Предметность и результативность коррекции
Понятие о предмете коррекции основывается на положении Л.С. Выготского о структуре дефекта.
Структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и т.д.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения – первичный дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у умственно отсталых, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т.д.) и социальной стороны поведения Л.С. Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным дефектом, но обусловленными им.
Это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру дефекта.
Преодолению вторичных (третичных и т.д.) отклонений способствует адекватное обучение и воспитание. При этом, чем дальше отстоит нарушение от нарушенной функции и связанного с ней первичного отклонения, тем легче это нарушение подается коррекции.
Эффективность коррекционной работы при недоразвитии интеллекта.
Органический дефект (первичен) - не подвергается психолого-
(органическое поражение головного педагогической коррекции
м озга)
Нарушения психических функций - первичный предмет коррекции.
эффективность коррекции: 100% - а,
где а – отрицательный результат коррекции
Знания, умения, навыки - вторичный предмет коррекции.
эффективность коррекции:
100% - (100% -а)
Нарушения поведения эффективность коррекции:
100% - (100% - (100% - а)).
Нарушения личности эффективность коррекции:
100% - (100% - (100% - (100% - а))).
Таким образом, личностные нарушения сложнее всего поддаются коррекции (см. противоречия Л.С. Выготского). Условия эффективности коррекции зависят от применяемых средств. Меры помощи должны быть как можно менее ощутимы для ребенка ("тактичная коррекция"). Иначе увеличивается роль защитных механизмов в поведении ребенка.
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма (С.Ю. Бородулина, Т.Г. Никуленко).
Коррекция и Компенсация различаются по следующим параметрам:
Цель: целью процесса коррекции является исправление функций, целью процесса компенсации является возмещение, замещение функций.
Предмет: предметом коррекции являются остаточные функции (исправляется то, что нельзя заменить), предметом компенсации являются окончательно утраченные функции.
Результат:
при наличии у ребенка нарушения в моторной, интеллектуальной сфере, речь идет только о подправлении вторичных нарушений (неполная коррекция).
процесс компенсации происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС (например, компенсация функции сломанной руки второй рукой; может быть сверхкомпенсация - более, чем 100%).
- Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Программа учебной дисциплины
- Основное содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
- Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
- Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
- Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
- Методические рекомендации для преподавателя
- Тематическое планирование преподавания дисциплины.
- Средства и методы обучения.
- Рекомендации к организации самостоятельной работы.
- Примерные темы рефератов:
- Примерные темы курсовых работ.
- Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
- Вопросы к зачету.
- Тесты и контрольные задания.
- 5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
- 6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
- 1. Что является предметом коррекционной педагогики?
- 8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
- 9. Дополнить определение: Информация – это…
- 10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
- 23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
- Методические рекомендации к практическим занятиям
- Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
- Понятие педагогической информации.
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Занятие 2
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Занятие 3
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 4
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 5
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 7
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Занятие 9
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Занятие 10
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 12
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Занятие 13
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Занятие 14
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Занятие 15
- Библиография: