Методы, используемые родителями при руководстве поведением ребенка, должны учитывать сильные и слабые стороны детей.
288
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке