logo search
Мастюкова Коррекция

11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4

В настоящее время в практике специального образования стали использоваться термины «артпедагогика» и «арттерапия». Арт-педагогика (художественная педагогика) с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобра­зительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями (Е.А.Медведева, 2001).

Понятие «артпедагогика» является более широким по отноше­нию к термину «художественное воспитание», которое не включа­ет все компоненты коррекционно-развивающего процесса. Основ­ной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и социальная адаптация средствами искусства.

Первые попытки использовать в работе с детьми и подростка­ми изобразительные средства в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также для стимуляции пси­хического развития имели место в первой половине XIX века (А.И. Копытин, 2001). Подобная практика существовала и была научно обоснована в первой половине XX века в работах зарубеж-

1 В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения.

2 Помощь родителям в воспитании детей // Пер. с англ. М., 1992. Там же.

4 Написано Вальдес М.С. — социальным работником детского клуба реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей, лишенных попечения родителей, «Диапазон» РООИ Пилигрим.

293

ных исследователей, обеспечивших арттерапии статус научного направления.

«Педагогическое» направление в арттерапии всегда было зна­чимо и развивалось параллельно с «медицинским». Арттерапия включает изотерапию (лечебное воздействие посредством рисова­ния, лепки, декоративно-прикладного искусства и др.); библиоте-рапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию; вокало-терапию; кинезитерапию (танцтерапию, коррекционную ритми­ку — лечебное воздействие движениями) и т. д.

Специалисты-медики, работающие в этой области, не считают такие формы терапии «лечением» в прямом смысле этого слова и предпочитают пользоваться терминами «развитие творческого на­чала», «эмоциональное воспитание» и т. д.

Тем не менее признается, что при всех различиях в подходах между медицинским и педагогическим направлениями существует тесная связь (А.И.Копытин, 2001). Художественное самовыражение детей направлено на укрепление психического здоровья детей и тем самым является существенным вкладом в психогигиену, пси­хопрофилактику, психокоррекцию и психотерапию, способствует устранению эмоциональных расстройств и нарушений поведения.

В то же время врачи-арттерапевты, работающие с детьми ран­него и дошкольного возраста, должны быть педагогами, чтобы справиться со своей задачей.

Занятия, приобщающие к искусству, лучше начинать, когда ребенок находится в утробе матери. Такие программы уже разра­ботаны и очень полезны как для матери, так и для ребенка. С по­мощью пения мама учится правильно дышать, что пригодится ей при родах, готовится к радостной встрече с ребенком. Ребенок привыкает к голосу матери и приобщается к искусству. Эти заня­тия продолжаются в младенчестве, в раннем и дошкольном воз­расте. Программа рассчитана на творческий подход со стороны мам, которые сами сочиняют мелодии и слова детских песенок, придумывают специальные наряды для своих детей в зависимости от темы занятия. Во время занятий по сенсорному воспитанию де­ти учатся различать цвета и узнают их названия, распевают про них песенки, танцуют в костюмчиках, к которым прикреплены яр­кие бумажные цветы либо нотки, о которых поется в песенках. Для всех желающих такие занятия проводятся по Радио России автором программы М.Л. Лазаревым, врачом и музыкантом-педа­гогом одновременно. Дети, которые занимаются у него в группах, достигают необычно высоких результатов для своего возраста в музыке, танцах, восприятии цвета, легко обучаются чтению и

294

письму, устной речи. Такие занятия полезны здоровым детям, но еще больше — детям группы риска и детям с проблемами в разви­тии. Понятно, что программы и темпы развития у разных катего­рий детей будут различными.

Для проблемных детей младенческого возраста занятия по ху­дожественному развитию рекомендуется проводить по 5-7 минут 3 раза в неделю (Е.А. Медведева, 2001). Мать побуждает ребен­ка находить источник звучания: поющего взрослого, звучащую игрушку; стимулирует появление двигательной реакции, улыбки, комплекса оживления на звучащую музыку, пение.

Во второй половине года такие занятия с подгруппой детей может проводить специалист. Это может быть прослушивание ко­ротеньких музыкальных произведений в манеже в течение 1,5-2 минут с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музы­кально-ритмические движения под пение взрослого по 5-7 минут. Такие занятия могут быть и индивидуальными с мамой.

В раннем возрасте проводятся занятия по музыкальному разви­тию, изобразительной деятельности, детей знакомят с художест­венной литературой. Большое значение придается полисенсорным воздействиям, т. е. одновременным воздействиям цвета, формы, фактуры, звучания, движения. Для этого используются яркие зву­чащие игрушки с различной фактурой. Занятия должны прово­диться в игровой форме с очевидным для ребенка эмоциональным отношением взрослого к происходящему. Занятия не должны быть продолжительными: не более 7-10 минут на втором году и 10-15 на третьем году жизни. Обязательным условием успешности, эф­фективности таких занятий является их высокая привлекатель­ность для малыша, подкрепляемая ситуацией успеха.

Если ребенок дошкольного возраста посещает специальное дошкольное учреждение, то специалисты данного учреждения за­нимаются с ним по разным видам искусства в соответствии с про­граммой. При этом предусмотрена художественная деятельность дошкольников вне занятий: музыкально-дидактические игры, му­зыкально-театрализованная деятельность, чтение сказок, разучи­вание стихов, рисование, лепка, игры со словом и движением, му­зыкой, изготовление поделок.

Если малыш не посещает специальное учреждение, то специа­листы помогут маме организовать такие занятия дома индиви­дуально либо в надомной группе. Дети могут посещать негосудар­ственные учреждения: восстановительные и реабилитационные центры.

Арттерапия рассматривается как эффективный метод повыше­ния адаптации за счет включения имеющихся резервных возмож-

295

ностей организма, изменения самооценки и своих взаимоотноше­ний с миром.

В специальной педагогике арттерапия и артпедагогика имеют единую цель: гармоничное развитие ребенка с особыми потреб­ностями и сбалансированное функционирование его семьи; бо­лее полное включение ребенка и его семьи в социальный кон­текст.

В специальном образовании арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежащих к разным видам искусства и имеющих разную направленность и технологию лечебно-коррекционного воздействия (Е.А. Медведе­ва, 2001).

Существуют различные классификации арттерапии, в основе которых лежат разные принципы: принадлежность методов и тех­ник к определенным видам искусства; принадлежность к опреде­ленной отрасли искусства; различные формы организации артте-рапевтического процесса (групповая, индивидуальная, семейная); структурированность арттерапевтических групп и др. Однако в основе всех видов арттерапии лежит фактор художественной экс­прессии, связанный с выражением чувств и потребностей, обу­словливающий процесс изменений в поведении, фактор психоте­рапевтических отношений, заключающийся в создании атмосферы безопасности, необходимой для выражения своего внутреннего мира, и фактор обратной связи, способствующий осознанию со­держания своего внутреннего мира.

Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с особыми потребностями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредст­вом приобщения к искусству.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1 . Какие мероприятия входят в комплекс восстановительного лечения?

2. Какие общеоздоровительные мероприятия являются наиболее важ­ными для ребенка с отклонениями в развитии?

3. Какие лекарственные препараты используются для медикаментозной терапии для стимуляции развития и улучшения компенсаторных воз­можностей мозга?

4. В каких программах взаимодействия детей и родителей реализуется бихевиористский подход?

5. Какие формы психотерапевтической работы с семьей ребенка с от­клонениями в развитии являются наиболее эффективными?

6. Какое значение имеет арттерапевтическая работа с проблемными детьми?

7. Какие виды арттерапевтической работы используются в специальных дошкольных учреждениях?

Рекомендуемая литература

Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллекту­альном развитии // Дефектология. 1984. № 5.

Кариес Меря Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей. (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред.

8.Я. Пилиповского. М., 1992.

Майрамяп Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатоло­гический и психологический аспекты проблемы). Автореф. дис. М., 1976.

Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида // Дефектология. 1995. № 5.

Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.

Ма^^айчVк И.И. Психологический анализ системы отношений в семь­ях дошкольников и пути их коррекции. Вместе с семьей. СПб., 1996.

Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психо­логическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями. СПб., 1994.

Маркова И.В., Михайлов И.Б., Нежеицев М.В. Фармакология. СПб., 2001.

Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экс­пертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.

Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с на­рушением внимания и гиперактивным поведением // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 5.

Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном об­разовании. М., 2001.

Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.

М., 1992.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.

М., 2000.

296

Дети с отклонениями в развитии — это очень неоднородная группа малышей и дошкольников, которых объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогиче­ской работе для подготовки их к обучению.

Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально-характерологических особенностей.

Общие принципы лечебной педагогики совпадают с принци­пами общей педагогики. Вместе с тем лечебная педагогика отли­чается от общей своей лечебно-коррекционной направленностью, а также тесной связью с медициной. Педагог, работающий с ре­бенком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушенно­го психомоторного развития, хорошо представлять себе сильные и слабые стороны ребенка, понимать структуру его основного нару­шения, препятствующего психомоторному развитию. Очень важ­но, чтобы педагог во всех, даже самых тяжелых случаях мог вы­явить у ребенка сохранные функции или предпосылки к их фор­мированию.

Основными принципами лечебной педагогики являются инди­видуальный подход и единство педагогического и лечебного про­цессов.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий необ­ходимо соблюдать принцип «соответствия», т. е. все интеллекту­альные и физические нагрузки должны соответствовать психомо­торным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех случаях для ребенка сохранялась «ситуация успе­ха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло в нем уве­ренность в своих силах.

При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклоне­ниями в развитии, наряду с укреплением его здоровья, важное зна-

298

чение имеют специальные психолого-педагогические приемы ран­ней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психо­моторного развития. Соблюдая общие принципы методологиче­ского подхода к воспитанию и обучению, следует особое внима­ние уделить следующим аспектам лечебно-педагогической ра­боты:

— создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнооб­разных игровых приемов;

— развитие эмоционально-положительного общения с ребен­ком, формирование наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;

— создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;

— развитие различных форм познавательной деятельности;

— в коррекционной работе максимальное использование осо­бых приемов и методик с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;

— широкое использование в коррекционной работе различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных (музыкально-ритмических и игр-инсценировок);

— дифференцирование структуры и продолжительности заня­тий в зависимости от состояния ребенка.

Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функ­ций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.

При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонения­ми в развитии необходимо опираться на общие теоретические ос­новы специальной дидактики, т. е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми проблемами развития. Специальная ди­дактика определяет общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, детей с церебральными параличами, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефек­тами развития, нарушениями общения (при раннем детском аутизме), детей с нарушениями поведения и различными сомати­ческими и нервно-психическими заболеваниями.

299

Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и прежде всего с медициной, общей педагогикой и психоло­гией. Ее основу составляют общие и специфические закономерно­сти нормального и аномального развития, теоретические концеп­ции о роли обучения в развитии, теоретические положения о ком­пенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.

Важным является принцип систематичности и последователь­ности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом ведущего нарушения развития, времени его воз­никновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможно­стей его центральной нервной системы.

На основе принципа системности и последовательности обуче­ния, с учетом уровня развития, соматического и нервно-психи­ческого состояния ребенка, разрабатываются специальные ин­дивидуальные программы обучения и коррекции нарушенных функций. Таким путем обеспечивается равномерная и последова­тельная стимуляция психомоторного развития с постепенным на­коплением знаний и умений, развитием познавательных возмож­ностей и положительных черт личности.

Важным дидактическим принципом является связь обучения с игровой и практической деятельностью ребенка. У ребенка, в пер­вую очередь, формируют практические знания и умения, развива­ют функцию общения, что является крайне важным для социаль­ной адаптации детей с особыми проблемами в развитии.

Учитывая общие закономерности развития детей с различными отклонениями в развитии, важное место в системе специальной коррекционной педагогической работы отводится развитию регу­ляции произвольной деятельности и психической активности.

Успех всей лечебно-коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с отклонения­ми в развитии в семье. При этом важно учитывать не только спе­цифику аномального развития, но и медицинский диагноз. По­мощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методи­ста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, ог­ромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. По­этому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужест­венны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем вам!»

Приложение 1

Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста