Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием общих, неконкретных сведений; при достаточном формальном словарном запасе нередко наблюдается недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют
малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и др.
Для детей с дефектами зрения характерны также малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.
Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, осязательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.
Важным условием успеха педагогической коррекционной работы является сочетание ее с медицинскими мероприятиями, прежде всего необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.
Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых.
Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных видов поражений хрусталика преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами (в частности, обменными заболеваниями), внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например болезнью Дауна.
Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводящей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное время находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содержание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосудов сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно обнаружить уже на второй-третьей неделе после рождения при обследовании глазного дна. Для предупреждения этой формы патологии органов зрения акушеры и микропедиатры должны тща-
252
тельно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислородной палаты.
Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто патология зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболеваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому родителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зрительного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызывает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он перенес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследовании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.
У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косоглазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косоглазие — это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психическом развитии ребенка.
От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.
Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.
Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.
При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.
В настоящее время разработаны разнообразные методы лечения косоглазия, включающие как специальные тренировочные
253
упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.
Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.
При наличии у ребенка патологии сетчатки проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное, главным образом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирургическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных мероприятий, проводимых в семье.
Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение1.
Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пассивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям.
Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ребенка как можно раньше следует учить ощупывать различные
Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Об-во слепых, 1988. С. 67.
254
предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.
Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи. При этом следует обратить особое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попуганную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.
Особо следует обратить внимание на узнавание частей собственного тела и развитие начальных пространственных представлений. Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание.
В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития1. Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя поэтапную подготовку к игре с использованием специальных психотехнических и игровых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей с нарушениями зрения".
Важное значение в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи у этих детей3.
Наименее выражены речевые нарушения на первом уровне сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.
На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграм-
1 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. М.: Советский спорт, 1992. С. 92.
" Там же.
' Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Логопедия. М.: Просвещение, 1989. С. 393-399.
255
матична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопро-изношения. Фонематический анализ и синтез не развиты.
На четвертом, самом низком уровне ребенок пользуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.
Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие особенности психического развития связаны со слепотой и слабовидением?
2. Почему коррекционно-педагогическая работа при нарушениях зрения носит комплексный характер?
3. Какие медицинские мероприятия необходимы детям с глубокими нарушениями зрения?
4. Какие клинические формы дефекта зрения преобладают среди детей со слепотой и слабовидением?
5. Какова роль активного осязания в развитии детей с глубокими нарушениями зрения?
6. Какое значение имеет ориентировка в пространстве, развитие речи и игры?
7. Какая роль в лечебно-коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями зрения отводится логопедической работе?
Рекомендуемая литература
Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. М., 1992.
Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2002.
Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.
Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. 1991. № 4.
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения. М., 2003.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке