logo
Мастюкова Коррекция

VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки контролем зрения етего

ко рту. Следит за движением рук. Под направляет руку к предмету и захватыва-

304

Возраст

Приложение 2

Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук

Приложение 3

Стимуляция доречевого и речевого развития

Развитие в норме

Стимуляция развития

Мероприятия по стимуляции функции

Тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления

Возраст

Развитие функции в норме

лух: больше обращает вни­мание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двига­тельной активности. Издает отдельные горловые звуки при открытом рте, гулит

1-3 мес.

1-3 мес.

Помещают яркие звучащие игрушки напротив и сбоку от ребенка. Тонкие звучащие иг­рушки вкладывают в руку ре­бенка с целью развития так­тильных ощущений при до­полнительной зрительной сти­муляции

Фиксирует взгляд на пред­мете. Поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погре­мушку

Гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция дви­жений языка, жевания. Стиму­ляция лепета и развитие слу­хового внимания

Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Голос: певучее гуление, лепет. Появление интонационной выразитель­ности гуления и лепета

4-8 мес.

Следит глазами за движением своей руки. Рассматривает игрушки и людей. Произ­вольно переключает взор с одного предмета на другой. Активно тянется к предметам и захватывает их. Играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку

Развивают функцию захвата игрушки. Помещают яркие звучащие игрушки на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их схватить при простом соприкосновении. Варьируют толщину, вес и фактуру игру­шек

Развитие слухового внимания, определение звука в простран­стве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепле­ние связи между словом, пред­метом и простейшим дейст­вием. Обучение интонации просьбы

Слух: начало восприятия рит­ма. Начало понимания обра­щенной речи. Знает название некоторых окружающих его предметов. К концу периода некоторые из них начинает узнавать на картинке. Разви­вается интонация просьбы

9-18 мес.

Узнает предметы на расстоя­нии. В захватывании предме­та участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре исследует предме­ты путем повторных проб с опорожнением и наполне­нием. Пьет из чашки, начина­ет пользоваться ложкой

9-18 мес.

Варьируют размеры и формы игрушек. Игры с наливанием и выливанием воды. Игрушки, в захватывании которых не­обходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных

Привлечение внимания к пра­вильному звучанию слов. По­стоянно разговаривать с ре­бенком о том, что он видит в данный момент. Не переби­вать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картиноч­ное лото, стимулировать к рас­сказу по картинкам

Слух: продолжает лучше реа­гировать на спокойную, чем на громкую речь. Локализует звук в пространстве. Повто­ряет слоги. К концу периода словарный запас возрастает до 200-250 слов, начинает пользоваться фразовой ре­чью. Развивается интонация утверждения, повествования К 2-3 годам начинает ис­пользовать местоимения я, ты. Использует множествен­ное число. Фраза из 3—4 слов. Задает вопросы

19-36 мес

19-36 мес.

Продолжает развиваться зри­тельное восприятие глубины, зрительное внимание к фор­ме. Продолжает играть двумя руками, но с выделением пре­обладающей руки. Преобла­дающая рука часто меняется

Развитие зрительно-тактиль­ных связей: активная игра — складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшие сборные игрушки и голово­ломки

306

307

Приложение 4

Некоторые упражнения по подготовке к формированию графических навыков

Известны специфические трудности формирования графиче­ских навыков у всех категорий детей с отклонениями в развитии: многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бу­маги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, непра­вильно удерживают карандаш или ручку.

Для формирования графических навыков ребенка прежде всего необходимо научить правильному захвату карандаша, для чего часто требуются специальные коррекционные упражнения, осо­бенно для детей с церебральным параличом. У ребенка необходи­мо развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой, указательный и средний палец «в щепотку» и захватывать таким образом различные предметы, например пе­рекладывать палочки в коробку, избегая при этом движений левой руки, общего мышечного напряжения. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, проводить линии сле­ва направо. При тяжелом двигательном нарушении, например у детей с церебральным параличом, такие упражнения вначале про­водятся пальцем, окунаемом в краску. Затем ребенка учат пользо­ваться мелком и карандашом.

На первом этапе работы ребенок чертит горизонтальные и вер­тикальные линии, следя глазами за движением своей руки. Затем его учат копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движения­ми своей руки, причем движения должны идти слева направо. На следующем этапе работы его учат рисовать лицо и копировать буквы.

Методы обучения зависят от возраста ребенка, степени испы­тываемых им трудностей и клинического диагноза. Например, в особых приемах обучения нуждаются дети с церебральным пара­личом, с ранним детским аутизмом, с выраженными дефектами зрения. Всем этим детям необходимы предварительные обучаю­щие и коррекционные мероприятия, которые направлены на раз­витие интереса к данному виду деятельности и «готовности» руки к выполнению необходимых движений. Ребенка учат правильно держать толстый мелок или карандаш и водить им по листу бума­ги. При этом важно учитывать возрастные этапы развития движе-

308

ний руки с карандашом. Известно, что вертикальные и горизон­тальные линии ребенок начинает имитировать с 2-2,5 лет. Перед тем как формировать у ребенка возможность пользования каран­дашом, важно, чтобы он овладел некоторыми предварительными навыками: рисованием пальцем, лепкой, конструктивной деятель­ностью, нанизыванием крупных бусин, работой с ножницами и составлением целого из частей (разрезные картинки, кубики), кро­ме того, что не менее важно, ребенок должен овладеть навыком подражания.

Многими авторами разработаны специальные серии заданий, которые необходимо выполнить перед тем, как начинать обучать детей навыкам письма.

Задание. Срисовывание круга по словесной инструкции: «Нарисуй круг». В качестве обучающего действия используется следующий прием: взрослый на глазах у ребенка рисует круг, го­воря: «Я иду по кругу и останавливаюсь, теперь ты пройди по кру­гу и остановись». Ребенок рисует, взрослый повторяет: «Идешь по кругу и останавливаешься». При необходимости взрослый помога­ет ребенку, положив свою руку на его, рисует вместе с ним круг. Таким же образом ребенка учат рисовать крест, при необходимо­сти комментируя его действия инструкцией: «Ты идешь вниз и поперек». При необходимости взрослый поддерживает и направ­ляет руку ребенка. Таким же путем ребенка учат рисовать лицо, квадрат, человека, срисовывать треугольник по словесной инст­рукции.

Программа Маккуэри для детей с задержками развития. Руководство, 1981

Важное значение для развития навыка письма имеет подража­ние, поэтому при подготовке к обучению письму важно поощрять ребенка копировать действия взрослого. Его учат срисовывать круг, квадрат, крест и т. п. Используя различные обучающие дей­ствия, учат рисовать лицо, например, используют комментирую­щую подсказку. Ребенок начал рисовать круг, взрослый коммен­тирует: «Ты рисуешь лицо, а теперь нарисуй глаза».

Такими же приемами ребенка учат рисовать человечка: внача­ле человечка рисует взрослый, называя каждую деталь, которую он вырисовывает в данный момент.

Для обучения рисованию используются такие методы, как ис­пользование опыта копирования геометрических форм: круга, тре­угольника, квадрата, овала. Таким путем ребенка учат рисовать домик, состоящий из треугольника, квадрата и овалов.

309

Одним из методов обучения рисованию является соединение точек. Таким способом рисуют контуры изображаемых предметов.

Проводятся специальные занятия по обучению раскрашиванию картинок внутри контура с использованием шаблонов, которые вначале удерживает взрослый. В ряде случаев, особенно если за­нятие проводится с ребенком с церебральным параличом, необхо­димо поддерживать его руку, ведя ее своей рукой.

Перед проведением специальных занятий составляется инди­видуальная программа для каждого ребенка, к выполнению этой программы активно подключаются родители. В первую очередь подбираются те программы, которые непосредственно направлены на адаптацию ребенка к своему окружению.

При проведении подобной коррекционной работы важное зна­чение придается наиболее адекватному взаимодействию «взрос­лый — ребенок». Чем более тяжелое нарушение имеется у ребен­ка, тем детальнее разрабатывается для него программа с подроб­ной разбивкой каждого задания на отдельные фрагменты, т.е. учитель «шаг за шагом» ведет ребенка к намеченной цели.

Приложение 5