logo
Мастюкова Коррекция

Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития

формирование готовности к школьному обучению у ребенка значительной степени связано с развитием его нервно-психи­ческих функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и прежде всего ЦНС. Вместе с тем, известно, что созре­вание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционирования ЦНС. Обучение и активная умственная дея­тельность ребенка в обучении являются мощными факторами, ус­коряющими биологический процесс созревания ЦНС.

Обучаемость рассматривается как восприимчивость к обуче­нию, к дозированной помощи, возможность к обобщению, по­строению ориентировочной основы деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.Я. Р1ванова, С.Я.Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Важное значение имеет не только интеллектуальная, но и лич­ностная и социально-психологическая готовность к обучению. Среди этих параметров важно учитывать волевую готовность ре­бенка к школе.

У.В. Ульенкова разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития. Среди этих параметров выде­лены следующие структурные компоненты учебной деятельности:

— ориентировочно-мотивационные;

— операционные;

— регуляторные.

На основании этих параметров автором была разработана уровневая оценка сформированности общей способности к уче­нию детей с ЗПР. Эта оценка проводилась в процессе диагности­ческого обучения, которое включало ряд заданий, типа выклады-вания елочки из геометрических фигур, рисования флажков по образцу, а также выполнения заданий по вербальной инструкции взрослого.

Автор выявила принципиальные различия в выполнении этих заданий нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ^ПР. Нормально развивающийся дошкольник в процессе выполне­ния этих заданий легко обучался работать по заданию взрослого, контролировать свои действия, адекватно оценивать свои удачи и неуспехи.

V шестилетних детей с ЗПР была выявлена более низкая спо­собность к обучению, отсутствие интереса к занятию по заданию,

121

отсутствие саморегуляции и контроля, а также критического от­ношения к результатам своей деятельности.

С.Г. Шевченко было показано, что неготовность детей с ЗПР к обучению находит свое отражение в несформированности сюжет-но-ролевых игр и представлений об окружающем мире.

Важным показателем готовности детей к обучению грамоте считается ориентировка их в речевой деятельности (Р.Д. Тригер). На основе совершенствования сенсорного языкового опыта ребе­нок должен овладеть элементарными навыками звукового анализа, он должен уметь последовательно вычленять звуки из слов, уста­навливать их последовательность и место в слове.

Важное значение для обучения детей с особыми проблемами развития имеет их готовность к усвоению счета. Для этого прежде всего важно научить детей выполнять различные классификации и группировки предметов по существенным признакам, активизиро­вать мыслительные операции, развивать пространственные пред­ставления.

Показателем готовности к усвоению счета у детей является возможность правильного восприятия цифровых обозначений в пределах первого десятка, умения пересчета предметов, в том чис­ле и в конфликтных условиях (например, предъявление предметов разного цвета или разного размера, возможности пересчета пред­метов с предварительной их сортировкой). Особо важное значение имеет сформированность понятия о числе, т. е. ребенок восприни­мает цифровые обозначения в пределах 10 и вербализирует их.

Кроме того, он должен владеть формальными операциями: больше, меньше, равно. Ребенок также должен уметь сравнивать количество предметов, независимо от их формы и величины. От­влекаясь от цвета и величины, он должен правильно отвечать на вопрос:сколько?

Важное значение имеют:

— оценка готовности руки к письму, т. е. возможности пра­вильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева на­право под контролем зрения;

— развитие функции активного внимания и памяти.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению также важна. Существуют различные подходы к проведению этой диаг­ностики, например в Институте коррекционной педагогики раз­работан психодиагностический комплекс, включающий три ме­тодики:

— методика исследования особенностей прогностической дея­тельности («Угадайка»), созданная Л.И. Переслени и В.Л.Подобе-дом;

122

_ цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена в модифика­ции Т.В. Розановой;

_ методика диагностики словесно-логического мышления, раз-

аботанная Э.Ф. Замбациявичене по принципу, использованному

р Амтхауэром, и модифицированная Л.И.Переслени и Е.М.Мастю-

ковой, прошедшая экспериментальную проверку (Л.И. Переслени,

Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989, 1990).

Эта методика предназначена для диагностики прогностической деятельности, которая сама по себе является важным нейропсихо-логическим показателем готовности ребенка к обучению, с учетом особенностей развития внимания, памяти и мышления.

Методический материал состоит из трех наборов карточек раз­мером 4x4 см с написанными на одной стороне печатными буква­ми А или Б (размер букв — 2-2,5 см). С лицевой и оборотной сто­роны карточек мелкими цифрами отмечен порядковый номер кар­точки (нумерация карточек в каждом наборе начинается с единицы).

Детский вариант методики ориентирован на возраст детей от 6 лет. Первый набор имеет 20 карточек с последовательностью АБАБ..., повторяющейся в 10 циклах; второй набор — 60 карточек с последовательностью ББАА..., повторяющейся в 15 циклах; тре­тий набор — 60 карточек с последовательностью АББ..., повто­ряющейся в 20 циклах.

Ход исследования

Перед предъявлением первого набора ребенку показывают две карточки с написанными на них буквами А и Б и дается следую­щая инструкция: Здесь у меня только такие карточки, смотри А и Б, других у меня нет. Твоя задача угадать, в каком порядке сле­дуют буквы здесь. (Экспериментатор указывает на первую стопку карточек.) Все твои ошибки я буду записывать. Итак, начали! Какая сейчас будет буква?

После того как ребенок назовет букву, взрослый переворачива­ет карточку и показывает букву ребенку, чтобы он увидел пра­вильно ли выполнил задание. Подобная процедура повторяется до конца набора. Отработанные карточки складываются в стопку изображением вниз. Одновременно в протоколе записываются но-Мера карточек, в угадывании которых допущена ошибка. Мини­мальное количество предъявленных карточек — 12.

По окончании первого набора экспериментатор одобряет дей-твия ребенка, обращает его внимание на то, что в следующем за-Дании порядок расположения карточек будет изменен, затем таким

же способом предъявляется второй набор. Ошибки фиксируются в протоколе тем же способом.

Инструкция перед предъявлением второго набора: Здесь у меня те же самые буквы, только лежат они в другом порядке. Твоя задача угадать, в каком порядке они идут и сделать как можно меньше ошибок. Все ошибки я буду записывать. Начали! Какая сейчас будет буква?

Обследующий представляет второй набор, складывая отрабо­танные карточки изображениями вниз в отдельную стопку, запи­сывая так же номера карточек, предсказания которых были непра­вильными.

По окончании предъявления второго набора, без предупреж­дения об изменении порядка чередования букв, но стимулируя его работать как можно внимательнее, предъявляется третий набор.

Инструкция: Угадай, а сейчас?

Ребенку предъявляется третий набор, отработанные карточки складываются в третью стопку.

Инструкция по окончании предъявления всех трех наборов: А сейчас вспомни, пожалуйста, как чередовались буквы в первом наборе? Ребенку при этом показывается стопка карточек первого набора.

Ответ ребенка записывается в протоколе. После этого ребенку задается вопрос: А сейчас вспомни, как чередовались буквы во втором наборе! Также записывается ответ. Та же процедура по­вторяется и с третьим набором. При анализе результатов учиты­ваются качественные и количественные показатели. Основными показателями являются: количество ошибок и стратегия прогнози­рования.

Количество ошибок от 0 до 12 расценивается как быстро фор­мирующийся прогноз; от 12 до 17 — медленно формирующийся прогноз.

Практика показывает, что данная методика, наряду с другими методами обследования, является полезной для оценки готовности к школьному обучению.

Психодиагностика словесно-логического мышления включает четыре субтеста.

Первый субтест направлен на выявление уровня общей осве­домленности об окружающем и способности выделять существен­ные признаки предметов и явлений окружающей действитель­ности.

С помощью второго субтеста выявляется сформированность понятий.

124

Третий субтест направлен на оценку сформированности логи-

кого мышления и четвертый — на сформированность обобще-

Методика рассчитана на детей в возрасте от 7 лет. Обследо-

ние всегда проводится индивидуально; время обследования не

пзаничено. Все задания читаются вслух экспериментатором.

Первыйсубтест

1. у сапога всегда есть...

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

2. В теплых краях живет...

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

3. В году...

24мес., Змее., 12мес., 4мес., 7мес.

4. Месяц зимы...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март...

5. В нашей стране не живет...

6. Отец старше своего сына...

часто, всегда, никогда, редко, иногда 1. Время суток... *

год, месяц, неделя, день, понедельник

8. У дерева всегда есть...

листья, цветы, плоды, корень, тень

9. Время года... -V \ август, осень, суббота, утро, каникулы

10. Пассажирский транспорт...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

Второйсубтест

Задача: выделение неподходящего слова.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

I Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

• Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

• Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

125