logo
Мастюкова Коррекция

11.1. Общеоздоровительные мероприятия

Комплекс восстановительного лечения в общей системе лечеб­но-педагогических и коррекционных мероприятий включает орга­низацию общего режима индивидуально для каждого ребенка, полноценное питание, а часто и специфическую диетотерапию, медикаментозное лечение, лечебную гимнастику, массаж, физио­терапию, в ряде случаев ортопедические мероприятия, стимуля­цию двигательного, психического и речевого развития.

Общеоздоровительные мероприятия — это, прежде всего, соблюдение специально разработанного для конкретного ребенка режима дня. От организации правильного режима часто зависит успех всей лечебно-педагогической, коррекционной работы.

Питание и диетотерапия — важная часть комплекса восста­новительного лечения. При организации питания учитывается не только возраст ребенка, но и характер заболевания. В одних случаях необходимо вводить в рацион питания дополнительные ингредиенты, улучшающие процессы обмена в нервной и мышеч­ной системе. В других — крайне важно своевременное исключе-

281

ние из пищевого рациона различных продуктов питания. Это осо­бенно важно при наследственных заболеваниях обмена веществ, таких, как фенилкетонурия, тирозинемия, гипергликемия, гисти-динемия, гомоцистинурия и других. Для этих детей диетотерапия является основным методом лечения. В особой диете нуждают­ся дети с синдромом нарушенного кишечного всасывания угле­водов. У них имеет место непереносимость лактозы, галактозы, са­харозы.

Ортопедические мероприятия широко применяются у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью преду­преждения порочных поз, контрактур и деформаций конечностей.

Лечебная гимнастика и массаж являются одним из важных видов лечения двигательных нарушений.

Физиотерапевтические методы улучшают функциональное состояние нервной системы и организма в целом, повышают эф­фективность комплексных лечебно-коррекционных мероприятий.

К физиотерапевтическим методам относится водотерапия, ко­торая благоприятно влияет на состояние нервной системы, норма­лизуя процессы возбуждения и торможения, улучшая сон. Водо­терапия является лечебным средством для детей с двигательными нарушениями, общей нервной возбудимостью. Водотерапия вклю­чает назначение различных ванн. Наиболее часто применяются хвойные ванны, которые показаны при различных заболеваниях нервной системы, повышенной нервной возбудимости, наруше­ниях сна.

Для приготовления хвойной ванны используют жидкий хвой­ный экстракт в количестве 25-50 г (количество зависит от возраста ребенка). Температура воды составляет +35,5...+36 °С. После ван­ны ребенка следует обмыть водой. Ванны обычно проводятся че­рез день. На курс лечения назначается 8-10 ванн.

Для детей с церебральным параличом, соматически ослаблен­ных, с проявлениями рахита полезно применять солено-хвойные ванны. Для приготовления такой ванны на ведро воды используют 100-200 г неочищенной морской соли. Соль помещают в полотня­ный мешочек и опускают в ванну до полного растворения, затем добавляют хвойный экстракт, температура воды +35...+36 °С. Про­должительность ванны 5-10 минут. Ванны делают через день, на курс — 8-10 ванн. Солено-хвойные ванны стимулируют нервную систему, улучшают обменные процессы, повышают общий тонус организма.

Ванны из настоя трав применяют для возбудимых, нервных де­тей, с нарушениями сна. Для их приготовления используют кон­центрированный настой из трав (корень валерианы, пустырник,

282

душица, зверобой, шалфей, ромашка, полынь и др.) в количестве 1-2 стакана на ванну. Температура ванны +36...+36,5 °С. Курс ле­чения — 8-10 ванн.

Для детей с церебральным параличом и другими двигательны­ми нарушениями используют такие виды физиотерапии, как озо-керитолечение (лечение горным воском), горячие шерстяные уку­тывания, грязевые аппликации и другие физиотерапевтические средства.

Важное значение имеет медикаментозное лечение, которое широко применяется в раннем и дошкольном возрасте.