logo
Мастюкова Коррекция

11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии

Психотерапия — это комплексное лечебно-психолого-педаго­гическое воздействие на психику с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждений, развития адекватного отноше­ния к себе, своему дефекту и окружающей среде. Психотерапия у детей с отклонениями в развитии тесно связана с лечебно-педагогическими коррекционными мероприятиями, со всем про­цессом лечения, обучения и воспитания. Для проведения психоте­рапии специалист должен быть хорошо ориентирован в специфике заболевания ребенка.

Психические особенности детей дошкольного возраста (повы­шенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязан­ность к врачу, воспитателю, педагогу) раскрывают широкие воз­можности для эффективного использования психотерапии.

Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление не толь­ко традиционного медицинского диагноза, но и так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушен­ных, так и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интел­лектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личност­ных особенностей и коммуникативного поведения. При этом особенно важно выявить у каждого ребенка специфику его взаи­модействия с матерью и другими членами семьи, а также его из­бирательные интересы и способности.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что у многих детей с отклонениями в развитии рано возникают вторичные эмоцио­нальные расстройства реактивного характера в виде чувства не­уверенности, страха речевого общения, пониженный фон настрое­ния, чрезмерная обидчивость, тревожность. Все эти эмоциональ­ные расстройства ослабляют еще больше нервную систему ребенка и создают благоприятные условия для развития различных невротических состояний: заикания, энуреза, страха, насильствен­ных движений (тиков) и т. п.

Важное значение при работе с дошкольниками имеет игровая психотерапия. В играх подбираются специальные ситуации, кото­рые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окру­жающими.

Опыт игровой психотерапии в лечении детей с шизофре­нией, аутизмом разработан А.С. Спиваковской, В.В. Лебединским, О.С. Олихейко и др.

289

На первом этапе психотерапевтической работы педагог наблю­дает за ребенком в различных игровых ситуациях. На втором этапе ребенок активно вовлекается в целенаправленную игровую дея­тельность. Важен дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содер­жание игры должно всегда соответствовать уровню умственного развития ребенка.

Игротерапия включает специальные игры с музыкальным со­провождением, игры с перевоплощением, а также особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисова­нии и т. п.