Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с задержкой психического развития в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками Института коррекци-онной педагогики РАО (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпи-на, Н.А. Никашина, К.С. Лебединская, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковская, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина).
На основании этих исследований были составлены программы подготовки к школе детей с ЗПР, а также программы для начальных классов школ для детей с ЗПР.
Авторами программ подчеркивается особое значение развития у этих детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Ребенка необходимо научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом, научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в группы и логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа. Важное значение придается развитию внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности.
При подготовке ребенка с ЗПР к обучению в школе особое внимание обращают на формирование дифференцированного восприятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений. Ребенка учат выделять в устной речи слова, а затем и предложения, слышать паузу и интонацию в соответствии со знаками препинания в конце предложения. Особое внимание уделяют работе по развитию у детей умения слышать и выделять в слове отдельные звуки. Проводится специальная логопедическая работа по выработке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи. Ребенка готовят к усвоению устного звукового анализа. Следует иметь в виду, что звуковому анализу подлежат только те слова, в которых все звуки ребенком отчетливо воспринимаются на слух и произносятся.
228
Специальные исследования показали, что для детей с ЗПР наиболее доступным является выделение ударного гласного звука, стоящего в начале слова и конечного согласного. Наиболее распространенной ошибкой у них является выделение слога вместо звука при вычленении начального согласного (например, в слове мак ребенок выделяет ма вместо звука [м]). У нормально развивающихся детей на определенном этапе их развития также наблюдаются такого рода ошибки. Однако у детей с ЗПР они являются стойкими, и требуется специальная коррекционная работа для их преодоления1. Было также показано, что ребенок легче выделяет отдельный гласный звук в словах, где он составляет отдельный слог (аист). Согласный звук в начале слова наиболее легко выделяется в словах, где он занимает обособленное положение, например в слове слон2.
Было также показано, что дети с ЗПР, даже владея приемами выделения звука из состава слова, самостоятельно им не пользуются .
Все это определяет необходимость проведения специальной работы с дошкольниками с ЗПР по обучению их ориентировке в звуковой речи. Эта работа должна проводиться индивидуально логопедом. При этом необходимо учитывать индивидуальные различия детей с ЗПР по их потенциальным возможностям осознания речевой действительности. Формирование ориентировки в звуковой стороне речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждения у них школьной неуспеваемости.
Ребенка учат составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовят» руку к письму.
Большое внимание уделяется развитию умения составлять простые и более распространенные предложения, выделять их в рассказе, делить предложения на слова.
При формировании начальных математических представлений большое значение придается предметно-практической деятельности ребенка, что обеспечивает наглядную основу для формирования математических понятий.
Важное значение имеют специальные занятия по знакомству ребенка с окружающим миром.
Одним из важных направлений работы по подготовке к обучению детей с ЗПР является обучение их изобразительной деятель-
Малъцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология. 1989. № 3. С. 59-64. ' Там же. Там же.
ности. Специально проведенное исследование показало, что для дошкольников с ЗПР характерен низкий интерес к процессу и результатам изобразительной деятельности, хотя обычно детям к 6 годам доступен простой предметный рисунок. Однако, в отличие от рисунков нормально развивающегося ребенка, рисунок ребенка с ЗПР крайне схематичен и упрощен. Изображения маловыразительные, мелкие, однотипные. Сюжетные рисунки большинству детей не доступны, дети не могут сформулировать замысел сюжета. Многие рисунки детей с ЗПР находятся на уровне недифференцированной схемы1.
Характерным является несформированность технических навыков рисования, неловкость движений рук, дети не могут правильно держать карандаш, кисть, затрудняются в рисовании мелких предметов, не владеют приемами раскрашивания2.
Эти данные определяют важность проведения специальной коррекционной работы с детьми по развитию у них изобразительной деятельности. В процессе этой работы решаются задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания ребенка. Важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научить отображать в рисунках свои зрительные впечатления и представления об окружающей действительности3.
Выделяется несколько основных направлений работы по обучению изобразительной деятельности детей с ЗПР:
— воспитание эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
— развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
— систематизация этих представлений;
— формирование графических образов изображаемых предметов с преодолением стереотипности изображений;
— развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации;
— развитие произвольной регуляции деятельности с помощью словесной инструкции; расширение словаря детей путем пополнения его образной выразительной лексикой .
Екжапова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнсго возраста //Дефектология. 1989. №4 с. 81-86.
" Там же.
' Там же.
Там же.
явля-
, (
Особенно важное значение при воспит0нии ^еге'1 Цельности, ется формирование интереса к
ь эмоционального отношения к окружающей дейсп*1Т'е1 ьр цветовой
Ребенка необходимо научить передйвать с пс»Л|О>^ ^ явлениям гаммы свое эмоциональное отношение к преДмегал1 окружающего мира, свое настроение. аЩвной дея-
Особо важное значение имеет форми^дни^ мпегР (ь,,5 а также тельности зрительной и тактильно-двигате^ьц<зй сяст в,Озможно-специальное обучение ориентировке н^ листе буяа^т рисунка. сти рационального расположения на не^ вс^х фраП1е1{ сочетать с
Развитие изобразительной деятельности ы№[^ Вщцем тон_ развитием игры, предметной деятельн^)ст^, фор.МФ^ зрительного ких дифференцированных движений цалйеР 1^' |ачение име- гнозиса, пространственных представлен^ Ва?кн0; З1и(ения к ок- ет развитие наблюдательности, познавал <>НоГО с™* ружающей действительности. видами изо-
Следует сочетать обучение рисован^ (, друг"Ш!и бразительной деятельности. ^ ребенка
Необходимо обращать особое вним1НИ^ н^ о^У'4^ сюжетному, эмоционально-выразительн<)Му рисР>нк^- ,иекционные
Важное значение при ЗПР имеют спе1щЯь^1<еко'В1?Нного Гно-занятия по развитию у детей предметно!^ ц гФо^Р^^&ного вни~ зиса, праксиса, фонематического анализ^ функ;шишкнр1:( деятель-мания, памяти, а главное — регуляции ((едеНа^ра)812^ аменто3ным ности. Эти коррекционные занятия сочечак)^ся С^^ш.^го и седа-лечением, которое включает сочетание стиму^я^^^о^ По локативного (успокаивающего) лечения, ди(|]ферениир'шга^гр4черепное заниям, применяются препараты, норма^зуЮц.Ц'е' 8Н^ьи память. давление, улучшающие умственную раб^т0спос?сбн^(С^3р^ательные
Для ребенка с ЗПР необходимы та^е обие0[)1Р^гиМнастика, мероприятия, водные процедуры, масс^? физиотерапия.
Иодготовки для детей
Вопросы и задания для самостоятел^но^ р'абспь
вос-
1. Какие направления работы предусматриэдю^ ПР к школе детей с ЗПР и программы для Начаг)ьньр|;( с ЗПР?
2. Как проводится работа по формирование дисрФ^Р6141"1^
приятия различных языковых средств? „ ^боты с до-
3. С чем связана необходимость проведен^ Специзп1ы<3)%в^й стороне школьниками с ЗПР по обучению их ори%тцрОвк{е в* 1В1У речи? ^е6)" обучение
4. Какое значение для подготовки к школе ^ете^ с • их изобразительной деятельности?
230
Рекомендуемая литература
Екжапова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста // Дефектология. 1989. №4.
ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология. 1989. № 3.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке