вовк 2 Обученние и воспитание УО
2 Слой: увп 2 слой: увп
Содержание
-
Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
-
Содержание
-
Программа учебной дисциплины
-
Основное содержание
-
Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
-
Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
-
Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
-
Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
-
Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
-
Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
-
Методические рекомендации для преподавателя
-
Тематическое планирование преподавания дисциплины.
-
Средства и методы обучения.
-
Рекомендации к организации самостоятельной работы.
-
Примерные темы рефератов:
-
Примерные темы курсовых работ.
-
Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
-
Вопросы к зачету.
-
Тесты и контрольные задания.
-
5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
-
6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
-
1. Что является предметом коррекционной педагогики?
-
8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
-
9. Дополнить определение: Информация – это…
-
10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
-
23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
-
Методические рекомендации к практическим занятиям
-
Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
-
Понятие педагогической информации.
-
Структура информационного поля коррекционной педагогики.
-
Аспекты реализации педагогической информации.
-
Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
-
Занятие 2
-
Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
-
Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
-
Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
-
Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
-
Занятие 3
-
Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
-
Механизмы коррекции
-
Предметность и результативность коррекции
-
Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Занятие 4
-
Определение понятия «адаптация».
-
Факторы, определяющие успешность адаптации.
-
Виды адаптации
-
Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Занятие 5
-
1. Понятие «умственная отсталость»
-
Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
-
Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
-
Понятие «задержка психического развития».
-
Классификация зпр к.С. Лебединской.
-
Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
-
Занятие 6
-
Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
-
2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
3. Классификация педагогических систем
-
Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
2 Слой: увп 2 слой: увп
-
6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
-
4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
-
5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
-
6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
-
7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
-
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
-
Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
-
Занятие 7
-
1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
-
Педагогическое понимание интеграции.
-
Этапы развития интеграции.
-
Виды и модели интеграции
-
Комбинация 2 типов интеграции:
-
Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
-
Уровни интеграции.
-
5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
-
Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
-
1. Подходы к определению понятия «воспитание».
-
Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
-
Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
4. Понятие «принцип» воспитания
-
5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
-
Занятие 9
-
1. Определение метода воспитания.
-
2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
-
2.1. Методы формирования сознания личности
-
2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
-
2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
-
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
-
3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
-
Занятие 10
-
Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
-
Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
-
Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
-
Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
-
1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
-
2. Системный характер процесса обучения.
-
3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
-
5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Занятие 12
-
Понятие «содержание образования».
-
2. Государственный образовательный стандарт
-
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
-
3.1. Учебный план.
-
Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
-
Занятие 13
-
Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
-
3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
-
4. Понятие « метод» обучения.
-
5. Классификация методов обучения.
-
6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
-
6.1. Словесные методы.
-
Занятие 14
-
1. Понятие «формы организации обучения».
-
2. Урок как основная форма обучения
-
3. Типы и структура уроков
-
Подготовка учителя к уроку.
-
5. Другие формы организации обучения.
-
Занятие 15
-
Библиография: