Глава 3. Развитие познавательной деятельности
Для развития познавательной деятельности ребенка преддо-школьного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют так называемые дидактические игры.
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высо-
183
кий уровень конкретных операций (Ж. Пиаже). На первом этап работы основной задачей является максимальное развитие доопе рационного мышления. Известно, что период дооперационного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими форма ми мышления дошкольника являются наглядно-действенное и на глядно-образное, которые имеют определяющее значение в общем процессе умственного развития ребенка.
Концепция умственного развития ребенка Ж. Пиаже имеет важное значение при разработке системы умственного воспитания дошкольника.
Для развития мышления ребенка основную роль играет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления.
В процессе наглядно-действенного мышления у ребенка формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является важным показателем умственного развития. Процесс мышления вплетается в практическую деятельность ребенка. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм. Поэтому в первую очередь у детей с особыми нуждами необходимо развить этот тип мышления. Прежде всего ребенка необходимо научить соотносить условия задач с их требованиями. Вначале ребенку предлагаются простые практические задания, например, в процессе игры с кубиками, конструировании.
На основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. У ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
В работах многих исследователей показана роль речи, в том числе и «речи про себя» для развития образного мышления. Отмечается также, что переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи.
Ведущее значение для развития этой формы мышления имеют такие виды деятельности ребенка, как конструирование, изобразительная деятельность, труд.
В процессе формирования образного мышления у ребенка развивается возможность планирования своих действий.
Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях
об окружающей действительности. Эти знания подраз- прироДь^ ^^ две ГруППЫ. Первая группа содержит знания и деляю КОТОрЫе дети должны усвоить в повседневном общении Умени*'слым и? прежде всего, с родителями. Эти знания усваива- со взр ' играх Вторая — более сложные знания и умения,
ЮТСЯ В ОЫ1.У п » г г
е усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенного воспитания ребенка путем формирования у него обоб-° енных и систематизированных представлений об окружающей "ействительности. Необходимо, чтобы ребенок усвоил систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у ребенка обобщенных способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов: зрительного, тактильно-кинестетического, слухового. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать познавательную деятельность, т. е. необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребенка необходимо активизировать как сенсорные, так и умственные процессы. Следует формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. При развитии самостоятельности детского мышления важно, чтобы педагог, ставя перед ребенком ту или иную задачу, обучал его способам ее решения, формируя таким путем важнейшие мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
Важнейшей задачей умственного развития ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения между ними. Таким путем у ребенка создаются предпосылки для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.
Формирование понятий является одной из важнейших задач подготовки ребенка к обучению в школе.
ь> настоящее время многими выдающимися отечественными
ихологами показано, что в процессе четко организованного вос-
ания и развития детей дошкольного возраста можно очень эф-
0()КТИВНО >'пРавлять их умственным развитием при правильном
ств ^НГИ на основе теории поэтапного усвоения умственных дей-
пре 1- Развитии умственных действий основное значение имеют
метные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной
185
деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью специальных педагогических методов научить ребенка выделять существенные признаки предметов. Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Ее основу составляют приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний, отражающие существенные связи и зависимости окружающей действительности. Прежде всего, необходимо определить содержание знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Важно использовать своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции умственного развития, которое, само по себе, является результатом формирования умственных действий. Для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития. В настоящее время показана важнейшая роль ранних стадий развития и раннего обучения для формирования психики ребенка. Стадии психического развития ребенка, детерминированные генетической программой развития, конкретно реализуются в процессе общения со взрослым, воспитания и обучения. При этом первостепенное значение имеет обучение ребенка конструктивной деятельности, рисованию, ознакомление его с окружающим миром, развитие у него математических представлений, подготовка его к обучению чтению и письму.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями типа: Кошка — это животное, машина — это транспорт и т. п. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, следует формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве и т. п.
В настоящее время большинство авторов показатели умственного развития не сводят только к знаниям и представлениям об окружающем мире, а обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость активности, инициативы при выполнении ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием умственного развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.
В последние годы углубляются представления об умственном развитии ребенка за счет введения в анализ предложенного Л.С. Выготским понятия психологического новообразования, т. е.
186
того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе1. При этом основное внимание уделяется тем психическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития .
Основным источником развития считается обучение3. Важной задачей обучения считается не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, а активизация познавательной деятельности самого ребенка.
Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:
— конкретно-понятийную;
— абстрактно-понятийную4.
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом.
На абстрактно-понятийной стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, на этой стадии формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.
На конкретно-понятийной стадии ребенка учат выделению признаков предметов на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определенным заданным признакам, например сравнению предметов по длине, ширине, высоте. Ребенок усваивает такие понятия, как одинаковые, длиннее —короче, шире —уже, выше —ниже, больше —меньше и т. п.
Затем ребенка учат сравнивать предметы по степени выраженности того или иного признака, например по интенсивности цвета, по убывающей величине. Для этой цели широко используются ряды матрешек, которые ребенок выстраивает по убывающей величине, а также ставит недостающую матрешку в ряд. Умение строить последовательный ряд по величине является важным этапом в развитии конкретно-понятийного мышления.
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983. С. 388; Маркова А. К. Лидере А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. С. 16.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся М., 1986. С. 55-56.
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова М, 1983. С. 388.
Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками
слуха. М: Просвещение, 1991.
187
Важное значение имеют занятия, направленные на обучение ребенка узнавать предметы по основным признакам. С этой целью широко используются загадки.
На конкретном, знакомом для ребенка материале развивают обобщающие понятия, ребенка просят называть обобщающим термином определенные группы слов, например стол, стул, шкаф, кровать... чашка, тарелка, стакан, блюдце и т. п. Ребенка учат отвечать на вопросы:
Каких ты знаешь животных?
Какие ты знаешь фрукты?
Назови овощи.
Какие ты знаешь игрушки? °
Что такое посуда? Перечисли предметы, которые относятся к носуде.
Что такое одежда? Назови предметы одежды и т. д.
Очень важно научить ребенка группировать предметы по одному главному признаку: по цвету, форме или величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям (посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты и т. д.).
На следующем этапе ребенка учат группировке предметов по двум признакам, например: одновременно по цвету и величине, по форме и цвету и т. п.
Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры-упражнения на классификацию предметов. Ребенку дается набор картинок с изображением отдельных предметов и предлагается разложить их на группы «похожие с похожими» и назвать эти группы одним словом, например: овощи, фрукты, одежда, посуда и т. п.
Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, такой, например, как «Нерешенный вопрос».
Нерешенный вопрос
Жили на одном дворе кот, петух, собака и коза. Жили они дружно, но один раз поссорились, так как не могли согласиться друг с другом, что вкуснее всего.
— Вкуснее всего молоко, — сказал кот Васька.
— Ничего подобного, — сказал петух. — Вкуснее всего крупа или овес.
— Пустяки вы говорите, — сказала собачка Жучка, — вкуснее всего косточка.
— Нет, — сказала коза, — я не согласна с вами, вкуснее всего сено. Так и спорят они до сих пор. Помоги им помириться. Как решить их спор?
188
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструктивной деятельности (ребенка учат из частей складывать целое: предлагаются картинки, разрезанные на две части, потом — на три, четыре и т. п.).
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребенку предлагаются фигуры, разные по форме, и коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребенку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые ребенок должен сам подбирать путем зрительного соотнесения.
Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задают наводящие вопросы.
Для стимуляции логического мышления проводятся также занятия по выделению линией четвертой картинки.
Важное значение для развития познавательной деятельности и подготовки ребенка к обучению имеет работа по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, работа с загадками, а также развитие памяти и внимания1.
При развитии познавательной деятельности очень важно опираться на психическое состояние радости, ненапряженности2.
Педагогическое занятие должно всегда вызывать у ребенка состояние радости. Самочувствие и настроение ребенка после занятий должны оставаться хорошими'.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке