3.2. Задержка психического развития
Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических Функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
Кроме того, в отличие от олигофрении, у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать по-°Щь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельно-
33
сти в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%.
Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации. Кроме того, у большинства детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой — эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма.
Задержка психического развития в большинстве случаев связана с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Отклонения со стороны нервной системы у этих детей проявляются уже с первых месяцев жизни и отличаются большим разнообразием.
Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность.
Характерным признаком детей с задержкой психического развития является недостаточность развития тонкой моторики.
При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
Характерной особенностью у большинства детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение функции активного внимания.
Одной из часто встречающихся особенностей нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций.
Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е.
34
етей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, ис-ггывают наибольшие затруднения в усвоении навыков чтения и
письма.
Для многих детей с задержкой психического развития характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.
Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформи-рованностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории
детей.
Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.
При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.
Психологические аспекты классификации ЗПР рассматривались в статье Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой.1
На основе неврологического анализа у детей раннего возраста мы предлагаем выделять два типа задержки психического развития. Первый тип — доброкачественная, или неспецифическая, задержка, которая не связана с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо специальных терапевтических мероприятий. Доброкачественная, неспецифическая задержка обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС.
От доброкачественной, неспецифической задержки развития мы предлагаем отличать специфическую, или церебрально-органическую, задержку развития, связанную с повреждением мозговых структур и их функций.
Исходя из такого определения специфической и неспецифиче-кои заДержки возрастного развития, можно заключить, что даже
ереслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития. Во-сы Дифференциальной диагностики // Вопросы диагностики. 1989. № 1.
35
общие внешние факторы в одних случаях вызывают лишь некоторую задержку темпа становления возрастных функций, в других — приводят к дисфункции мозга, которая наряду с задержкой развития проявляется различными неврологическими и психоневрологическими нарушениями, чаще всего в виде того или иного более или менее обозначенного клинического синдрома.
С практической точки зрения, дифференциация специфической и неспецифической задержки развития, т. е., по существу, патологической и непатологической задержки, чрезвычайно важна в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения, обучения и социальной адаптации.
Доброкачественная, неспецифическая задержка развития проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психических функций, которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или) психопатологическими симптомами.
Неспецифическая задержка развития легко поддается коррекции путем ранней стимуляции психомоторного развития.
Она может проявляться как в виде общего, тотального отставания в развитии, так и в виде частичных (парциальных) задержек в становлении тех или иных нервно-психических функций, особенно часто это относится к отставанию в развитии речи.
Отставание в становлении тех или иных психомоторных функций специфично для каждого возрастного этапа развития. Так, в период новорожденности у такого ребенка длительное время не формируется четкий условный рефлекс на время. Такой малыш не просыпается, когда он голодный или мокрый, и не засыпает, когда сытый и сухой, все безусловные рефлексы у него ослаблены и вызываются после длительного латентного периода. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главных сенсорных реакций этого возраста — зрительная фиксация или слуховое сосредоточение. Вместе с тем, в отличие от детей с поражением ЦНС, у него не проявляются признаки дизэмбриогенеза — пороки развития, в том числе и выраженные в минимальной степени. У него нет также нарушений крика, сосания, асимметрии мышечного тонуса.
В возрасте 1—3 месяцев у него может проявляться некоторое отставание темпа возрастного развития, отсутствие или слабо выраженная тенденция к удлинению периода активного бодрствования, улыбка при общении со взрослым отсутствует или проявляется непостоянно, зрительное и слуховое сосредоточения кратко-
36
енны гуление отсутствует или наблюдаются лишь отдельные В^ ие звуки. Прогресс в его развитии начинает отчетливо наме-
ься к 3 месяцам жизни. К этому возрасту он начинает улыбать-
и прослеживать за движущимся предметом. Однако все эти гЬ нкции могут проявляться непостоянно и отличаются быстрой истошаемостью.
На всех последующих этапах развития доброкачественная задержка проявляется в том, что ребенок в своем развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. Однако задержка развития может проявиться на каждом возрастном этапе впервые. Так, ребенок 6 месяцев с этой формой задержки развития не дает дифференцированной реакции на знакомых и незнакомых, у него также может быть задержано развитие лепета, а ребенок в 9 месяцев может проявлять недостаточную активность в общении со взрослыми, он не подражает жестам, у него слабо развит игровой контакт, лепет отсутствует или слабо выражен, не проявляется интонационно-мелодическая имитация фразы, он может с трудом захватывать или не захватывать вовсе мелкие предметы двумя пальцами или недостаточно четко реагировать на словесную инструкцию. Замедленный темп моторного развития проявляется в том, что он может сидеть, но не садится самостоятельно, а если он сидит, то не делает попыток встать и т. п.
