11.1. Общеоздоровительные мероприятия
Комплекс восстановительного лечения в общей системе лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий включает организацию общего режима индивидуально для каждого ребенка, полноценное питание, а часто и специфическую диетотерапию, медикаментозное лечение, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, в ряде случаев ортопедические мероприятия, стимуляцию двигательного, психического и речевого развития.
Общеоздоровительные мероприятия — это, прежде всего, соблюдение специально разработанного для конкретного ребенка режима дня. От организации правильного режима часто зависит успех всей лечебно-педагогической, коррекционной работы.
Питание и диетотерапия — важная часть комплекса восстановительного лечения. При организации питания учитывается не только возраст ребенка, но и характер заболевания. В одних случаях необходимо вводить в рацион питания дополнительные ингредиенты, улучшающие процессы обмена в нервной и мышечной системе. В других — крайне важно своевременное исключе-
281
ние из пищевого рациона различных продуктов питания. Это особенно важно при наследственных заболеваниях обмена веществ, таких, как фенилкетонурия, тирозинемия, гипергликемия, гисти-динемия, гомоцистинурия и других. Для этих детей диетотерапия является основным методом лечения. В особой диете нуждаются дети с синдромом нарушенного кишечного всасывания углеводов. У них имеет место непереносимость лактозы, галактозы, сахарозы.
Ортопедические мероприятия широко применяются у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью предупреждения порочных поз, контрактур и деформаций конечностей.
Лечебная гимнастика и массаж являются одним из важных видов лечения двигательных нарушений.
Физиотерапевтические методы улучшают функциональное состояние нервной системы и организма в целом, повышают эффективность комплексных лечебно-коррекционных мероприятий.
К физиотерапевтическим методам относится водотерапия, которая благоприятно влияет на состояние нервной системы, нормализуя процессы возбуждения и торможения, улучшая сон. Водотерапия является лечебным средством для детей с двигательными нарушениями, общей нервной возбудимостью. Водотерапия включает назначение различных ванн. Наиболее часто применяются хвойные ванны, которые показаны при различных заболеваниях нервной системы, повышенной нервной возбудимости, нарушениях сна.
Для приготовления хвойной ванны используют жидкий хвойный экстракт в количестве 25-50 г (количество зависит от возраста ребенка). Температура воды составляет +35,5...+36 °С. После ванны ребенка следует обмыть водой. Ванны обычно проводятся через день. На курс лечения назначается 8-10 ванн.
Для детей с церебральным параличом, соматически ослабленных, с проявлениями рахита полезно применять солено-хвойные ванны. Для приготовления такой ванны на ведро воды используют 100-200 г неочищенной морской соли. Соль помещают в полотняный мешочек и опускают в ванну до полного растворения, затем добавляют хвойный экстракт, температура воды +35...+36 °С. Продолжительность ванны 5-10 минут. Ванны делают через день, на курс — 8-10 ванн. Солено-хвойные ванны стимулируют нервную систему, улучшают обменные процессы, повышают общий тонус организма.
Ванны из настоя трав применяют для возбудимых, нервных детей, с нарушениями сна. Для их приготовления используют концентрированный настой из трав (корень валерианы, пустырник,
282
душица, зверобой, шалфей, ромашка, полынь и др.) в количестве 1-2 стакана на ванну. Температура ванны +36...+36,5 °С. Курс лечения — 8-10 ванн.
Для детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями используют такие виды физиотерапии, как озо-керитолечение (лечение горным воском), горячие шерстяные укутывания, грязевые аппликации и другие физиотерапевтические средства.
Важное значение имеет медикаментозное лечение, которое широко применяется в раннем и дошкольном возрасте.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке