Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
С СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ПОВЫШЕННОЙ НЕРВНОЙ ВОЗБУДИМОСТЬЮ И НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
Для детей с соматической ослабленностью, возникающей под влиянием хронических заболеваний, характерны астенические состояния с низкой умственной работоспособностью, общей вялостью, пониженным фоном настроения, сниженным аппетитом, нарушениями сна. Для этих детей первостепенное значение имеют общеукрештяющие мероприятия, лечебная физкультура, игроте-рапия.
Кроме общеоздоровительных мероприятий, для этих детей важное значение имеет психолого-педагогическая работа, направленная на предупреждение невротических реакций и патохаракте-рологических нарушений, таких как эгоцентризм, инфантилизация психики с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенностью в своих силах.
В особом педагогическом подходе нуждаются дети с так называемой врожденной детской нервностью — невропатией, а также дети с нарушениями поведения.
Ранняя детская нервность — это особый тип развития нервной системы, в возникновении которого большая роль принадлежит наследственным факторам. Кроме того, причинами детской нервности могут быть различные неблагоприятные влияния на плод во время его внутриутробного развития и на новорожденного в период родов.
276
Ребенок с нервопатией отличается повышенной нервной возбудимостью начиная с первых недель жизни: он мало спит, проявляет общее беспокойство, часто срыгивает. Характерным признаком является нарушение аппетита, дети с трудом пережевывают пищу, отказываются от твердой пищи. У многих из них наблюдается привычная рвота и чрезмерная избирательность в еде.
Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливается нервная возбудимость, нарушения сна, могут появляться головные боли.
Для детей с невропатией также характерна избирательность в еде. Многие из них предпочитают жидкую пищу и отказываются от твердой, у других имеет место боязнь новых блюд, в некоторых случаях отмечается стремление есть несъедобные вещи (уголь, известь, песок и т. д.). Часто нарушения аппетита сочетаются с повышенной жаждой.
Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна, иногда очень раннее пробуждение. Расстройства сна иногда переходят в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражителем, то позднее ребенок кричит уже без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. п. Один раз прерванный сон фиксируется в психике ребенка на длительное время.
На второмм году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые оказывают более сильное влияние, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени. Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.
По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом — у детей преобладают повышенная возбудимость и раздражительность. Дети двигатель-но беспокойны, склонны к колебаниям настроения, часто проявляют грубость, непослушание, внимание их крайне неустойчиво.
277
Повышенная раздражительность и суетливость мешают их контакту со сверстниками. В их аффективных вспышках, по существу, отсутствуют аффект и настоящая злоба, вспышки их кратковре-менны, после проявления грубости они раскаиваются, просят прощения. Они крайне истощаемы, двигательное беспокойство всегда усиливается при общем утомлении.
При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, легко тормозятся в новой обстановке, малоактивны, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки. Они отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью, поэтому стараются оберегать себя от столкновений с действительностью, в связи с чем часто находятся в стороне от детского коллектива. Дети не уверены в себе, очень тревожны. Боязнь оказаться несостоятельными часто бывает причиной плохого настроения. Достаточно незначительного повода, чтобы вызвать у них чувство страха. Течение этой формы невропатии обычно благоприятное. При проведении лечебно-педагогических мероприятий дети постепенно становятся увереннее, жизнерадостнее и работоспособнее.
Психические особенности детей с ранней детской нервностью характеризуются особой динамикой, что объясняется, в первую очередь, повышенной чувствительностью этих детей к различным раздражителям, главным образом отрицательного характера. Поэтому на фоне невропатии легко возникают различные дополнительные нарушения. У детей ясельного возраста наиболее часто возникают желудочно-кишечные расстройства, нервная анорексия (потеря аппетита), энурез, энкопрез, нарушение сна, страхи, двигательное беспокойство со склонностью к реакциям истероидного характера.
В период первого возрастного криза (к трем годам) у детей с невропатией могут отмечаться патологически усиленные проявления общего или частичного негативизма.
При наличии невропатии для ее компенсации и предупреждения возникновения неврозов первостепенное значение имеет правильное воспитание ребенка. Учитывая повышенную истощае-мость нервной системы, важно избегать нервных перегрузок детей, проводить мероприятия по физическому и психическому закаливанию, тренировать вегетативно-сосудистые функции. Таким образом, лечение, в первую очередь, сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильные режим и питание, физкультура (гимнастика, спортивные игры), различные водные процедуры (обтирания, души, ванны).
278
Прежде чем выбрать метод лечения, необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Важно установить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком холодной или горячей. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания, а также кормить во сне или отвлекая внимание ребенка от еды при помощи рассказывания сказок или демонстрации игрушек. Иногда этого трудно бывает добиться в домашней обстановке, и в этих случаях показано пребывание ребенка в детском коллективе.
При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов, подкрепляя это каким-либо приятным для ребенка моментом. Не следует рассказывать на ночь сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.
Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными и мифическими «пугалами». Ребенка надо последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.
Помимо воспитательных мероприятий, показано проведение специального лечения. Полезно назначать препараты брома, валерианы, при более выраженном беспокойстве и нарушениях сна — сибазон, элениум. При состояниях двигательного беспокойства назначают также сонапакс, препараты, нормализующие внутричерепное давление, успокаивающие ванны, электрофорез с кальцием, бромом, новокаином. При наличии повышенной возбудимости показаны теплые ванны (+36...+37°С), при общей вялости, заторможенности применяют тонизирующие ванны индифферентной температуры. В качестве закаливающей процедуры следует рекомендовать систематические обтирания по утрам водой комнатной температуры, душ с постепенным понижением температуры. Необходимо отметить, что многие дети с невропатией отличаются повышенной чувствительностью, а иногда и парадоксальной реакцией на различные виды медикаментозного лечения, поэтому лечение всегда проводят под наблюдением врача.
Кроме парадоксальной реакции на препараты, у многих детей с невропатией имеет место склонность к аллергическим реакциям.
279
Аллергия — это особое состояние организма с извращенной чувствительностью к воздействию различных факторов внешней среды. Существует наследственная предрасположенность к аллергии. Развитие аллергической реакции во многом зависит от индивидуальной чувствительности организма к конкретному веществу.
Один из видов аллергии, пищевая аллергия, у детей раннего возраста может стать причиной развития кожных заболеваний — экземы, нейродермита и заболеваний дыхательных путей — бронхиальной астмы.
Для всех детей с отклонениями в развитии и особенно для детей с невропатией важное значение имеет предупреждение аллергии.
Для этого родителям детей с отклонениями в развитии, особенно детей с невропатией, следует осторожно применять все виды лекарственного лечения, отдавая предпочтение максимальному использованию естественных средств оздоровления организма: закаливанию, массажу, лечебной и общей физкультуре, по показаниям — фитотерапии (лечению травами).
Одним из наиболее частых и тяжелых проявлений аллергии является бронхиальная астма. Чаще всего бронхиальная астма развивается на фоне хронических заболеваний бронхо-легочной системы, когда в организме длительное время существует очаг инфекции. Приступы бронхиальной астмы могут провоцироваться и психогенными факторами, что наиболее характерно для детей с невропатией.
У маленьких детей астматическую реакцию часто вызывает инфекция верхних дыхательных путей.
Наряду с медикаментозной терапией при лечении бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний большое значение имеет лечебная физкультура, климатическое лечение, особенно в горах, а также специальная дыхательная гимнастика.
Одним из главных условий предупреждения аллергии, особенно в семьях, где есть аллергические заболевания, является правильное физическое воспитание ребенка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какая лечебно-педагогическая работа должна проводиться с соматически ослабленными детьми?
2. Что такое невропатия и каковы ее причины?
3. Какие особенности психической деятельности характерны для детей с различными вариантами детской нервности?
280
4. Какие дополнительные нарушения легко возникают на фоне детской нервности?
5. Какие лечебно-коррекционные мероприятия наиболее эффективны при детской нервности?
6. Какое лечение может проводиться при ранней детской нервности?
7. Какие реакции на медикаментозную терапию нередко возникают у детей с невропатией?
Рекомендуемая литература
Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990.
Мастюкова ЕМ. Нервный ребенок. Педагогика здоровья. М., 1979.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Трудный ребенок. Педагогика здоровья. М., 1989.
Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Неврозы у детей с церебральными параличами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 5.
Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова ЕМ. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке