logo
Мастюкова Коррекция

Глава 3. Лечебно-педагогическая работа

ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Проблема изучения и подготовки к обучению детей с задерж­кой психического развития в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками Института коррекци-онной педагогики РАО (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпи-на, Н.А. Никашина, К.С. Лебединская, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Мар­ковская, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина).

На основании этих исследований были составлены программы подготовки к школе детей с ЗПР, а также программы для началь­ных классов школ для детей с ЗПР.

Авторами программ подчеркивается особое значение развития у этих детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравне­ния и обобщения. Ребенка необходимо научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом, научиться выделять основные признаки предметов и явлений ок­ружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в группы и логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа. Важное значение придается развитию внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности.

При подготовке ребенка с ЗПР к обучению в школе особое внимание обращают на формирование дифференцированного вос­приятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений. Ребенка учат выделять в устной речи слова, а затем и предложе­ния, слышать паузу и интонацию в соответствии со знаками пре­пинания в конце предложения. Особое внимание уделяют работе по развитию у детей умения слышать и выделять в слове отдель­ные звуки. Проводится специальная логопедическая работа по вы­работке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи. Ребенка готовят к усвоению устного звукового анализа. Следует иметь в виду, что звуковому анализу подлежат только те слова, в которых все звуки ребенком отчетливо воспринимаются на слух и произно­сятся.

228

Специальные исследования показали, что для детей с ЗПР наи­более доступным является выделение ударного гласного звука, стоящего в начале слова и конечного согласного. Наиболее рас­пространенной ошибкой у них является выделение слога вместо звука при вычленении начального согласного (например, в слове мак ребенок выделяет ма вместо звука [м]). У нормально разви­вающихся детей на определенном этапе их развития также наблю­даются такого рода ошибки. Однако у детей с ЗПР они являются стойкими, и требуется специальная коррекционная работа для их преодоления1. Было также показано, что ребенок легче выделяет отдельный гласный звук в словах, где он составляет отдельный слог (аист). Согласный звук в начале слова наиболее легко выде­ляется в словах, где он занимает обособленное положение, напри­мер в слове слон2.

Было также показано, что дети с ЗПР, даже владея приемами вы­деления звука из состава слова, самостоятельно им не пользуются .

Все это определяет необходимость проведения специальной работы с дошкольниками с ЗПР по обучению их ориентировке в звуковой речи. Эта работа должна проводиться индивидуально ло­гопедом. При этом необходимо учитывать индивидуальные разли­чия детей с ЗПР по их потенциальным возможностям осознания ре­чевой действительности. Формирование ориентировки в звуковой стороне речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждения у них школьной неуспеваемости.

Ребенка учат составлять рассказы по картинке и серии карти­нок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовят» руку к письму.

Большое внимание уделяется развитию умения составлять про­стые и более распространенные предложения, выделять их в рас­сказе, делить предложения на слова.

При формировании начальных математических представлений большое значение придается предметно-практической деятельно­сти ребенка, что обеспечивает наглядную основу для формирова­ния математических понятий.

Важное значение имеют специальные занятия по знакомству ребенка с окружающим миром.

Одним из важных направлений работы по подготовке к обуче­нию детей с ЗПР является обучение их изобразительной деятель-

Малъцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология. 1989. № 3. С. 59-64. ' Там же. Там же.

ности. Специально проведенное исследование показало, что для дошкольников с ЗПР характерен низкий интерес к процессу и ре­зультатам изобразительной деятельности, хотя обычно детям к 6 годам доступен простой предметный рисунок. Однако, в отличие от рисунков нормально развивающегося ребенка, рисунок ребенка с ЗПР крайне схематичен и упрощен. Изображения маловырази­тельные, мелкие, однотипные. Сюжетные рисунки большинству детей не доступны, дети не могут сформулировать замысел сюже­та. Многие рисунки детей с ЗПР находятся на уровне недифферен­цированной схемы1.

Характерным является несформированность технических на­выков рисования, неловкость движений рук, дети не могут пра­вильно держать карандаш, кисть, затрудняются в рисовании мел­ких предметов, не владеют приемами раскрашивания2.

Эти данные определяют важность проведения специальной коррекционной работы с детьми по развитию у них изобразитель­ной деятельности. В процессе этой работы решаются задачи эсте­тического, нравственного и умственного воспитания ребенка. Важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие изо­бразительного и декоративно-прикладного искусства, научить отображать в рисунках свои зрительные впечатления и представ­ления об окружающей действительности3.

Выделяется несколько основных направлений работы по обу­чению изобразительной деятельности детей с ЗПР:

— воспитание эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

— развитие восприятия и представлений о предметах и явле­ниях окружающей действительности;

— систематизация этих представлений;

— формирование графических образов изображаемых предме­тов с преодолением стереотипности изображений;

— развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной коор­динации;

— развитие произвольной регуляции деятельности с помощью словесной инструкции; расширение словаря детей путем пополне­ния его образной выразительной лексикой .

Екжапова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнсго возраста //Дефектология. 1989. №4 с. 81-86.

" Там же.

' Там же.

Там же.

явля-

, (

Особенно важное значение при воспит0нии ^еге'1 Цельности, ется формирование интереса к

ь эмоционального отношения к окружающей дейсп*'е1 ьр цветовой

Ребенка необходимо научить передйвать с пс»Л|О>^ ^ явлениям гаммы свое эмоциональное отношение к преДмегал1 окружающего мира, свое настроение. аЩвной дея-

Особо важное значение имеет форми^дни^ мпегР (ь,,5 а также тельности зрительной и тактильно-двигате^ьц<зй сяст в,Озможно-специальное обучение ориентировке н^ листе буяа^т рисунка. сти рационального расположения на не^ вс^х фраП1е1{ сочетать с

Развитие изобразительной деятельности ы№[^ Вщцем тон_ развитием игры, предметной деятельн^)ст^, фор.МФ^ зрительного ких дифференцированных движений цалйеР 1^' чение име- гнозиса, пространственных представлен^ Ва?кн0; З1иния к ок- ет развитие наблюдательности, познавал <>НоГО с™* ружающей действительности. видами изо-

Следует сочетать обучение рисован^ (, друг"Ш!и бразительной деятельности. ^ ребенка

Необходимо обращать особое вним1НИ^ н^ о^У'4^ сюжетному, эмоционально-выразительн<у рисР>нк^- ,иекционные

Важное значение при ЗПР имеют спе1щЯь^1<еко'В1?Нного Гно-занятия по развитию у детей предметно!^ ц гФо^Р^^&ного вни~ зиса, праксиса, фонематического анализ^ функ;шишкнр1:( деятель-мания, памяти, а главное — регуляции ((едеНа^ра)812^ аменто3ным ности. Эти коррекционные занятия сочечак)^ся С^^ш.^го и седа-лечением, которое включает сочетание стиму^я^^^о^ По лока­тивного (успокаивающего) лечения, ди(|]ферениир'шга^гр4черепное заниям, применяются препараты, норма^зуЮц.Ц'е' ^ьи память. давление, улучшающие умственную раб^т0спос?сбн^^3р^ательные

Для ребенка с ЗПР необходимы та^е обие0[)1Р^гиМнастика, мероприятия, водные процедуры, масс^? физиотерапия.

Иодготовки для детей

Вопросы и задания для самостоятел^но^ р'абспь

вос-

1. Какие направления работы предусматриэдю^ ПР к школе детей с ЗПР и программы для Начаг)ьньр|;( с ЗПР?

2. Как проводится работа по формирование дисрФ^Р6141"1^

приятия различных языковых средств? „ ^боты с до-

3. С чем связана необходимость проведен^ Специзп1ы<3)%в^й стороне школьниками с ЗПР по обучению их ори%тцрОвк{е в* 1В1У речи? ^е6)" обучение

4. Какое значение для подготовки к школе ^ете^ с • их изобразительной деятельности?

230

Рекомендуемая литература

Екжапова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста // Дефектология. 1989. №4.

ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.

Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задерж­кой психического развития в звуковой речи // Дефектология. 1989. № 3.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с про­блемами в развитии. СПб., 2003.