logo search
Теория обучения УМК

5.2. Ассоциативная теория обучения

Методологические основы ассоциативной теории были разработаны Дж. Локком в XVII в. В своей философской концепции опытного происхождения человеческого знания он ввел термин «ассоциация». Практическое воплощение ассоциа­тивная теория обучения получила в классно-урочной системе Я.А. Коменского.

Основные положения ассоциативной теории обучения:

Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстрированного ме­тода обучения — господствующего в традиционной школе. Эта теория сыграла положительную роль, нанеся удар по догматическому и схоластическому обуче­нию. Однако ассоциативная теория изначально не была ориентирована на развитие творчес­ких способностей учащихся. Поэтому она же стала одной из причин того, что у школьни­ков не формируются опыт творческой деятельности, умение самостоятельно добывать знания, готовность к самостоятельной жизне­деятельности.

Осознавая ограниченность объяснительно-иллюстрированного обучения, оте­чественная педагогическая наука предложила пути его усовершенствования: развитие обучаемости (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская), интенсификацию обучения с помощью опорных конспектов (В.Ф. Шаталов), укрупнение дидак­тических единиц (П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев), индивидуализацию обучения (И.П. Волков) и др.