VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст
| Навыки поведения
| |
3-6 мес.
| Направляет руки контролем зрения етего
| ко рту. Следит за движением рук. Под направляет руку к предмету и захватыва-
|
304
Возраст
Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук
Приложение 3
Стимуляция доречевого и речевого развития
Развитие в норме
Стимуляция развития
Мероприятия по стимуляции функции Тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления Возраст Развитие функции в норме лух: больше обращает внимание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двигательной активности. Издает отдельные горловые звуки при открытом рте, гулит 1-3 мес. 1-3 мес. Помещают яркие звучащие игрушки напротив и сбоку от ребенка. Тонкие звучащие игрушки вкладывают в руку ребенка с целью развития тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции Фиксирует взгляд на предмете. Поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку Гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Голос: певучее гуление, лепет. Появление интонационной выразительности гуления и лепета 4-8 мес. Следит глазами за движением своей руки. Рассматривает игрушки и людей. Произвольно переключает взор с одного предмета на другой. Активно тянется к предметам и захватывает их. Играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку Развивают функцию захвата игрушки. Помещают яркие звучащие игрушки на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их схватить при простом соприкосновении. Варьируют толщину, вес и фактуру игрушек Развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление связи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение интонации просьбы Слух: начало восприятия ритма. Начало понимания обращенной речи. Знает название некоторых окружающих его предметов. К концу периода некоторые из них начинает узнавать на картинке. Развивается интонация просьбы 9-18 мес. Узнает предметы на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре исследует предметы путем повторных проб с опорожнением и наполнением. Пьет из чашки, начинает пользоваться ложкой 9-18 мес. Варьируют размеры и формы игрушек. Игры с наливанием и выливанием воды. Игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных Привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картиночное лото, стимулировать к рассказу по картинкам Слух: продолжает лучше реагировать на спокойную, чем на громкую речь. Локализует звук в пространстве. Повторяет слоги. К концу периода словарный запас возрастает до 200-250 слов, начинает пользоваться фразовой речью. Развивается интонация утверждения, повествования К 2-3 годам начинает использовать местоимения я, ты. Использует множественное число. Фраза из 3—4 слов. Задает вопросы 19-36 мес 19-36 мес. Продолжает развиваться зрительное восприятие глубины, зрительное внимание к форме. Продолжает играть двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется Развитие зрительно-тактильных связей: активная игра — складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшие сборные игрушки и головоломки
306 307
Приложение 4
Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков
Известны специфические трудности формирования графических навыков у всех категорий детей с отклонениями в развитии: многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, неправильно удерживают карандаш или ручку.
Для формирования графических навыков ребенка прежде всего необходимо научить правильному захвату карандаша, для чего часто требуются специальные коррекционные упражнения, особенно для детей с церебральным параличом. У ребенка необходимо развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой, указательный и средний палец «в щепотку» и захватывать таким образом различные предметы, например перекладывать палочки в коробку, избегая при этом движений левой руки, общего мышечного напряжения. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, проводить линии слева направо. При тяжелом двигательном нарушении, например у детей с церебральным параличом, такие упражнения вначале проводятся пальцем, окунаемом в краску. Затем ребенка учат пользоваться мелком и карандашом.
На первом этапе работы ребенок чертит горизонтальные и вертикальные линии, следя глазами за движением своей руки. Затем его учат копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движениями своей руки, причем движения должны идти слева направо. На следующем этапе работы его учат рисовать лицо и копировать буквы.
Методы обучения зависят от возраста ребенка, степени испытываемых им трудностей и клинического диагноза. Например, в особых приемах обучения нуждаются дети с церебральным параличом, с ранним детским аутизмом, с выраженными дефектами зрения. Всем этим детям необходимы предварительные обучающие и коррекционные мероприятия, которые направлены на развитие интереса к данному виду деятельности и «готовности» руки к выполнению необходимых движений. Ребенка учат правильно держать толстый мелок или карандаш и водить им по листу бумаги. При этом важно учитывать возрастные этапы развития движе-
308
ний руки с карандашом. Известно, что вертикальные и горизонтальные линии ребенок начинает имитировать с 2-2,5 лет. Перед тем как формировать у ребенка возможность пользования карандашом, важно, чтобы он овладел некоторыми предварительными навыками: рисованием пальцем, лепкой, конструктивной деятельностью, нанизыванием крупных бусин, работой с ножницами и составлением целого из частей (разрезные картинки, кубики), кроме того, что не менее важно, ребенок должен овладеть навыком подражания.
Многими авторами разработаны специальные серии заданий, которые необходимо выполнить перед тем, как начинать обучать детей навыкам письма.
Задание. Срисовывание круга по словесной инструкции: «Нарисуй круг». В качестве обучающего действия используется следующий прием: взрослый на глазах у ребенка рисует круг, говоря: «Я иду по кругу и останавливаюсь, теперь ты пройди по кругу и остановись». Ребенок рисует, взрослый повторяет: «Идешь по кругу и останавливаешься». При необходимости взрослый помогает ребенку, положив свою руку на его, рисует вместе с ним круг. Таким же образом ребенка учат рисовать крест, при необходимости комментируя его действия инструкцией: «Ты идешь вниз и поперек». При необходимости взрослый поддерживает и направляет руку ребенка. Таким же путем ребенка учат рисовать лицо, квадрат, человека, срисовывать треугольник по словесной инструкции.
Программа Маккуэри для детей с задержками развития. Руководство, 1981
Важное значение для развития навыка письма имеет подражание, поэтому при подготовке к обучению письму важно поощрять ребенка копировать действия взрослого. Его учат срисовывать круг, квадрат, крест и т. п. Используя различные обучающие действия, учат рисовать лицо, например, используют комментирующую подсказку. Ребенок начал рисовать круг, взрослый комментирует: «Ты рисуешь лицо, а теперь нарисуй глаза».
Такими же приемами ребенка учат рисовать человечка: вначале человечка рисует взрослый, называя каждую деталь, которую он вырисовывает в данный момент.
Для обучения рисованию используются такие методы, как использование опыта копирования геометрических форм: круга, треугольника, квадрата, овала. Таким путем ребенка учат рисовать домик, состоящий из треугольника, квадрата и овалов.
309
Одним из методов обучения рисованию является соединение точек. Таким способом рисуют контуры изображаемых предметов.
Проводятся специальные занятия по обучению раскрашиванию картинок внутри контура с использованием шаблонов, которые вначале удерживает взрослый. В ряде случаев, особенно если занятие проводится с ребенком с церебральным параличом, необходимо поддерживать его руку, ведя ее своей рукой.
Перед проведением специальных занятий составляется индивидуальная программа для каждого ребенка, к выполнению этой программы активно подключаются родители. В первую очередь подбираются те программы, которые непосредственно направлены на адаптацию ребенка к своему окружению.
При проведении подобной коррекционной работы важное значение придается наиболее адекватному взаимодействию «взрослый — ребенок». Чем более тяжелое нарушение имеется у ребенка, тем детальнее разрабатывается для него программа с подробной разбивкой каждого задания на отдельные фрагменты, т.е. учитель «шаг за шагом» ведет ребенка к намеченной цели.
Приложение 5
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке