logo
Мастюкова Коррекция

2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляет­ся в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В про­цессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения.

Большое внимание уделяется развитию функции руки, подго­товке ребенка к овладению навыком письма, развитию простран­ственных представлений. Ребенка учат изолированным движениям одной руки (все остальные части тела при этом должны находить­ся в полном покое).

Особое внимание уделяют развитию тонких движений пальцев Рук. При этом важно, чтобы у ребенка не возникали сопутствую­щие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки или ног.

Для стимуляции развития изолированных движений указатель­ного пальца используют ряд специальных упражнений, например адавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук, клавиши фортепиано.

Для развития пространственных представлений используют

^ Циальные дидактические игры и игрушки. Например, игра

с °чтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку

к-йЯЯТЬЮ пР°Резями — полукруглой, треугольной, прямоугольной,

Кратной и шестиугольной.

175

Игры на развитие восприятия формы тренируют зрительно внимание и способствуют формированию пространственных прел ставлений. Если ребенку недоступна игра «Почтовый ящик», То начинают игры-упражнения с различения формы шара, круга и их размеров: большой —маленький. Для этого берется ящик, в стен­ках которого имеются прорези большого и маленького размера одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик, шарики двух размеров и предлагают задание: Большой шар положить в боль­шое окошко, маленький — в маленькое. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара и куба, круга и квадрата Число геометрических фигур, которые дети должны различать и с которыми должны уметь манипулировать, постепенно увеличива­ется. Для закрепления этих знаний используется доска с прорезями различной формы и величины и соответствующие геометрические фигурки к ней (доски Сегена), а также описанный выше «Почто­вый ящик».

В специальных играх со строительным материалом ребенка учат различать высоту и длину предметов, формируют понятия высокий —низкий, длинный —короткий, большой —маленький.

Для развития зрительно-моторной координации используются игры «Лабиринты», в которых нужно глазами и пальцем просле­дить извилистый путь какого-либо сказочного персонажа к своему домику, игра «Колобок» и др.

Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии не­разрывно связано с развитием их мышления. Ребенка следует нау­чить не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира.

Важное значение имеют также специальные игры-упражнения по развитию пространственных представлений.