Доброкачественная задержка развития в возрасте 11—12 месяцев проявляется чаще всего в отсутствии первых лепетных слов, слабой интонационной выразительности голосовых реакций и первых лепетных слов, нечеткости их соотнесения с предметом или действием. Задержка в моторном развитии проявляется в том, что ребенок стоит с поддержкой, но не ходит. Отставание в психическом развитии характеризуется слабостью повторных действий и подражательных игр, ребенок недостаточно уверенно манипулирует двумя руками, недостаточно захватывает предметы двумя пальцами.
Неспецифическая задержка развития в первые три года жизни чаще всего проявляется в виде отставания в развитии речи, недостаточности игровой деятельности, отставанием в развитии функции активного внимания, регулирующей функции речи (поведение ребенка слабо управляется инструкцией взрослого), недостаточной Дифференцированностью эмоциональных проявлений, а также в виде общей психомоторной расторможенности. Она может проявляться также отставанием в развитии моторных функций. При
том в первые месяцы жизни отстает темп нормализации мышеч-го тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления вы-
рямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной
37
координации, произвольной двигательной активности и особенно тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Доброкачественная неспецифическая задержка развития может быть семейным признаком, она часто наблюдается у соматически ослабленных и недоношенных детей. Она также может иметь место при недостаточности раннего педагогического воздействия.
Специфическая, или церебрально-органическая, задержка развития связана с изменениями структурной или функциональной деятельности мозга. Ее причиной могут быть нарушения внутриутробного развития мозга, гипоксия плода и асфиксия новорожденного, внутриутробные и постнатальные инфекционные и токсические воздействия, травмы, нарушения обмена веществ и другие факторы.
Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуславливающими задержку в развитии, у большинства детей отмечаются нерезко выраженные неврологические нарушения, которые выявляются лишь при специальном неврологическом обследовании. Это так называемые признаки минимальной мозговой дисфункции, которые обычно имеют место у детей с церебрально-органической задержкой психического развития.
У многих детей с этой формой задержки психического развития уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная рас-торможенность—гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление такого ребенка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Многие из них также отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством.
Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.
Таким образом, дети с задержкой психического развития — это очень полиморфная группа. У некоторых из них отставание в развитии, в первую очередь, связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это дети с инфантилизмом. Они достаточно изобретательны и неутомимы в игре, им свойственна живость воображения, фантазия, непоседливость, изобретательность с преобладанием положительных эмоций и хорошего настроения. Вместе с
38
у них слабо развиты интеллектуальные интересы, отмечается Т достаточная устойчивость активного внимания и регуляции соб-твенной деятельности. Для этих детей характерна повышенная живость и выраженный интерес к окружающему. Вместе с тем имеет место отставание в созревании компонентов формирующейся личности, задержка в созревании абстрактно-логического мышления с преобладанием конкретно-действенного и наглядно-образного.
Особенности психической деятельности детей с задержкой развития обусловлены несформированностью у них интегратив-ной деятельности мозга. Известно, что интегративность — взаимодействие различных функциональных систем — является основой нормального психического развития ребенка.
В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунков в единый смысловой образ.
Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Недостаточность интегративной деятельности мозга у детей с задержкой психического развития проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей. При рисовании по образцу геометрических фигур они не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают углы, линии и их соединения.
При выполнении задания: нарисовать фигуру человека, дети старшего дошкольного возраста допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.
Таким образом, одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными Функциями. Так, ребенок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зрения. Он также испытывает затруднения при воспроизведении ритма, воспринимаемого на слух.
Одной из характерных особенностей детей с задержкой в раз-тии является отставание в развитии у них пространственных
Редставлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.
39
Кроме того, в дошкольном возрасте у них нередко наблюдается перекрестная или невыраженная латеральность. По мнению некоторых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преобладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.
Характерным признаком детей с ЗПР является недостаточность у них тонкой моторики.
При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем, в результате чего недостаточно хорошо понимают обращенную к ним речь.
Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка.
Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенной обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий.
Одной из частых особенностей нарушений функции внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие отдельных мыслительных операций.
Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е. у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивном поведении отмечаются общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность.
Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная недостаточность памяти. Она проявляется, прежде всего, в недостаточности активного, произвольного запоминания.
Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформи-рованностью функции самоконтроля.
Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к
40
кому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Кооме того, у многих из них к началу школьного обучения место несформированность многих высших психических Функций, таких как пространственный и предметный гнозис, прак-с фонематический анализ, динамический и кинестетический оа'ксис, а также функции программирования на смысловом уровне и мнестической деятельности.
В специальных исследованиях детей с ЗПР также показано значительное отставание развития общения таких детей со взрослыми.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке