2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
Одной из важных первоначальных задач физического и общего воспитания ребенка является укрепление его здоровья. Для детей с отклонениями в развитии укрепление состояния здоровья, развитие и нормализация движений составляют единый и неразрывный с коррекционным обучением процесс. Поэтому необходимо проведение специальных оздоровительных, развивающих и лечебно-педагогических коррекционных мероприятий как на специальных занятиях, так и в процессе повседневного ухода за ребенком.
Важно помнить, что только совместные усилия родителей и специалистов могут быть достаточно эффективными.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тесно связано с укреплением его здоровья и, прежде всего, с нормализацией режима сна и бодрствования, а также правильного питания. Прежде всего нельзя приучать малыша спать на руках, за исключением отдельных случаев, когда ребенок болен.
Нужно как можно раньше выработать у ребенка биологический ритм «сон — бодрствование», для этого надо укладывать его спать в одно и то же время. Полезно перед сном с малышом немного погулять или поиграть в тихие игры. При этом ребенку лучше всего предложить знакомую для него, спокойную игру или почитать любимую книгу.
Особого внимания требует ребенок с двигательными расстройствами — с детским церебральным параличом. Для него специально, посоветовавшись с врачом, необходимо подобрать наиболее удобные позы для кормления, специальных занятий и сна. Такого ребенка следует переворачивать во сне с одного бока на другой, следить, чтобы он не уткнулся носом в подушку. Поэтому при положении ребенка с тяжелой формой церебрального паралича на животе следует за ним внимательно наблюдать, корригировать эту позу, помещая под руки и голову жесткие подушки.
У некоторых детей с отклонениями в развитии может наблюдаться повышенная сонливость.
Для нормализации сна детей с отклонениями в развитии родителям важно знать некоторые закономерности возникновения сонного состояния. Известно, что в начале возникновения сонного т°рможения в ЦНС возникает вспышка возбуждения, которая выражается в беспокойных движениях, хныканье, некоторые дети начинают крутить головой, иногда всем телом. Учитывая это,
153
ребенка следует укладывать спать спокойно, не торопясь, не возбуждая его резкими движениями, громким шумом, телевизионными передачами, неприятными процедурами. Важно выбрать правильный момент для укладывания, а для этого надо знать продолжительность бодрствования здорового ребенка. Длительность одного периода бодрствования на протяжении первого года жизни увеличивается от нескольких минут до 2,5-3 часов, на втором году — до 5 часов, на третьем году — до 6 часов.
У детей с отклонениями в развитии ЦНС ослаблена, работоспособность нервных клеток значительно снижена по сравнению со здоровыми сверстниками. Эти дети быстро устают, и периоды активного бодрствования у них могут быть значительно короче, причем у каждого ребенка имеется свой предел работоспособности нервных клеток. Поэтому режим сна для детей с отклонениями в развитии должен подбираться индивидуально по совету врача.
Не следует приучать детей к укачиванию, укладыванию в постель взрослых. Если ребенок спит много днем, а бодрствует ночью, взрослые все равно должны его ночью класть в удобную постель, гасить свет и не спешить поднимать его при малейшем его требовании. Днем же его следует держать около себя, развлекать играми, создавать условия, препятствующие засыпанию.
Нормализации сна ребенка способствует организация общего режима.
Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет важное значение для слаженного функционирования всех органов и систем организма и более успешного проведения педагогической работы.
Для составления индивидуального режима для каждого ребенка необходимо знать примерные нормы сна и оптимальные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи. Ребенка в возрасте от 3 до 10 месяцев кормят 5-6 раз в сутки, а более старших 4-5 раз в сутки.
Многие дети с отклонениями в развитии испытывают трудности при обучении их самостоятельной еде. Это прежде всего относится к детям с церебральным параличом. Для того чтобы у ребенка с церебральным параличом развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже с первых месяцев жизни в момент кормления полезно протягивать его ручки к бутылке с молоком, помогать направлять свои руки в рот, но во всех случаях препятствовать сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки или стакана, надо
154
класть его руки на руки взрослого, держащие стакан или чашку. В случае, если ребенок не может захватить пищу ложкой, то лучше всего вместо тарелки использовать высокую чашку.
Ребенок может есть очень долго, поэтому, чтобы пища не остывала, чашку ставят в тарелку с горячей водой. В начале обучения самостоятельному приему пищи лучше использовать десертную ложку. Вначале взрослый своей рукой направляет руки ребенка. При этом не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения.
У некоторых детей с отклонениями в развитии процесс кормления может быть затруднен из-за высокого твердого неба. В этих случаях не рекомендуется давать ребенку продукты, которые могут прилипать к твердому небу.
Следует помнить, что процесс кормления должен доставлять взаимную радость и ребенку, и взрослому, способствуя формированию первых навыков общения и взаимодействия.
При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды, вытирание салфеткой рта и т. п. Ребенка с отклонениями в развитии надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи, несмотря на тяжесть его дефекта.
Многие дети с отклонениями в развитии отличаются общей физической ослабленностью, повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с недостаточностью иммунной системы, с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции за счет аденоидов, аномалий в строении верхних дыхательных путей.
Соматической ослабленностью отличаются также дети с различными хроническими заболеваниями внутренних органов. Эти дети плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. При изменении погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с психическими и физическими нарушениями ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, у некоторых из них усиливаются непроизвольные движения, учащается судорожный синдром, пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость.
Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закалива-
155
ния зависит от тяжести и характера заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание детей осуществляется, главным образом, в процессе повседневного ухода.
Ребенка постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. С 3-5 лет особое значение приобретают специальные методы закаливания — воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовывать с врачом. Интенсивность проведения процедур увеличивается постепенно.
Закаливание воздухом осуществляется во время пребывания детей в помещении с нормальным температурным режимом (летом +18... +20 °С, зимой +20 ...+22 °С). Ребенка как можно раньше, буквально с первых месяцев жизни, следует приучать находиться в двухслойной одежде с обнаженными руками, а затем и ногами. При этом важно учитывать, что для многих детей с отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями характерны периферические сосудистые спазмы, в связи с чем руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому при закаливании воздухом надо периодически массировать их руки и стопы, а на ноги вначале надевать тонкие шерстяные носки. Вначале воздушные ванны для детей грудного возраста проводят при каждом пеленании по 5-10 секунд при температуре воздуха не ниже +22 °С. Постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивается до 5 минут. Обычно воздушные ванны сочетаются с массажем и лечебной гимнастикой. Дошкольников постепенно приучают летом большую часть дня находиться в трусиках и майке.
Очень важно, чтобы с первых месяцев жизни дети как можно больше были на свежем воздухе. Помещение, где находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В теплое время года ребенку полезно спать при открытой форточке.
Более сильным средством закаливания являются водные процедуры. Вначале ребенка приучают утром и вечером умываться прохладной водой. Детям старше полутора лет каждое утро моют холодной водой лицо, шею, руки до локтей. Детям дошкольного возраста обливают водой верхние части груди и спины. После обливания ребенка насухо вытирают. Каждый вечер перед сном детям моют ноги, при этом полезны контрастные обливания стоп и голеней. Начинают обливания всегда с теплой воды (+38 °С), затем обливают прохладной водой (+28 °С) и заканчивают обливание теплой водой (+38 °С). Время воздействия теплой воды — 5-6 секунд, а прохладной — 3-4 секунды.
156
Для закаливания с конца первого года жизни полезно приме-ять обтирания. Начинают обтирания теплой водой (+35 ... +36°С), Каждые 2-3 дня температуру воды снижают на один градус. Для 3-летних детей ее постепенно доводят до +22 °С, 5-6-летних до +18 +20 °С. Обтирания проводят влажной матерчатой рукавичкой или полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот. После обтирания тело растирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи.
Солнечные ванны как средство закаливания для детей с отклонениями в развитии в результате поражения ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связано с тем, что у многих детей в первые годы жизни имеет место повышенная судорожная готовность, повышение внутричерепного давления. Поэтому в раннем возрасте детям не рекомендуется находиться на солнце даже в головном уборе.
Использование обливаний и душа требует осторожности, так как у многих детей с органическим поражением ЦНС, в том числе и у детей с церебральным параличом, отмечается повышенная рефлекторная возбудимость, и подобного рода процедуры, особенно в раннем возрасте, могут оказаться для них сверхсильными раздражителями. Их можно применять только по совету врача.
Полезным средством закаливания соматически ослабленных детей и детей с отклонениями в развитии является купание в море. Купание можно начинать с 2-3-летнего возраста при температуре воздуха+25...+26°С и температуре воды не ниже +24°С. Купать детей можно ежедневно, вначале в течение 2-3 минут, а для старших детей время купания можно постепенно доводить до 8-10 минут.
Полезно приучать детей ходить босиком, особенно по песку, по воде. Но, если у ребенка имеются двигательные расстройства, по этому вопросу надо посоветоваться с врачом-ортопедом, так как при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также при некоторых формах ДЦП ходьба ребенку разрешается только в специальной обуви.
Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребенка с отклонениями в развитии и при различных соматических заболеваниях в значительной степени способствует двигательная активность. Движения активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон. Особенно полезно сочетание воздуха и движений: это нормализует работу теплорегулирующих систем организма, улучшает состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
157
Физическое воспитание ребенка в первые годы жизни непосредственно связано со стимуляцией его психического развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора рук и ног на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку и т. п.). Таким образом, у детей в процессе физического воспитания формируется кинестетическое ощущение и восприятие.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке