5.2.4. Диагностика развития мышления
В настоящее время установлено, что у всех детей с особыми проблемами развития имеют место выраженные в разной степени отклонения в развитии мышления. Механизмы этих отклонений различны: в одних случаях они связаны с недоразвитием наиболее поздно формирующихся мозговых структур, в других — со специфическими нарушениями умственной деятельности, что обусловливает трудности в приеме и передаче информации. Последний фактор, согласно данным В.И. Лубовского, является общей закономерностью аномального развития. Кроме того, отставание в развитии словесных форм мышления характерно для детей с тяжелыми системными нарушениями речи.
Известно также, что отставание в развитии наглядно-действенного мышления у детей с церебральным параличом может задерживать формирование мыслительных операций в целом и прежде всего словесно-логического мышления.
В практике диагностики все задания на обследование мышления условно разделены на две группы:
— первая группа методик направлена на оценку состояния наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного);
— вторая группа методик направлена на обследование вербальных (словесных) форм мышления.
Известно, что мыслительная деятельность представляет собой целостный процесс, включающий операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации. При психологической оценке мышления важно оценить степень сформированное™ всех этих операций.
Принципиальным положением методологии и диагностики нарушений мышления является определение не только актуального уровня его развития, но и потенциальных возможностей, т.е. «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). С этой целью специально оценивается восприимчивость ребенка к различным видам помощи. Подобный подход в коррекционной педагогике
112
Методики для оценки разных форм мышления должны быть тщательно подобраны с учетом возраста и включать задания с различными степенями сложности. Обследование начинается с предъявления методик, направленных на диагностику наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, т. е. на первом этапе диагностики оценивается сформированность мышления на практическом уровне. С этой целью ребенку предлагаются задания разбора и складывания пирамидки, задания с досками Сегена, «почтовый ящик», простые варианты «Кубиков Косса», постройки из палочек по образцу и др.
Следующая серия заданий направлена на оценку вербально-логических форм мышления. Эти методики включают задания на определение понятий, сличение и различение понятий, вербальные аналогии и классификацию предметов. Кроме того, предлагаются задания на исключение предметов, оценку понимания сюжетных картин, понимание рассказа со скрытым смыслом, басни.
Все эти задания подбираются в зависимости от возраста и предполагаемого умственного развития ребенка.
Одной из основных методик психологического обследования является классификация предметов. С помощью этой методики обследуется сформированность процессов обобщения и абстрагирования. Кроме того, она дает возможность судить и об особенностях памяти, внимания, умственной работоспособности, критичности и других личностных реакциях.
При проведении обследования ребенку предъявляется набор картинок с изображениями различных предметов, предполагающих категориальную классификацию (одежда, мебель, посуда, игрушки, животные и т. п.). Дается инструкция типа: Посмотри внимательно на картинки и разложи их так, что к чему подходит.
На первом этапе диагностики ребенок работает самостоятельно, а педагог или психолог внимательно наблюдает за его действиями. После того как ребенок выложил около 20 карточек, приступают ко второму этапу обследования.
На втором этапе диагностики проводится предварительная оценка результатов первого этапа, ребенку задаются вопросы, почему он положил эти картинки вместе, выясняется, как бы он мог назвать каждую из выделенных групп. Задание предлагается детям от 5 до 7 лет.
И4
На третьем этапе предлагается укрупнить выделенные пуппы на основе одного общего существенного признака. Третий этап задания — с 7 лет.
Следующим, наиболее часто предлагаемым заданием является исключение предметов. Целью этого задания также является оценка уровня сформированности обобщения.
При проведении обследования ребенку предлагается набор карточек, на которых изображено по четыре предмета. Три из них относятся к одной категории, четвертый, при внешнем сходстве с остальными, не входит в эту категорию. При этом место в наборе «лишней картинки» меняется. Серии наборов составлены на обобщение по цвету, форме, величине и категориальной характеристике.
Ребенку предлагается следующая инструкция: Посмотри внимательно на карточку. На ней нарисовано четыре предмета, три из них похожи, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Покажи этот неподходящий предмет и скажи, почему он не подходит, как молено назвать эти три похожих предмета.
В зависимости от успешности выполнения и возраста ребенка задание усложняется.
Задание предлагается детям, начиная с возраста 5 лет, в возрастающей сложности. Дети 5 лет обобщают сходные предметы на функциональном уровне и выделяют «лишний предмет». С 6 лет в обоснование выделения «лишнего предмета» вводится все больше отвлеченных категорий.
Важное место в диагностике словесно-логического мышления имеет методика объяснения содержания сюжетных картин. Она применяется, начиная с возраста 5 лет. Ребенку предлагаются сюжетные картинки различной степени сложности: простые, с наглядным изображением всех событий; усложненные, со скрытым смыслом; нелепицы. Ребенку предлагается рассказать о том, что он видит на картинке, и затем придумать по картинке рассказ.
Следующим заданием является установление последовательности событий с помощью серии сюжетных картинок. Серии включают от 3 до 6 картинок различной степени сложности: с явным смыслом, со скрытым смыслом и с незавершенным концом Действия. Ребенку дается следующая инструкция: Погляди внима-пельпо па картинки. На них представлено одно и то же событие, пределы, с чего все началось, что было потом и чем все закончись. Задание предъявляется детям, начиная с 5-летнего возраста,
С Г*("\'У»'Чо *•*
дранной речевой функцией. Ребенок 5 лет с сохранным интел-
115
лектом справляется с заданием, в которое входит серия из 3-4 картинок.
Детям с 5 лет и старше с сохранной речью предлагается также пересказ прочитанного рассказа со скрытым смыслом с оценкой его понимания.
Важное значение для оценки состояния интеллекта имеет исследование счета и счетных операций. Эти задания направлены на определение степени знания и воспроизведения числового ряда, сформированности умения пересчета предметов в зависимости от их количества и способа предъявления, оценки возможностей воспроизведения на конкретном материале операций «больше», «меньше», «одинаково».
У детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет определение осознанности воспроизведения числового ряда. Ребенка просят посчитать до 10 и более, продолжить числовой ряд с определенной точки отсчета.
Предлагаются также задания на пересчет предметов: Считай, сколько здесь палочек, кубиков и т. п.
Оценивается, как ребенок осознает возможность пересчета совокупности разнородных предметов.
Перед поступлением в школу исследуется восприятие цифровых обозначений и их вербализация. Однако возможность выполнения или невыполнения этого задания не имеет важного диагностического значения, так как она формируется в процессе обучения.
Гораздо большее значение имеет оценка возможности сравнивать группы предметов и без пересчета определять, где предметов больше, где меньше, выполнять задания по инструкции: Положи столько у/се предметов, сколько у меня. Важно, чтобы ребенок мог выделять без пересчета группы предметов, выполняя задания типа: Дай три, пять и более предметов.
Важное значение для определения сформированности понятия о числе имеют задания, направленные на сравнение количества предметов в двух коробках. На первом этапе выполнения задания ребенок показывает, где предметов больше, где меньше. На втором этапе ему дается инструкция уравнять число предметов в коробках.
При выполнении следующего задания перед ребенком выкладывается определенное число тех или иных предметов (например счетных палочек). На первом этапе выполнения задания ребенок должен без пересчета назвать число палочек, лежащих на столе. Затем экспериментатор просит ребенка закрыть глаза и в этот момент либо добавляет, либо убирает несколько палочек. Ребенок
116
лжен ответить, что изменилось, что сделал взрослый: убрал или прибавил несколько палочек и сколько.
Таким образом, на основе комплексной диагностики проводится дифференциация различных форм задержки психического развития, отграничение их от умственной отсталости, оцениваются интеллектуальные возможности детей с тяжелыми нарушениями речи, с церебральным параличом, с ранним детским аутизмом и другими нервно-психическими и соматическими заболеваниями.
Особую специфику имеет обследование детей раннего возраста с нарушениями слуха и речи. В этих случаях важное значение имеет метод наблюдения за поведением и игрой ребенка. Обращается внимание на то, как он играет с кубиками, пирамидкой и другими игрушками, проявляет ли он к ним интерес и использует ли их по назначению.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке