2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
Подготовка детей с отклонениями в развитии к обучению может быть успешной лишь при условии сформированности у ребенка основных пространственных представлений.
У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов — форму и величину; имеет представления ° направлениях пространства, а также о пространственных отноше-
176
ЖДУ предметами, понимает и использует речевые средства НИЯХ к начения пространственных взаимоотношений между пред-
г^
'к многих специальных исследованиях показана недостаточ-с°формированность пространственных представлений у раз-НаЯ х категорий детей с отклонениями в развитии. ЛИЧу многих из них затруднения в формировании пространствен-представлений проявляются в несформированности простран-НЬ енного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в на-Сравлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.
Механизм недостаточности пространственных представлений различных категорий детей с отклонениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локальное поражение теменных отделов коры головного мозга, что нередко имеет место у детей с церебральными параличами при поражении теменно-височно-затылочной области коры головного мозга. В этих случаях у ребенка появляется так называемая зрительно-пространственная, или конструктивная апраксия. У ребенка с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту не понимает смысла предлогов над, под, за.
Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или из палочек цельное изображение, картинку, квадрат или треугольник, особенно стойкие затруднения он испытывает в рисовании: не может нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов.
В дошкольном возрасте у него наблюдаются стойкие затруднения в дифференциации правой и левой стороны тела.
Такие стойкие пространственные нарушения характерны для детей с церебральным параличом. Нарушения формирования пространственных представлений у этих детей могут быть связаны с ограничениями в движении глаз с одной или с обеих сторон. Из-за наличия внутреннего косоглазия ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения. ри большем поражении моторного аппарата левого глаза может
людаться своеобразное нарушение — односторонняя про-
ранственная агнозия. В этих случаях ребенок привычно игнори-
У ^ левое поле зрения. При специальных пробах на конструктив-
пи пРаксис он не достраивает части фигуры слева, рисует и
тин СТ ТОЛЬКО на пРавой стороне листа, при рассматривании кар-
^ ^ видит также только изображение справа; то же имеет место
чтении. При обучении грамоте у ребенка могут возникнуть
177
существенные затруднения, особенно в чтении. Нарушения чтени у него будут зависеть от патологии его зрительного восприятия С таким ребенком необходимо как можно раньше начинать специ альные занятия по развитию движений глазных яблок и укреплению паретичных мышц. Для этого используют яркие звучащие игрушки, располагая их в направлении наиболее дефектного движения, всячески стимулируя развитие этого движения. Необходимо проводить серии упражнений в прослеживании игрушки во всех направлениях, добиваясь плавности движения и возможности переключения с одного движения на другое. Подобного рода нарушения могут наблюдаться у детей с дефектами зрения.
Проявления конструктивной апраксии могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии при нарушениях созревания у них корковых теменных отделов мозга.
Несформированность пространственных представлений характерна для всех категорий детей, у которых имеет место замедленный и неравномерный темп созревания ЦНС или недоразвитие коры головного мозга, например у детей с ЗПР, стойкими речевыми расстройствами, у умственно отсталых детей.
Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития. Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства. У всех детей с отклонениями в развитии особенно нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно, по сравнению со здоровыми сверстниками, формируется конструктивное мышление, требующее полноценной аналитико-синтети-ческой деятельности мозга. Поэтому для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррек-ционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения.
Во всех этих видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения, находить между ними сходство и различие, обобщать их по комплексу пространственных признаков и словесно их обозначать.
На начальных этапах работы педагог совместно с ребенком сравнивает предметы по признакам различия, например шар и
178
Берется ящик, в стенках которого имеются прорези круглой кубик. ^о~ фОрМы. Ребенку даются кубики и шарики. На первом и квадр ^енка знакомят с формами шара и куба и отверстиями 3аНЯТ обке Развивают элементарные навыки переноса: шар — на кор ^^ _ квадрат. Ребенок учится опускать шар в отверстие круГ'0й формы, а кубик — в отверстие квадратной формы. Затем кР^Гнка учат дифференцировать другие геометрические формы, Ре длагая игру-занятие «Почтовый ящик». Эти игры предлагаются ПР~енку с трех Лет. Нормально развивающиеся дети до трех лет Р мерно пользуются силой при выполнении этого задания. Од-ко уже к трем годам у них появляются отдельные целенаправленные пробы, а к четырем они выполняют это задание путем зрительного соотнесения, хотя и допустимы еще отдельные пробы. Однако к шести годам ребенок должен пользоваться в основном зрительным соотнесением.
Важное значение имеет обучение ребенка конструированию по подражанию. Это занятие проводится совместно с педагогом. Педагог на глазах у ребенка производит различные постройки из кубиков, стимулируя ребенка к подражанию. Педагог и ребенок строят «домик», «мостик», «столик» и т. п. Такие занятия проводятся с детьми, начиная с трех лет.
Ребенка обучают также разбирать и складывать матрешки, пирамидки. Разбор и складывание матрешки дается детям, начиная с трехлетнего возраста. К возрасту четырех-пяти лет ребенок уже должен складывать матрешку без предварительных проб.
Обучение складыванию шестисоставной матрешки проводится с детьми старше четырех лет.
Проводятся специальные игры-занятия по разбору и складыванию пирамиды. Эти упражнения проводятся с детьми, начиная с двух лет.
Обычно до трех лет здоровые дети еще могут складывать пирамиду без учета величины. Однако к четырем годам они начинают прибегать к пробам, или примериванию, а старше пяти лет справляются с этим заданием после первого предъявления.
Важное значение для формирования пространственных пред-тавлений имеет развитие у ребенка способности к конструирова-ию. На первых этапах работы ребенка учат конструировать по
°Дражанию. Эти занятия начинают проводить с детьми в возрасте трех лет.
атем переходят к более сложным заданиям — конструирова-Че По образцу. Эти занятия проводятся с детьми, начиная с ПолЫрех лет- Даже нормально развивающийся ребенок может вы-Иять правильно это задание лишь к четырем-пяти годам.
179
Как уже отмечалось, наиболее выраженные пространственны нарушения наблюдаются у детей с церебральным параличом. При воспитании у этих детей восприятия формы предметов обязатель но подключают тактильное восприятие и речь. Каждая предъявляемая ребенку геометрическая форма называется, и ребенок ощу. пывает ее руками, затем с помощью игры «Волшебный мешочек» он начинает узнавать ее на ощупь.
Можно использовать также игры.
1. Подбери предмет, подходящий по форме. На специальных карточках изображены знакомые ребенку предметы (огурец, яблоко, шар, тарелка, пенал, колесо, книга, портфель) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Перед ребенком выкладываются трафареты фигур и ему предлагается подобрать к каждой фигуре похожую картинку.
2. Вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат,
треугольник.
3. Узнавание и копирование геометрических фигур. Ребенка просят на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке, назвать, а затем нарисовать (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)1.
4. Определить, из каких геометрических фигур составлен рисунок (см. рис.).
-7 яыкладывание узоров по образцу из мозаики. Г адывание изображений предметов из отдельных частей.
9. Игры-лабиринты.
5. Выложить фигуры из 3 палочек по образцу. Сначала образец выкладывают перед ребенком, затем убирают, и ребенок восстанавливает фигуры по памяти.
6. Построение башни: а) по образцу; б) по словесной инструкции.
1 Частично использованы материалы из кн.: Чего на свете не бывает / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой М., 1991 и Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1990.
180
Предлагается и целый ряд других заданий.
На первом этапе коррекционной работы у ребенка развивают анализ образца и обобщенное восприятие формы предметов, учат выделять аналогичную форму в окружающих предметах, сопоставлять формы реальных предметов с геометрическими.
В дошкольном возрасте ребенка учат преобразованию геометрических фигур, предлагая ему из одной геометрической фигуры сделать другую. В качестве дидактического материала используется строительный материал, палочки, кубики, различные игрушки, мозаика, головоломки, рисунки-схемы.
Основной задачей этих занятий является формирование у ре-оенка обобщенных представлений о форме предметов, развитие зрительно-моторной координации, конструктивной деятельности.
^Важным направлением работы является развитие представле-ии о направлениях и, прежде всего, формирование ориентировки «правом» и «левом» и развитие схемы тела.
азвитие схемы тела тесно связано с формированием про-Р нственного восприятия. При нормальном развитии формиро-ем схемы тела тесно связано с общим сенсомоторным развити-енка- Имеются указания о значении вестибулярных стиму-в Развитии схемы тела.
181
Развитию пространственной ориентировки способствуют также специальные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, тонких дифференцированных движений пальцев рук. Большое значение в развитии понятий «правое» и «левое» имеют специально организованные игры, обучение рисованию, ориентации на листе бумаги.
При подготовке ребенка к обучению важно сформировать у него представления о пространственных отношениях между пред-1 метами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности ребенка к обучению.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Назовите общие принципы лечебной педагогики.
2. Какие методы физического воспитания и укрепления физического здоровья, развития и нормализации движений используются в пред-дошкольном и дошкольном возрасте?
3. Какие методы развития пространственных представлений и конструктивного праксиса используются в процессе физического воспитания?
4. Как происходит формирование устной речи и коррекция речевых нарушений в процессе ознакомления детей с окружающим миром, сенсорного воспитания, развития игровой и познавательной деятельности?
5. Как проводится подготовка детей с отклонениями в развитии к обучению математике?
6. Какова роль дидактических игр в умственном воспитании дошкольника?
7. Как подготовить ребенка к обучению письму?
8. Как подготовить ребенка к обучению чтению?
182
Рекомендуемая литература
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В.И. Теленчи. М., 1983.
ДVбинская И.Д. Формирование здоровья детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях. М.: Педиатрия, 1979.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррек-ционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).
М., 2000.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье в системе коррекционно-развивающего обучения воспитанников специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. №4.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 5.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.
М., 1990.
ЛурияА.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
Смирнова Е.О. и др. Воспитание детей раннего возраста. М., 1996.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке