5.2.1. Медицинская диагностика
Медицинская диагностика отклонений развития у детей раннего и дошкольного возраста включает общий осмотр, анализ анамнестических данных, оценку соматического, неврологического и
72
психического состояния. Клинический диагностический процесс разделяется на несколько этапов.
На первом этапе выявляются основные неврологические и психопатологические синдромы, устанавливается взаимосвязь между ними и предположительная локализация патологического состояния ЦНС.
На втором этапе ставится задача определения характера аномального развития и его сущности. На этом этапе особенно важное значение имеет выявление генетических синдромов и различных заболеваний ЦНС, обусловливающих отклонения в развитии.
На третьем этапе ставится задача этиопатогенетической диагностики и оценки прогноза.
Важное значение для клинической диагностики имеет нейро-физиологический, биохимический, генетический и другие методы обследования.
Таким образом, клинический метод исследования предполагает комплексный подход, включающий оценку этиологии, патогенеза, структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений, анализ взаимосвязи психопатологических и неврологических нарушений. Такой подход в сочетании с качественной оценкой психолого-педагогических данных определяет возможность постановки клинического диагноза и проведения дифференциальной диагностики. Дифференциальная диагностика позволяет установить окончательный, т. е. клинический диагноз.
Клиническая диагностика основывается на знании основных закономерностей возрастного развития нервно-психических функций.
Важное значение в клинической диагностике имеет оценка комплекса внешних признаков ребенка — фенотипа, который определяется в значительной степени генотипом. Поэтому многие отклонения в развитии, связанные с наследственными заболеваниями, диагностируются по внешнему облику ребенка, затем диагноз может подтверждаться при генетическом исследовании. Например, так диагностируется болезнь Дауна.
Генетическое обследование составляет важный раздел медицинской диагностики, поскольку число наследственно обусловленных форм аномального развития достаточно велико. Так, по Данным М.Г. Блюминой (1985), доля наследственно обусловленных форм умственной отсталости составляет около 75%. Велика роль наследственных факторов в этиологии раннего детского аутизма, нарушений слуха и зрения, сложного дефекта.
Для клинической диагностики важное значение имеет установ-ение нозологического диагноза, т. е. выявление определенного
73
неврологического или психического заболевания, обусловливающего отклонения в развитии. Это могут быть наследственные нарушения обмена веществ, например: фенилкетонурия, хромосомные болезни, детские церебральные параличи, гидроцефалия, микроцефалия, эпилепсия, шизофрения, различные синдромаль-ные формы умственной отсталости и сложного дефекта, такие как синдром Ретта, синдром Леша-Нихана, синдром Ушера, синдром ломкой Х-хромосомы, алкогольный синдром плода и многие другие.
Важным методом клинической диагностики является психопатологическое исследование. Оно включает клиническую беседу, наблюдение за поведением ребенка и специально проводимое обследование. При оценке психопатологической симптоматики обязательно учитываются данные неврологического обследования и соматическое состояние ребенка. При этом всегда ставится задача выявления патогенетической зависимости между отдельными клиническими симптомами и синдромами. Диагностическая значимость каждого синдрома оценивается в зависимости от его структуры и сочетаний с другими психопатологическими и неврологическими синдромами. Все эти формы отклонений в развитии имеют различные причины. Диагностика конкретного нервно-психического заболевания, обусловливающего отклонение в развитии, открывает новые возможности для более эффективного лечения, психолого-педагогической коррекции, прогноза, а также для предупреждения повторных случаев подобного заболевания в семье.
Важное значение для диагностики и прогноза имеет выявление связи между двумя видами расстройств: дизонтогенетическими, т. е. признаками нарушенного развития, и энцефалопатическими, связанными с повреждением различных мозговых структур. Например, перед нами ребенок 5 лет с отставанием в развитии речи и моторики. При обследовании логопед выявляет у него общее недоразвитие речи того или иного уровня, педагог отмечает отставание в речевом, психическом и моторном развитии. Все признаки, выявленные этими специалистами, относятся к дизонтогенетиче-ским, связанным с нарушением развития тех или иных функций. Детский психоневролог при обследовании такого ребенка, наряду с отставанием в развитии, выявляет у него признаки повышенного внутричерепного давления, нерезко выраженные проявления детского церебрального паралича, судорожную готовность, двигательную расторможенность и т. п. Эти признаки относятся к энце-фалопатическим, связанным с повреждением, в том числе и «минимальным», тех или иных мозговых структур. Коррекционная
74
работа будет наиболее успешной, если она будет сочетаться со специальным лечением.
Как видно из представленного примера, наличие энцефалопа-тических расстройств всегда утяжеляет динамику психомоторного развития.
Важное значение в диагностике отклонений в развитии, особенно у детей старшего дошкольного возраста, имеет нейропсихо-логическое обследование, которое направлено на оценку состояния высших психических функций.
Диагностика некоторых генетически обусловленных синдромальных форм психического дизонтогенеза
Многие наследственно обусловленные формы отклонений в развитии сочетаются с нарушениями роста и телосложения1.
Удлиненные конечности и усиленный рост при наличии выраженного отставания в умственном развитии характерны для синдрома церебрального гигантизма — синдрома Сотоса. Это редкое заболевание с аутосомно-доминантным типом наследования. Синдром впервые описан в 1964 г. Характерными его признаками считаются макроцефалия (увеличение размеров головы), лицевые и черепные аномалии, нарушения интеллекта и речи. При внешнем осмотре обращает на себя внимание удлиненное лицо, крупные и удлиненные ушные раковины, большой выпуклый лоб, крупные стопы и кисти рук. Среди дополнительных признаков отмечаются дефекты зрения.
Увеличение массы тела и подкожного жирового слоя, отмечаемое с рождения, характерно для синдрома Беквита-Видемана. Дети с этим синдромом рождаются с массой тела, превышающей 4 кг, и длиной более 52 см. Могут иметь место как умеренная микроцефалия, так и гидроцефалия. Обращает на себя внимание выступающий затылок, большой лоб. Типичным признаком считается наличие вертикальных бороздок на мочках ушных раковин. Характерно увеличение ряда внутренних органов: печени, почек, поджелудочной железы, реже — сердца. Многие дети в первые годы жизни отстают в речевом и психическом развитии. Хотя интеллект при этом синдроме в большинстве случаев сохранный.
Увеличение массы тела характерно также для особой формы умственной отсталости, обусловленной синдромом ломкой Х-хро-
Более подробно см. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1992.; Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы нетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2001.
75
мосомы. Кроме большой массы тела, уже в период новорожденно-сти обращают на себя внимание внешние особенности ребенка. Это — пухлое лицо с узкими глазными щелями и отечными веками, отмечается некоторое сходство с «китайчатами». Через несколько месяцев из-за плохого роста волос на голове и своеобразных по форме крупных ушей («уши летучей мыши») голова малыша, по характеристике родителей, приобретает некоторое сходство с «заячьей».
К году брови становятся более широкими, глазные щели приобретают полулунную форму. Все большее внимание начинает обращать на себя непропорционально большая голова этих детей. В отличие от детей с гидроцефалией, имеет место равномерное увеличение как мозговой, так и лицевой части черепа. По выражению родителей, наблюдается «взрослая голова» у маленького ребенка.
К 2-3 годам лицо ребенка меняется: оно становится продолговатым (вначале увеличивается лоб, затем средняя часть лица и челюсти, а также ушные раковины).
К этому же возрасту все более отчетливо проявляется общая моторная неловкость, «неуклюжесть» ребенка, обусловленная недостаточной координацией движений.
Более отчетливо проявляются специфические особенности поведения: манерность, вычурность, избирательность общения, — что часто требует проведения дифференциальной диагностики с ранним детским аутизмом (РДА).
Затем постепенно увеличиваются кисти и стопы, а также коленные, локтевые и другие суставы. При этом особенно крупными выглядят колени.
Для большинства детей мужского пола характерно постепенное увеличение яичек, в ряде случаев и пениса.
Чаще светлые радужки, светлые волосы, широкая форма носа; бледность кожи сочетается с повышенной ее эластичностью и чрезмерной разгибаемостью суставов. Нередко наблюдаются и дефекты скелета в виде сколиоза.
Все представленные признаки сочетаются с отставанием речевого и психического развития и своеобразными нарушениями поведения.
Отставание в росте и массе тела при наличии нарушений психомоторного развития типично для многих наследственных заболеваний обмена.
Раннее выявление метаболических дефектов при массовом скрининге способствует ранней диагностике, а в ряде случаев и предупреждению тяжелых форм умственной отсталости.
76
Метаболические дефекты являются частой причиной тяжелых отклонений в развитии. Они встречаются с разной частотой. Наиболее распространенной из них является фенилкетонурия (ФКУ), частота которой составляет 1:10 000 новорожденных.
В настоящее время разработаны методы пренатальной диагностики многих врожденных форм нарушений обмена.
Начальные признаки наследственных метаболических дефектов обычно проявляются в течение первого года жизни. Прежде всего начинают выявляться нарушения со стороны ЦНС. Время появления первых клинических признаков, степень их выраженности и темп прогрессирования нервно-психических расстройств при врожденных нарушениях обмена очень вариабильны даже при одном и том же заболевании и зависят как от характера метаболического дефекта, так и от остаточной активности дефектных ферментов.
Существует несколько клинических вариантов течения наследственно обусловленных нарушений обмена веществ.
Первый вариант характеризуется ранним проявлением неврологических расстройств и острым течением.
При этом варианте рано (с рождения или в первые дни и недели жизни) выявляются общемозговые нарушения, которые могут проявляться в виде нарушений сознания, общего беспокойства ребенка, резкого пронзительного крика, нарушений сна, судорог. В особо тяжелых случаях наблюдаются также нарушения дыхания и глотания. Такой ребенок нуждается в срочных реанимационных мероприятиях и обязательном стационировании.
При втором варианте клиническая симптоматика также выражена с рождения, но течение ее более медленное. В первые месяцы жизни часто обращает на себя внимание повышенная возбудимость ребенка, нарушение сна, беспричинный крик, реже наблюдается вялость, общая заторможенность.
Отставание в психомоторном развитии наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни.
Такое течение характерно для фенилкетонурии, гистидинемии и некоторых других наследственных заболеваний.
При третьем варианте клиническая симптоматика проявляется через несколько месяцев после рождения, иногда к концу первого-второго года жизни с регрессом отдельных уже сформированных нервно-психических функций. Примером такого заболевания является синдром Гурлера.
Т)
рассмотрим принципы ранней диагностики нервно-психичес-их заболеваний и отклонений в развитии при втором варианте проявления клинической симптоматики.
77
ФКУ наблюдается примерно у 1% умственно отсталых детей.
Уровень развития интеллекта при ФКУ колеблется от нормы до глубокой идиотии. Прогрессирующее течение заболевания особенно выражено в первые 2-3 года жизни.
У одних детей в нерезкой степени выраженности признаки заболевания проявляются уже в период новорожденности, у других — на первом году жизни. В этих случаях у ребенка постепенно пропадает интерес к окружающему, задерживается психомоторное развитие. Ребенок становится беспокойным либо вялым и безразличным к окружающему. Наиболее характерна смена периодов возбуждения и общей заторможенности. Нередко первые признаки заболевания совпадают с введением прикорма или каким-либо простудным заболеванием. Постепенно ребенок все больше и больше начинает отставать в физическом и психическом развитии, формируются признаки умеренной микроцефалии.
Известно, что дети с ФКУ — чаще блондины со светлой кожей и голубыми глазами. Для многих из них характерны проявления экссудативного диатеза, дерматиты, экзема, которые также наиболее резко начинают проявляться с введением прикорма. Кроме того, часто наблюдается повышенная потливость с характерным неприятным запахом.
При неврологическом обследовании выявляются нарушения мышечного тонуса, дрожание пальцев рук, иногда насильственные движения.
Отставание в психомоторном развитии выявляется на первом году жизни. Задержано формирование всех двигательных навыков: ребенок начинает поздно сидеть, стоять, ходить.
Прогностически неблагоприятными признаками являются микроцефалия и судорожные припадки, которые обычно появляются во втором полугодии жизни.
Во всех случаях нарушено формирование речи. При тяжелых формах заболевания у детей не формируются навыки самообслуживания и опрятности. Кроме того, наряду с интеллектуальной недостаточностью, выявляются и разнообразные нарушения эмоциональной сферы и поведения. Многие дети не стремятся к общению, эмоции их бедные и неадекватные, у некоторых из них наблюдаются немотивированные страхи. По особенностям нарушений эмоциональной сферы больные с ФКУ могут напоминать детей с аутизмом.
78
Нарушения поведения у детей с ФКУ проявляются в виде обшей расторможенности, аффективной возбудимости, часто с приступами гнева и ярости.
Диагноз заболевания ставится на основе исследования содержания фенилаланина в плазме крови и определения избыточного выделения с мочой кетокислот.
Основу лечения составляет специальная диета с ограничением белков, с добавлением углеводов, минеральных солей и витаминов. Широко применяются специальные белковые гидро-лизаты. Из рациона питания исключаются все продукты с большим содержанием белка: мясо, яйца, сыр, творог, орехи и др. В строго ограниченном количестве даются молоко и картофель. В питание ребенка включаются такие продукты, как морковь, капуста, помидоры, салат, яблоки, апельсины, мед, варенье. В ходе лечения постоянно проводится биохимическое исследование.
Если в семьях, кроме детей с ФКУ, имеются и здоровые, то рекомендуется, чтобы они с раннего возраста находились под наблюдением педиатра и детского невропатолога или психиатра.
Гистидинемия. В основе заболевания лежит врожденное отсутствие или резкая недостаточность фермента гистидазы, что приводит к повышению содержания в крови гистидина, а последний оказывает токсическое воздействие на ЦНС.
При полном отсутствии фермента заболевание проявляется в первые месяцы жизни и быстро прогрессирует, часто приводя к смертельному исходу.
При малой активности фермента заболевание развивается постепенно и проявляется в виде отставания в умственном и речевом развитии; кроме того, у этих детей часто наблюдаются нарушения слуха. У многих детей отмечаются эмоционально-поведенческие расстройства в виде повышенной возбудимости, агрессивности, страхов.
Внешний облик детей несколько напоминает больных с ФКУ: дети также чаще светловолосые и голубоглазые.
Диагноз подтверждается биохимическими исследованиями.
Основу лечения составляет диетическое питание. Все продукты животного происхождения включаются в рацион питания очень осторожно, с учетом содержания гистидина в крови.
Синдром «лицо эльфа». Заболевание проявляется прежде всего в характерном внешнем облике ребенка, особенно обращает на сеоя внимание своеобразие его лица: щеки опущены вниз, маленький подбородок, большой рот, полные губы, особенно нижняя, воеобразный разрез глаз со сходящимся косоглазием и припух-
79
шими веками. Характерны синеватые склеры и ярко-голубые радужки со своеобразной «звездчатостью».
Отмечаются также своеобразные особенности в строении тела: отставание в росте и массе тела сочетается с удлиненной шеей, узкой грудной клеткой. Характерна также повышенная разгибае-мость суставов.
Умственная отсталость сочетается с пороками сердца и сосудов. Диагностика основывается на характерных внешних особенностях ребенка.
Причина заболевания неясна. Высказывается гипотеза о моно-генно обусловленном поражении с доминантным типом наследования. Вместе с тем во многих случаях заболевание проявляется спорадически. Высказывается мнение о специфической наследственной предрасположенности при взаимодействии с неблагоприятными внешнесредовыми факторами, одним из которых может быть повышение концентрации витамина В в крови беременной женщины.
В раннем возрасте при повышении уровня кальция в крови ограничивают потребление кальция и витамина ^. Однако нормализация уровня кальция в крови, к сожалению, не предотвращает нарушения умственного развития.
При обследовании ребенка следует обратить внимание на наличие ожирения. Существует много форм различных нервно-психических заболеваний, сочетающихся с ожирением. Одним из них является синдром Барде-Бидля. Впервые заболевание описано в 1866 г. Для него характерны следующие пять признаков: ожирение, гипогенитализм (недоразвитие половой системы), умственная отсталость, пигментная дегенерация сетчатки и полидактилия (увеличение количества пальцев на кистях и/или стопах). Сочетание этих признаков встречается не так часто, обычно имеет место неполное проявление синдрома. Заболевание одинаково часто встречается у лиц мужского и женского пола. При данном заболевании наблюдаются разнообразные нарушения обмена: жирового, белкового, минерального.
Характерен внешний вид больных: прежде всего, это ожирение с обильным отложением жира на лице (лицо приобретает вид «полной луны»), на груди, на животе, ягодицах и бедрах. Обычно ребенок рождается с большим весом и быстро начинает полнеть.
Ожирение сочетается с заболеванием глаз (дегенерацией пигментного слоя сетчатки). Заболевание глаз начинается к младшему школьному возрасту и медленно прогрессирует до полной слепоты.
Обязательным признаком заболевания является полидактилия (наличие дополнительного пальца), которая обычно сочетается с
80
полным или частичным сращением соседних пальцев кисти или
пы — с синдактилией. У детей имеет место интеллектуальная недостаточность, которая медленно прогрессирует.
В первые годы жизни отставание в психическом развитии проявляется нерезко, обращает на себя внимание прежде всего недоразвитие речи. При этом заболевании может также наблюдаться нистагм, различные отклонения в строении скелета, нарушения слуха и двигательные расстройства.
Характерным обязательным признаком является проявление гипогенитализма: половые органы и вторичные половые признаки развиваются со значительным отставанием. У мальчиков половой член уменьшен в размерах, яички часто не спущены в мошонку. У девочек в ряде случаев отмечается первичная аменоррея (отсутствие менструации).
В структуре интеллектуального дефекта при этом заболевании отмечаются проявления психоэндокринного синдрома: слабость побуждений, расстройства настроения, нарушения влечений.
В первые годы жизни отставание умственного развития может проявляться нерезко, но заметна значительная задержка в развитии речи.
В неврологическом статусе постоянными признаками являются горизонтальный нистагм, общая мышечная гипотония, вегето-сосудистая дистония.
Характерна общая дисплазия строения, различные аномалии строения скелета.
К непостоянным проявлениям относятся следующие: нарушения слуха различной степени, вплоть до полной глухоты; брахи- и микроцефалия; кифоз, сколиоз, кифосколиоз; спастические параличи нижних конечностей.
В ряде случаев наблюдаются нарушения со стороны почек. Встречаются также аномалии сердечно-сосудистой системы: неза-ращение межпредсердной перегородки, артериального протока. Синдром трудно диагностировать в связи с его полиморфизмом и отсутствием специфической клинической картины при рождении.
Истинная причина заболевания выяснена недостаточно. В большинстве работ данный синдром рассматривается в структуре наследственных болезней жирового обмена. Отметим, что для данного синдрома характерны нарушения не только жирового, но и белкового, и минерального обмена.
Сочетание ожирения с выраженным отставанием в росте, недоразвитием половых органов имеет место у детей с синдромом Рвоера-Вилли. Заболевание проявляется уже у новорожденного в иДе резко выраженного снижения мышечного тонуса. Ребенок
81
при пеленании «лежит пластом», не сосет. В первые месяцы жизни таких детей кормят через зонд или с помощью пипетки. Характерно отставание в развитии статических и локомоторных функций. Ходить эти дети начинают лишь на третьем-четвертом году жизни.
Для этого заболевания типично множество диспластических признаков: это своеобразно вытянутая форма черепа, низко расположенные и деформированные ушные раковины, сходящееся косоглазие и др. Часто наблюдается частичная синдактилия (сращение пальцев) на стопе. Характерны проявления гипогенитализма: крипторхизм у мальчиков, недоразвитие больших и малых половых губ у девочек.
В раннем возрасте эти дети проявляют достаточную эмоциональность и жизнерадостность. Однако очень рано выявляется умственная отсталость различной степени выраженности, которая часто сочетается с психопатоподобным поведением. Характерны также эмоционально-личностные нарушения в виде недифференцированного и добродушного отношения к окружающим, а также повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость.
Существует множество и других наследственно обусловленных отклонений в развитии, проявляющихся прежде всего в характерном внешнем облике ребенка.
К ним прежде всего относится синдром Дауна. Заболевание описано в 1866 г. В 1959 г. Лежен обнаружил в кариотипе этих детей трисомию по 21-й хромосоме. Позже генетики при синдроме Дауна выявляли и другие хромосомные изменения. Они названы «транслокацией» и «мозаичностью». Транслокационные формы болезни Дауна отмечаются в 3,2% случаев. При этом варианте общее число хромосом в кариотипе 46, дополнительная 21-я хромосома перемещена на какую-либо другую аутосому. При этом варианте синдрома Дауна один из внешне здоровых родителей может быть носителем сбалансированной транслокации.
Транслокационный вариант синдрома Дауна в половине случаев имеет наследственный характер и в половине спорадический. При этом варианте частота заболевания не зависит от возраста матери.
Мозаичные варианты синдрома Дауна составляют около 2% от всех случаев заболевания. При них в организме одновременно обнаруживаются трисомные и нормальные клетки. Часто при мозаичных формах внешний вид и интеллект страдают в меньшей степени. Риск повторного рождения больного ребенка при мозаичном варианте такой же, как и при простой трисомии — 1%.
Частота синдрома Дауна составляет 1:700 новорожденных. Основные признаки заболевания обнаруживаются сразу же после рож-
82
яения. Характерны уменьшенные размеры головы, уплощенный и скошенный затылок, узкие глазные щели, нависающее как бы третье веко, плоское лицо с выступающими скуловыми дугами. Ушные раковины малы и асимметричны, мочки часто деформированы и приращены, высокое небо, полуоткрытый рот, большой язык, губы толстые в трещинах, волосы на голове скудные и сухие.
Характерны выраженные диспластические изменения скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, пальцы рук укорочены, мизинец искривлен. Нередко можно отметить увеличение промежутка между первым и вторым пальцами стоп, синдактилию 3-го и 4-го пальцев. Недоразвитие связочного аппарата приводит к чрезмерной подвижности в суставах. На ладони нередко наблюдается полная поперечная складка.
Все эти проявления общей дисплазии сочетаются с недоразвитием и пороками формирования ряда систем. Наиболее часто наблюдаются врожденные пороки сердца; различные зрительные нарушения (врожденная катаракта, микрофтальм, близорукость, астигматизм). Характерна высокая частота кондуктивных нарушений слуха.
Во многих случаях отмечаются эндокринные нарушения: ожирение, снижение основного обмена, что многими авторами связывается с понижением функции щитовидной железы. Характерно также недоразвитие половых желез и вторичных половых признаков.
Все двигательные навыки при синдроме Дауна развиваются с выраженной задержкой, что в значительной степени обусловлено мышечной гипотонией и отставанием в развитии постуральных реакций.
Нарушения интеллекта варьируют от самых тяжелых степеней умственной отсталости до умеренных и более легких. Во всех случаях характерно сочетание недостаточности логического мышления с выраженной его тугоподвижностью.
Интеллектуальные и двигательные нарушения при синдроме Дауна во всех случаях сочетаются с нарушениями речи.
Диагностика синдрома Дауна не вызывает особых трудностей. Основной проблемой в настоящее время является коренное изменение общественного мнения и мнения специалистов относительно возможности развития и обучения этих детей и интеграции в сРеду здоровых сверстников. Важное значение имеет разработка и реализация специальных программ по их творческому развитию.
настоящее время в России создана Ассоциация Даун син-
Дром, которая в содружестве с ассоциациями других стран разра-
тывает программы воспитания, развития и обучения этих детей.
83
Важное место в системе медицинской диагностики отклонений развития отводится обследованию ЦНС.
Такое обследование предусматривает оценку состояния органов зрения и слуха, вестибулярного аппарата. При анализе дви-гательно-рефлекторной сферы особое внимание обращается на функцию языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, иннервирующих мускулатуру мягкого неба, гортани, глотки, языка. Поражение этих нервов, их ядер или направляющих к ним проводящих путей ведет к нарушениям звукопроизношения, сочетающихся с расстройствами голоса и интонации (дизартрией). При дизартрии страдает звукопроизношение в сочетании с нарушениями артикуляции, дыхания и голосообразования.
Бульбарная дизартрия возникает при поражении самих нервов или ядерных образований. У детей затруднено глотание, снижен глоточный рефлекс, часто атрофированы мышцы языка.
Псевдобульбарная дизартрия имеет место при двустороннем поражении кортико-нуклеарных путей. Нарушения звукопроизношения при этой дизартрии сочетаются с повышением тонуса мышц языка, гиперсаливацией, усилением глоточного рефлекса.
При обследовании двигательной сферы ребенка раннего возраста особое внимание обращается на состояние безусловных рефлексов, особенно рефлексов позы. Отмечается состояние мышечного тонуса и координации движений.
Важное значение имеет выявление так называемых непроизвольных движений — гиперкинезов.
При оценке неврологической симптоматики важно отметить, является ли она диффузной или локальной, имеет ли место преобладание правосторонней или левосторонней симптоматики. Особенно важно отметить неврологические признаки корковой локализации поражения: дифференцированный характер парезов, нарушения динамического и кинестетического праксиса, наличие двигательных и речедвигательных персерваций.
Психопатологическое исследование
Психопатологическое исследование направлено на выявление ведущего психопатологического синдрома, вторичных и осложняющих нарушений, составляющих в своей совокупности качественную структуру аномального развития.
Важное значение имеет диагностика резидуально-органиче-ских нервно-психических расстройств, а также дифференциальная
84
гностика различных вариантов психического дизонтогенеза, ключая различные формы задержек психического развития, нозо-гически специфические формы умственной отсталости, сенсорные, двигательные и сложные дефекты.
Кроме того, особое внимание обращается на диагностику неврологических и психических заболеваний, которые на начальных своих этапах могут проявляться в виде различных форм психического дизонтогенеза.
В процессе диагностики постоянно прослеживается взаимосвязь интеллектуально-познавательных и эмоционально-личностных нарушений. Особо важное внимание уделяется диагностике психогенно обусловленных поведенческих и личностных нарушений, а также невротическим и неврозоподобным реакциям.
Психопатологическая диагностика проводится с учетом качественной структуры ведущего дефекта, возрастного фактора, данных неврологического и параклинического обследования.
Таким образом, клиническая диагностика позволяет не только дифференцировать детей с различными формами психического дизонтогенеза, но и с привлечением этиопатогенетических и паракли-нических данных определять причину, механизм, распространенность и локализацию поражения или дисфункции мозга и, таким образом, научно обосновывать индивидуальные программы лечебно-педагогической коррекции, школьный и социальный прогноз.
При психопатологическом обследовании важное значение имеет учет возрастных закономерностей нервно-психических отклонений у детей раннего и дошкольного возраста.
Возрастной фактор рассматривается как важный компонент патогенеза (В.В. Ковалев, 1979, Г.Е. Сухарева, 1955), который определяет специфику многих психопатологических отклонений.
Начальные проявления многих психических заболеваний у детей раннего возраста могут проявляться в своеобразии их игровой деятельности, патологическом фантазировании, нарушениях речи и коммуникативного поведения, страхах, двигательной растормо-женности, повышенной эмоциональной возбудимости и агрессивности.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке