4.2.3. Судорожный синдром
Судорожные состояния у детей первых лет жизни являются достаточно частыми и проявляются при различных инфекционных и неврологических заболеваниях, иногда они являются первым
64
признаком, свидетельствующим о поражении мозга. Специфика судОрожных проявлений в значительной степени зависит от возраста ребенка.
У новорожденного при поражении ЦНС могут отмечаться как генерализованные, так и очаговые клинические припадки. Они могут быть связаны с родовой травмой, асфиксией, нейроинфекцией, а также врожденными нарушениями обмена аминокислот, углеводов, липидов и витаминов.
У детей грудного возраста появление судорог может быть связано с органическим поражением ЦНС, наследственными болезнями обмена, нейроинфекциями, поствакцинальными осложнениями. Могут наблюдаться также особые аффективно-респираторные судороги, связанные с повышенной возбудимостью ЦНС. Такие судороги возникают обычно вслед за отрицательной эмоциональной реакцией на фоне сильного плача или крика. Малыш начинает громко кричать, затем у него на вдохе задерживается дыхание, он синеет, потом бледнеет и теряет сознание на несколько секунд. Эти судороги могут иметь характер единичных или нескольких повторных эпизодов или же повторяться и трансформироваться в эпилептическую болезнь. Ребенок с подобными судорогами должен быть обязательно проконсультирован у детского психоневролога.
Наиболее часто у детей раннего возраста наблюдаются феб-рильные судороги, возникающие на фоне высокой температуры. Отдаленный прогноз фебрильных судорог обычно благоприятный.
Судорожный синдром у детей раннего возраста может протекать также по типу абсансов — кратковременной остановки взора и потери сознания. Диагностика этого типа судорожного синдрома является трудной и требует очень внимательного наблюдения за малышом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1 • Какие соматические и нервно-мышечные заболевания могут являться причиной отставания психомоторного развития у детей раннего возраста?
2. Какие причины могут обуславливать судорожный синдром у детей раннего возраста?
3. Какие проявления характерны для гипотрофии?
• Какие нарушения нервно-психического развития отмечаются при синдроме нарушенного кишечного всасывания?
• Какие формы рахита и в каком возрасте могут диагностироваться у
Детей? о и ^ что такое анемия и как она проявляется у детей раннего возраста?
Какие проявления аллергии характерны для детей раннего возраста?
65
8. Какие нервно-психические нарушения описаны у детей, страдающих ревматизмом?
9. Что такое муковисцидоз? Какой режим необходим для детей, страдающих муковисцидозом?
10. Назовите причины аллергии у детей раннего возраста. Как проявляется аллергия?
11. Какие нервно-психические нарушения характерны для детей, перенесших черепно-мозговую травму?
12. Какие нервно-мышечные заболевания могут являться причиной отставания ребенка в развитии?
Рекомендуемая литература
БадалянЛ.О., ЖурбаЛ.Т., Всеволожская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев, 1980.
Захаров А.И. Что снится нашим детям. СПб., 1997.
Кузнецова И.П. Особенности психологии у детей с соматической и неврологической патологией//Психологический журнал (СПб.). 1997. № 4.
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.
Мамайчук И.И., Лапкин Ю.А., Лихачева Е.С. Некоторые особенности личности детей, больных ревматоидным артритом // Ревматология. 1986. №4.
Мастюкова ЕМ. Особенности психического развития детей, перенесших асфиксию при рождении//Невропатология и психиатрия. 1967. №10.
Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме. М., 1989.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965. Т. 3.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке