11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
В настоящее время в практике специального образования стали использоваться термины «артпедагогика» и «арттерапия». Арт-педагогика (художественная педагогика) с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями (Е.А.Медведева, 2001).
Понятие «артпедагогика» является более широким по отношению к термину «художественное воспитание», которое не включает все компоненты коррекционно-развивающего процесса. Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и социальная адаптация средствами искусства.
Первые попытки использовать в работе с детьми и подростками изобразительные средства в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также для стимуляции психического развития имели место в первой половине XIX века (А.И. Копытин, 2001). Подобная практика существовала и была научно обоснована в первой половине XX века в работах зарубеж-
1 В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения.
2 Помощь родителям в воспитании детей // Пер. с англ. М., 1992. Там же.
4 Написано Вальдес М.С. — социальным работником детского клуба реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей, лишенных попечения родителей, «Диапазон» РООИ Пилигрим.
293
ных исследователей, обеспечивших арттерапии статус научного направления.
«Педагогическое» направление в арттерапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Арттерапия включает изотерапию (лечебное воздействие посредством рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства и др.); библиоте-рапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию; вокало-терапию; кинезитерапию (танцтерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) и т. д.
Специалисты-медики, работающие в этой области, не считают такие формы терапии «лечением» в прямом смысле этого слова и предпочитают пользоваться терминами «развитие творческого начала», «эмоциональное воспитание» и т. д.
Тем не менее признается, что при всех различиях в подходах между медицинским и педагогическим направлениями существует тесная связь (А.И.Копытин, 2001). Художественное самовыражение детей направлено на укрепление психического здоровья детей и тем самым является существенным вкладом в психогигиену, психопрофилактику, психокоррекцию и психотерапию, способствует устранению эмоциональных расстройств и нарушений поведения.
В то же время врачи-арттерапевты, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста, должны быть педагогами, чтобы справиться со своей задачей.
Занятия, приобщающие к искусству, лучше начинать, когда ребенок находится в утробе матери. Такие программы уже разработаны и очень полезны как для матери, так и для ребенка. С помощью пения мама учится правильно дышать, что пригодится ей при родах, готовится к радостной встрече с ребенком. Ребенок привыкает к голосу матери и приобщается к искусству. Эти занятия продолжаются в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Программа рассчитана на творческий подход со стороны мам, которые сами сочиняют мелодии и слова детских песенок, придумывают специальные наряды для своих детей в зависимости от темы занятия. Во время занятий по сенсорному воспитанию дети учатся различать цвета и узнают их названия, распевают про них песенки, танцуют в костюмчиках, к которым прикреплены яркие бумажные цветы либо нотки, о которых поется в песенках. Для всех желающих такие занятия проводятся по Радио России автором программы М.Л. Лазаревым, врачом и музыкантом-педагогом одновременно. Дети, которые занимаются у него в группах, достигают необычно высоких результатов для своего возраста в музыке, танцах, восприятии цвета, легко обучаются чтению и
294
письму, устной речи. Такие занятия полезны здоровым детям, но еще больше — детям группы риска и детям с проблемами в развитии. Понятно, что программы и темпы развития у разных категорий детей будут различными.
Для проблемных детей младенческого возраста занятия по художественному развитию рекомендуется проводить по 5-7 минут 3 раза в неделю (Е.А. Медведева, 2001). Мать побуждает ребенка находить источник звучания: поющего взрослого, звучащую игрушку; стимулирует появление двигательной реакции, улыбки, комплекса оживления на звучащую музыку, пение.
Во второй половине года такие занятия с подгруппой детей может проводить специалист. Это может быть прослушивание коротеньких музыкальных произведений в манеже в течение 1,5-2 минут с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения под пение взрослого по 5-7 минут. Такие занятия могут быть и индивидуальными с мамой.
В раннем возрасте проводятся занятия по музыкальному развитию, изобразительной деятельности, детей знакомят с художественной литературой. Большое значение придается полисенсорным воздействиям, т. е. одновременным воздействиям цвета, формы, фактуры, звучания, движения. Для этого используются яркие звучащие игрушки с различной фактурой. Занятия должны проводиться в игровой форме с очевидным для ребенка эмоциональным отношением взрослого к происходящему. Занятия не должны быть продолжительными: не более 7-10 минут на втором году и 10-15 на третьем году жизни. Обязательным условием успешности, эффективности таких занятий является их высокая привлекательность для малыша, подкрепляемая ситуацией успеха.
Если ребенок дошкольного возраста посещает специальное дошкольное учреждение, то специалисты данного учреждения занимаются с ним по разным видам искусства в соответствии с программой. При этом предусмотрена художественная деятельность дошкольников вне занятий: музыкально-дидактические игры, музыкально-театрализованная деятельность, чтение сказок, разучивание стихов, рисование, лепка, игры со словом и движением, музыкой, изготовление поделок.
Если малыш не посещает специальное учреждение, то специалисты помогут маме организовать такие занятия дома индивидуально либо в надомной группе. Дети могут посещать негосударственные учреждения: восстановительные и реабилитационные центры.
Арттерапия рассматривается как эффективный метод повышения адаптации за счет включения имеющихся резервных возмож-
295
ностей организма, изменения самооценки и своих взаимоотношений с миром.
В специальной педагогике арттерапия и артпедагогика имеют единую цель: гармоничное развитие ребенка с особыми потребностями и сбалансированное функционирование его семьи; более полное включение ребенка и его семьи в социальный контекст.
В специальном образовании арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежащих к разным видам искусства и имеющих разную направленность и технологию лечебно-коррекционного воздействия (Е.А. Медведева, 2001).
Существуют различные классификации арттерапии, в основе которых лежат разные принципы: принадлежность методов и техник к определенным видам искусства; принадлежность к определенной отрасли искусства; различные формы организации артте-рапевтического процесса (групповая, индивидуальная, семейная); структурированность арттерапевтических групп и др. Однако в основе всех видов арттерапии лежит фактор художественной экспрессии, связанный с выражением чувств и потребностей, обусловливающий процесс изменений в поведении, фактор психотерапевтических отношений, заключающийся в создании атмосферы безопасности, необходимой для выражения своего внутреннего мира, и фактор обратной связи, способствующий осознанию содержания своего внутреннего мира.
Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с особыми потребностями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством приобщения к искусству.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1 . Какие мероприятия входят в комплекс восстановительного лечения?
2. Какие общеоздоровительные мероприятия являются наиболее важными для ребенка с отклонениями в развитии?
3. Какие лекарственные препараты используются для медикаментозной терапии для стимуляции развития и улучшения компенсаторных возможностей мозга?
4. В каких программах взаимодействия детей и родителей реализуется бихевиористский подход?
5. Какие формы психотерапевтической работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии являются наиболее эффективными?
6. Какое значение имеет арттерапевтическая работа с проблемными детьми?
7. Какие виды арттерапевтической работы используются в специальных дошкольных учреждениях?
Рекомендуемая литература
Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 5.
Кариес Меря Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей. (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред.
8.Я. Пилиповского. М., 1992.
Майрамяп Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологический и психологический аспекты проблемы). Автореф. дис. М., 1976.
Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида // Дефектология. 1995. № 5.
Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
Ма^^айчVк И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции. Вместе с семьей. СПб., 1996.
Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями. СПб., 1994.
Маркова И.В., Михайлов И.Б., Нежеицев М.В. Фармакология. СПб., 2001.
Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 5.
Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.
М., 1992.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.
М., 2000.
296
Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально-характерологических особенностей.
Общие принципы лечебной педагогики совпадают с принципами общей педагогики. Вместе с тем лечебная педагогика отличается от общей своей лечебно-коррекционной направленностью, а также тесной связью с медициной. Педагог, работающий с ребенком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушенного психомоторного развития, хорошо представлять себе сильные и слабые стороны ребенка, понимать структуру его основного нарушения, препятствующего психомоторному развитию. Очень важно, чтобы педагог во всех, даже самых тяжелых случаях мог выявить у ребенка сохранные функции или предпосылки к их формированию.
Основными принципами лечебной педагогики являются индивидуальный подход и единство педагогического и лечебного процессов.
При проведении лечебно-педагогических мероприятий необходимо соблюдать принцип «соответствия», т. е. все интеллектуальные и физические нагрузки должны соответствовать психомоторным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех случаях для ребенка сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло в нем уверенность в своих силах.
При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклонениями в развитии, наряду с укреплением его здоровья, важное зна-
298
чение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Соблюдая общие принципы методологического подхода к воспитанию и обучению, следует особое внимание уделить следующим аспектам лечебно-педагогической работы:
— создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнообразных игровых приемов;
— развитие эмоционально-положительного общения с ребенком, формирование наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;
— создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;
— развитие различных форм познавательной деятельности;
— в коррекционной работе максимальное использование особых приемов и методик с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;
— широкое использование в коррекционной работе различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных (музыкально-ритмических и игр-инсценировок);
— дифференцирование структуры и продолжительности занятий в зависимости от состояния ребенка.
Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.
При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общие теоретические основы специальной дидактики, т. е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми проблемами развития. Специальная дидактика определяет общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, детей с церебральными параличами, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефектами развития, нарушениями общения (при раннем детском аутизме), детей с нарушениями поведения и различными соматическими и нервно-психическими заболеваниями.
299
Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и прежде всего с медициной, общей педагогикой и психологией. Ее основу составляют общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, теоретические концепции о роли обучения в развитии, теоретические положения о компенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможностей его центральной нервной системы.
На основе принципа системности и последовательности обучения, с учетом уровня развития, соматического и нервно-психического состояния ребенка, разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения и коррекции нарушенных функций. Таким путем обеспечивается равномерная и последовательная стимуляция психомоторного развития с постепенным накоплением знаний и умений, развитием познавательных возможностей и положительных черт личности.
Важным дидактическим принципом является связь обучения с игровой и практической деятельностью ребенка. У ребенка, в первую очередь, формируют практические знания и умения, развивают функцию общения, что является крайне важным для социальной адаптации детей с особыми проблемами в развитии.
Учитывая общие закономерности развития детей с различными отклонениями в развитии, важное место в системе специальной коррекционной педагогической работы отводится развитию регуляции произвольной деятельности и психической активности.
Успех всей лечебно-коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с отклонениями в развитии в семье. При этом важно учитывать не только специфику аномального развития, но и медицинский диагноз. Помощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. Поэтому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужественны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем вам!»
Приложение 1
Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке