logo
Мастюкова Коррекция

11.4. Психотерапевтическая работа с семьей

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изме­няет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса.

Состояние длительного стресса приводит к повышенной раз­дражительности, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправиль­ные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических рас­стройств.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают ро­дители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревож­ность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверен­ностью в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педа­гогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей. Прежде всего у членов семьи, особенно у матери, необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую рабо­ту проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ре­бенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наи­большее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти

290

специалисты должны быть обязательно ориентированы в проведе­нии психотерапевтической работы.

При проведении этой работы специалисты обязательно учиты­вают характерологические особенности членов семьи, выражен­ность и особенности стрессового состояния у каждого из них. За­дачей психотерапевтической работы является прежде всего нор­мализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдаленного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приема­ми по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапев­тическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотера­пия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например: бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоя­тельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные заня­тия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен иметь определенные задания от специалистов, консультирующих ребенка.

Психотерапевтическая работа с семьей может быть эффектив­ной только в том случае, если каждый проводящий ее специалист имеет достаточный авторитет в глазах членов семьи.

Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обу­чении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими. Психотерапевт должен владеть семейной ситуаци­ей, он должен уметь слушать и вести психотерапевтическую рабо­ту «с помощью вопросов», «резюмирования» и других приемов.

Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требова­тельность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения опре­делить преобладающий тип семейного воспитания по следующим

291

параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требователь­ность, устойчивость, любовь .

В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно — воспи­тание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка становит­ся смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.

Воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональ­ным отвержением других детей или даже отца ребенка. В этих случаях необходима специальная психокоррекционная работа с семьей.

При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки роди­тельских позиций": адекватность, динамичность и прогностич-ность. При адекватной оценке родители правильно ориентирова­ны в индивидуально-психологических особенностях ребенка. При динамической — характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и способов общения с ребенком. При прогностической оценке позиции родителей отра­жают их способность к предвидению перспектив дальнейшего раз­вития ребенка и к перестройке взаимодействия с ним на основе этого.

Психотерапевтическая работа с семьей направлена также на повышение уровня родительской компетенции и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Важным на­правлением является специальная психотерапевтическая работа, направленная на разрешение их собственных личностных про­блем. Наиболее продуктивной, по нашим наблюдениям, является работа, проводимая в форме «курирования», т.е. проведения кор-рекционной работы с ребенком.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руко­водстве могут эффективно помогать своим детям и, тем самым, преодолевать свои стрессовые состояния.

Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образо-

1 Основы возрастно-психологического консультирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 65-66. Авторский коллектив.

" Спиваковская А.С. Трудно быть родителем. М., 1986.

292

вания родителей. Наиболее распространенной программой педаго­гического образования родителей является разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР)1. В основу этой программы положены теоретические положения психотера­пии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитив­ном и безоценочном принятии своего пациента. Этот принцип ле­жит в основе подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми2.

В настоящее время предлагаются различные психотерапевти­ческие программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии3.