logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.

Под педагогической деятельностью мы понимаем деятельность педагога, создающего условия для:

а) присвоения человеком существующего в обществе уровня культуры (культурного наследия),

б) формирования отношения к данной культуре, обществу себе,

в) развития человека (взрослого или ребенка).

Таким образом, можно говорить о том, что педагогическая деятельность направлена на создание условий для изменения (или самоизменения) личности (или способностей) человека. Именно в ней существуют специально созданные средства. Таким образом, можно заключить, что хотя учебная деятельность и может возникать вне педагогической спонтанно, стихийно, педагогическая деятельность целенаправленно создает условия для возникновения учебной, а, следовательно, и для формирования учащегося как субъекта учения.

Становление учащегося как субъекта учебной деятельности, с одной стороны, повышает эффективность педагогической деятельности (учащийся берет на себя часть функций педагога по своему образованию), с другой – требует от педагога применения более сложных педагогических технологий (организация ситуации, в которой ученик становится учащимся), глубокой предметной и психологической подготовки.

Таким образом, перед педагогом возникает необходимость в поиске, отборе или конструировании методов и психолого-педагогических средств реализации педагогической деятельности, которые смогли бы обеспечить включение учащегося в учебную деятельность, контроль над его достижениями, а также за успешностью деятельности самого педагога. В этом педагог похож на своих учеников, постоянно выходящих за рамки своего опыта: знаний и умений. Таким образом, приобретая новые средства, сам педагог повышает свою квалификацию (или иными словами: учится).

На вооружении учителя имеются разнообразные виды обучения (объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризированное обучение). Задача состоит в том, чтобы для каждой конкретной ситуации избрать оптимальный вариант учебного процесса. Решению этой сложной задачи во многом будет содействовать применение методики выбора оптимальных дидактических решений.

Важно отметить, что становление учащегося как субъекта его собственной учебной деятельности должно стать одним из важнейших результатов педагогической деятельности.

Субъектом учебной деятельности является учащийся с учебной мотивацией, имеющий ценность познания и самоизменения. Он достаточно активен в ситуации новой учебной задачи, способен сам ставить перед собой, учителем и одноклассниками вопросы, которые, по его мнению, следует решить. Решение, предлагаемое данным учащимся, часто отличается от общепринятого способа действия: он как бы видит предмет и задачу с несколько иной стороны.

В процессе решения задачи, в каждый момент он может объяснить, что он делает и зачем. Важным является также то, что, в процессе рефлексии, проанализировав ход своего размышления или свою деятельность, этот ученик может найти ошибку, которая и привела к неверному решению. Обычно он планирует свою деятельность (в том числе и поисковую): знает, что будет делать в начале своего поиска, чем этот поиск может быть завершен.

Особо важным представляется отметить, что нередко, начиная свое обучение в школе как "невключенные в учебную деятельность" дети достигают достаточно высокого как личностного, так и предметного результата. Все дело в условиях обучения, которые должны быть предложены тем, кто начинает учиться. Создание данных условий – еще одна сложнейшая задача педагогики.