9. Особенности урока физической культуры.
Урок – основная форма учебных занятий по предмету "Физическая культура и здоровье". Он строится в соответствии с общими положениями об уроке. Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в пояснительной записке учебных программ. Специфика задач и содержания, предусмотренных предметной программой, обусловливает некоторые особенности школьного урока с учетом разных возрастных групп занимающихся.
Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V–ХI классах включает в себя формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом содержания учебных программ.
Задачи урока. При единстве образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности ведущими в школьном уроке являются задачи обучения, последовательная конкретизация образовательных задач на год и на каждый семестр. Степень детализации должна быть такова, чтобы можно было судить о приращениях в знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных именно в результате данного урока. Практика показывает, что на одном уроке целесообразно решать 2–3 задачи, связанные с усвоением или совершенствованием учебного материала и с развитием необходимых двигательных качеств. Задачи могут быть поставлены для всего класса или раздельно (полностью или частично) для мальчиков и девочек.
Не меньшее значение имеют оздоровительные и воспитательные задачи, которые должны соответствовать физической подготовленности детей, степени сформированности коллектива (его организованности, дисциплинированности, специфическим особенностям отдельных групп мальчиков и девочек – их взаимоотношениям, интересам, наличию лидеров). Оздоровительные и воспитательные задачи с большим трудом поддаются конкретизации. Тем не менее в меру возможного и с учетом характера учебного материала они должны планироваться по годам и семестрам обучения. При подготовке к отдельному уроку их следует конкретизировать и дополнять теми, которые нельзя предусмотреть заранее.
Тщательная разработка задач урока определяет его содержание и структуру в виде логически взаимосвязанной последовательности средств и методов. Сложность проведения школьного урока определяется составом занимающихся: это примерно 25–30 мальчиков (юношей) и девочек (девушек), обладающих типичными возрастными особенностями, но с весьма различными индивидуальными их проявлениями. В этих условиях решить многообразные задачи урока можно только при максимально эффективном использовании каждой минуты. Недоработка в одном уроке вызывает накопление нерешенных задач в цепи уроков и нарушение планов. Планы же весьма насыщены, ибо программный материал очень объемный и рассчитан на рациональное использование каждого урока.
Учитель должен отбирать наиболее эффективные пути решения задач, отбрасывая все малозначимое, полезное вообще, но необязательное для данного урока. При этом учитывается анализ предыдущих уроков, используется опыт ведущих учителей, методическая литература. Таким образом, процесс подготовки к уроку превращается в своеобразное исследование, где на базе получения максимальной информации учитель делает самостоятельные выводы.
Некоторые особенности структуры урока. На фоне общей трехчастной структуры выделяют характерные варианты построения, отражающие возрастные особенности учащихся. Чем младше класс, тем большее внимание уделяется укреплению организма и формированию осанки; акцент делается на обучении движениям и действиям; учитывается неспособность учащихся долго проявлять высокий уровень работоспособности. В связи с этим типичные задачи каждой из трех частей урока проникают в другую часть: так, одновременно с введением организма в работу решаются задачи обучения новому материалу (построениям, общеразвивающим упражнениям и т.п.), в основной части даются упражнения для поддержания внимания. Первая часть урока может содержать материал собственно вводной части (так называемый организационный момент) и общеподготовительный, посвященный не столько подготовке к данному уроку, сколько общему укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки. В целом в процессе урока происходит более частая смена видов деятельности, что определяет наличие в каждой части более мелких структурных элементов.
Чем старше класс, тем больше отличия в содержании работы с группами разного пола. Это сказывается и на структуре урока – раздельная работа может касаться частей урока, а также отдельных заданий. В IX–XІ классах проводится полностью раздельные уроки для юношей и девушек, каждый со своей структурой.
Основные показатели качества школьного урока – это четкое организационное обеспечение урока; всемерная активизация деятельности учащихся с обеспечением дифференцированного подхода к ним; постоянное руководство и контроль учителя.
Организационное обеспечение школьных уроков физкультуры. Организационные мероприятия, являясь на уроке вспомогательными, оказывают существенное воспитательное влияние на школьников. Четко организованная работа с высокой плотностью урока дисциплинирует и мобилизует учеников. Урок физической культуры начинается для класса еще на перемене. Необходимо установить такой порядок переодевания и перехода к месту занятий, который позволит начать учебный процесс с первой минуты урока. Особенно ответственным это является для младших классов, где устанавливаются определенные традиции. Здесь применяется обучение правилам переодевания, соревнование звеньев ("у кого порядок лучше?"), вводятся постоянные обязанности для дежурных. Подростков надо тактично, без излишней опеки приучать к самостоятельному поддержанию порядка в раздевалках.
Обеспечение материально-технических условий проведения урока осуществляется учителем заблаговременно. Приучая учеников к труду по самообслуживанию, необходимо давать дежурным поручения по подготовке мест занятий, инвентаря, средств наглядного обучения. Для того чтобы они были выполнены своевременно и аккуратно, нужно давать посильные поручения. Например, в младших классах назначать двух дежурных, один из которых следит за порядком в местах переодевания и готовит рапорт, а другой раскладывает мелкий инвентарь: мячи, скакалки и т.д.. Подростки могут готовить протоколы для внесения в них результатов, накачивать мячи, делать разметку площадки и многое другое, а старшие дополнительно к этому – приводить в рабочее состояние нужную аппаратуру. Требования к уровню самостоятельности выполнения поручений постепенно возрастают: вначале точно указывают, кем, где, что и в каком порядке должно быть подготовлено, в дальнейшем задание дается группе с ответственностью групповода за организацию работы.
Наглядная информация позволяет экономить время на организационные вопросы: это изображенные на доске, плакатах или карточках схема расстановки снарядов, план работы на станциях при круговом способе организации обучения и т.п. С наибольшей ответственностью, не поручая никому, проверяет учитель условия безопасного выполнения упражнений. Размещение учащихся, расстановку и уборку снарядов надо сочетать с выполнением физических упражнений, например проводить раздачу предметов разными способами, развивая ловкость, сноровку; устанавливать снаряды, выполняя задание по коллективной переноске предметов, соревнуясь при этом в быстроте, точности. Расположение учащихся должно быть удобным для работы. В одних случаях создаются условия для наблюдения учащихся друг за другом, в других – группы располагаются так, чтобы не отвлекаться. Особенно важно это для младших школьников и подростков, внимание которых еще неустойчиво.
При выборе способа организации обучения (фронтально: одновременно, попеременно, поточно и посменно; по группам, по кругу, индивидуально) следует учитывать возраст и подготовленность учеников. В младших классах лучше управлять однородной деятельностью учащихся и, следовательно, применять разные способы фронтальной работы. Для перехода к групповому способу организации должен быть обеспечен достаточно высокий уровень дисциплинированности класса и подготовлен актив для выполнения функций помощников – групповодов. Эти предпосылки могут быть созданы уже в начальной школе, но нельзя форсировать применение групповой формы с неподготовленным классом.
К круговому способу переходят постепенно. В IV и V классах приучают к мелкогрупповой форме организации с относительно большим числом мест занятий – станций (5–10). На каждой станции выполняют уже освоенные упражнения в индивидуальном темпе, но все одновременно. С VII класса, и особенно в старших классах, интенсивность работы на каждой станции повышается за счет увеличения количества повторений в заданное время или за счет сокращения времени на прохождение всего круга. У каждого ученика на специальной прикидке выявляется максимально доступное в данный промежуток времени количество повторений, чтобы назначить дозировку, исходя из индивидуальных возможностей (например, выполнить половинную дозу от максимума). Подбор упражнений на станциях с воздействием на разные группы мышц, индивидуализированная дозировка, регулирование времени отдыха между станциями и между прохождением кругов – все это позволяет эффективно развивать двигательные качества.
Индивидуальная форма организации урока также применяется с последовательным усложнением: от кратковременных свободных игр (например, прыжков через скакалку, в младших классах) к дополнительным заданиям отдельным учащимся при фронтальной или групповой работе класса, а от них – к самостоятельной работе по выполнению индивидуальных заданий (преимущественно в старших классах).
Очень важна в школьном уроке организация учащихся, освобожденных от практических занятий. Они должны выполнять по ходу урока различные задания, связанные с наблюдением, анализом действий, усвоением теоретических сведений, участвовать в опросе, судействе, а иногда и осваивать несложные двигательные действия. Задания освобожденным предусматриваются заранее и фиксируются в конспекте урока.
Успех организационной деятельности учителя зависит от того, как он отдает распоряжения. Они должны быть краткими, понятными, вызывающими желание лучше выполнить задание, не допускающими неподчинения.
Активизация деятельности учащихся. Активность учащихся на уроке проявляется в глубоком осознании поставленных задач и в стремлении решить их как можно лучше: больше узнать, понять сущность предлагаемых действий, добиваться улучшения результатов двигательной деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.
Стимулируя познавательную активность, учитель должен создавать условия для сравнения, сопоставления, анализа как усваиваемых понятий, так и практических действий. Чтобы мыслительная активность сопровождалась соответствующей двигательной деятельностью, необходимо обеспечить для каждого ученика возможность работать непрерывно на протяжении урока, получая отдых в смене вида деятельности и ее интенсивности.
Активизации деятельности учащихся способствует применение следующих методических приемов. Постановка учителем задач урока таким образом, чтобы вызвать познавательный интерес. Сообщение задачи может носить характер четкой конкретной информации, но может иметь и поисковый характер. В последнем случае перед учениками ставится вопрос, ответ на который они должны найти сами. Так, в V классе при изучении низкого старта учитель рассказывает, какое удивление зрителей вызвало первое применение этого старта. Выясняются вопросы: быстрее ли бежит человек, опустившись предварительно на одно колено? За счет чего возрастает скорость при низком старте? В результате учащиеся сами определяют задачи предстоящей работы. Интерес к решению задачи повышается при эмоциональном изложении, сопровождаемом иллюстрацией.
Обеспечение межпредметных связей в преподнесении учебного материала. Это ведет к созданию у школьников более стройной системы знаний, расширяет кругозор, позволяет освещать известные явления с новой стороны. Для обоснования техники двигательных действий наиболее широко используются знания физики, математики; при определении влияния упражнений на организм – знания анатомии и физиологии.
Развитие аналитического мышления при наблюдении или выполнении действий: почему движение следует выполнять так, а не иначе, каковы ошибки и способы их исправления. В младших классах сопоставляются конкретно воспринимаемые факты (например, чем отличаются действия двух учеников); наблюдения организуются вначале при выполнении статических (например, исходных) положений или повторяющихся, в том числе циклических, действий. Подростки успешно определяют сравнительную выгоду различных способов действий, выявляют характерные ошибки. Большую помощь оказывают учебные карточки, на которых изображены фазы движений, указаны типичные ошибки, дан критерий оценки. Результатом такой работы может быть обоснованное выставление оценки товарищам.
Задания с анализом действий друг друга можно давать в группах или парах, нацеливая на взаимопомощь. Чем младше учащиеся, тем конкретнее должны быть задания по наблюдению и фиксации результатов. Например, на уроках игр дается задание наблюдать за одним игроком, фиксировать нарушение одного–двух правил. Более сложные задания касаются анализа эффективности действий нападающих или защитников, вплоть до комментирования игры в целом.
Самоанализ после завершения двигательного действия сложен и применяется в более старших классах. Вначале его организуют при выполнении действий с наглядными ориентирами или ограничителями, позволяющими легче контролировать себя.
Включение в урок заданий с выбором. Способность действовать самостоятельно, без опоры на заданный образец, решая неизвестную ранее задачу, характеризует высокий уровень владения учебным материалом. Предпосылкой для проявления самостоятельности служит богатый двигательный опыт. Поэтому по мере овладения отдельными действиями нужно включать их в непривычные, меняющиеся условия, а затем предлагать задания с выбором способа действий. Вначале требуется ловкое, а затем и быстрое завершение задания, например в эстафете. Примеры таких заданий: прыжки через препятствия разной высоты любым способом, но не останавливаясь; лазанье на скорость любым способом.
Организация творческой работы по созданию учениками новых вариантов или сочетаний движений. В младших классах учащиеся демонстрируют свои варианты движений с предметами, составляют комбинации упражнений на 8 счетов. Позже предлагается по изученному образцу составить комплекс упражнений с направленным воздействием на организм. По мере усвоения гимнастических упражнений задания по составлению комбинаций предлагаются в акробатике, на снарядах; девушкам с VII класса – в художественной гимнастике.
В подготовленных классах активизация осуществляется в процессе проблемного обучения, при котором задача ставится перспективно, на несколько уроков или более длительный срок. Затем школьников знакомят с возможными методическими путями решения задачи и предлагают отобрать наиболее эффективные средства. Под руководством учителя составляют план работы. Периодически осуществляют контрольные проверки, после которых вносятся коррективы в план (уточняются частные задачи по овладению отдельными элементами техники или слагаемыми качества). Составляется график нагрузок для развития двигательного качества. На всех этапах учащиеся принимают активное участие и в принятии решений, и в опробовании средств, и в контроле за эффективностью работы.
Предпосылкой эффективной деятельности учащихся на уроках является дифференцированное обучение на основе разностороннего и глубокого изучения возможностей учеников: их физического и психического развития, биологической зрелости, уровня развития двигательных качеств, подготовленности к выполнению конкретного двигательного действия. С учетом этого разрабатываются разные варианты содержания заданий для овладения программным материалом всеми учащимися, но в доступных для каждого объеме и темпе изучения. Дифференцированный подход осуществляется на всех этапах обучения.
Имеется несколько типичных способов его осуществления:
деление учащихся на группы со сходной подготовленностью и разработка для каждой из них соответствующих заданий;
определение для наиболее слабых и сильных учеников индивидуальных заданий, которые выполняются в отведенных местах зала;
последовательный переход учащихся от решения одной частной задачи обучения двигательному действию к другой, для каждой из которых подготовлено соответствующее упражнение (работа организуется поточно, но с разным количеством повторений и, следовательно, с разной скоростью продвижения для каждого ученика: пока не освоено одно упражнение, к следующему ученик не переходит; места работы оборудуются так, чтобы не было скученности и толкотни).
Различные способы дифференцированного обучения должны обеспечить для слабых учеников более тщательную работу над основными элементами техники, целенаправленное развитие Отстающих двигательных качеств; для сильных – возможность быстрейшего продвижения вперед и овладения усложненными вариантами действий. Для оптимального воздействия упражнений с учетом пола и физического развития школьников нагрузка дифференцируется путем изменения количества повторений, исходного положения, амплитуды, темпа, отягощений и т.п.
Контроль учителя за учащимися, содержание работы которых различно, усложняется. Необходимо продумать выбор места, возможности страховки, приемы обеспечения самоконтроля учащимися. Для облегчения контроля за учащимися, отнесенными к подготовительной медицинской группе, желательно вручать им карточки-задания с указаниями доступных средств и дозировки.
Типы школьных уроков. При всей неповторимости каждого урока для определения оптимального построения и методики проведения его необходимо опираться на знание типичных вариантов. Основой для выделения типов школьных уроков является направленность дидактических задач. Выделяют пять основных типов уроков физической культуры:
вводный;
изучения нового материала;
совершенствования пройденного;
контрольный (учетный);
смешанный.
Для каждого типа в соответствии с возрастными возможностями учащихся характерны особенности структуры, приемы организации и обеспечения активной деятельности учащихся.
Вводный урок проводится для ознакомления учащихся с задачами учебной работы на длительный период (год, четверть, серию уроков по данному разделу программы) и с требованиями, которые к ним будут предъявляться. Сообщаются теоретические сведения наиболее общего характера. Одновременно выявляются особенности класса и готовность учащихся к усвоению нового материала. Один урок в году может быть проведен в классе как теоретический. Но, как правило, вводные уроки частично или полностью проводятся с выполнением физических упражнений.
В I классе большое внимание уделяется обучению подготовке к уроку и правилам поведения на нем. Может быть проведена экскурсия по спортивной базе школы.
Подготовленность, активность и дисциплинированность учеников целесообразно выявить с помощью известных подвижных игр. На этих же уроках можно провести проверку физической подготовленности с помощью установленных тестов.
Урок изучения нового материала. Задача на таком уроке ставится развернуто, чтобы пробудить интерес к новому, раскрыть перспективы. Ее постановка может сопровождаться сообщением теоретических сведений и демонстрацией движений.
Каждое из подготовительных и подводящих упражнений, включенных в комплекс общеразвивающих упражнений, рассчитано на создание наиболее правильного представления о новом двигательном действии. Длительная и энергичная общая разминка, как правило, не характерна для этого урока. Решение основной задачи урока предельно приближается к его началу, когда учащиеся не утомлены и внимательны. Подготовительная и основная части неразрывно связаны как нечто единое.
Организация учеников должна быть преимущественно фронтальная с одновременной, посменной или поточной работой в спокойном темпе. Это обеспечивает наилучшее управление и контроль за учащимися при первоначальном разучивании действий. Условия выполнения упражнения дифференцируются. Например, прыжки выполняются через резину, натянутую под углом к полу во всю длину зала, что дает возможность без потери времени использовать доступную для каждого высоту.
Изучению нового материала весь урок не посвящается. В соответствии с требованием разностороннего влияния урока в конце основной части переключаются на другой вид физических упражнений, например, для развития силы или выносливости.
В заключительной части урока необходимо вновь вернуться к главной задаче, провести опрос по изученному материалу, дать домашнее задание.
Урок совершенствования изученного направлен на углубленное изучение техники, на закрепление пройденного в сложных условиях или на специальное развитие двигательных качеств с помощью изученного материала.
Задача определяется кратко, так как учащиеся уже подготовлены к ее восприятию. Вводная часть более чем в предыдущих типах уроков, подчинена задаче функциональной подготовки организма к интенсивной работе. Широко используется бег в разном темпе, упражнения, требующие быстрой реакции и переключения внимания. Для совершенствования техники движений удобен групповой способ организации, при специальной работе над двигательными качествами часто используется круговой способ. Освоенные упражнения включаются в различные полосы препятствий, комбинированные упражнения, эстафеты, игры, а также проводятся в виде соревнования. Именно здесь широко применяются задания с выбором способа действий. Двигательная плотность урока обычно выше, чем в других типах. В заключительной части урока требуется относительно большая затрата времени для снижения нагрузки, восстановления глубокого, ритмичного дыхания.
Контрольный урок предназначен для подведения итогов обучения по теме или целому разделу программы. Оцениваются все или большинство учащихся. В уроке создаются условия, при которых учащиеся наилучшим образом проявят свою подготовленность: специальная разминка, опробование снарядов, пробные попытки и т.п. Главным итогом урока должно быть понимание каждым учащимся того, за что он получил ту или иную оценку и каковы для него пути повышения успеваемости. Подробнее о методике проверки и оценки сказано ниже.
Смешанный урок содержит примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. В нем могут объединяться разные задачи, каждая из которых требует особой подготовки занимающихся. Поэтому, помимо вводной части, обеспечивающей общую подготовку учеников, в основной части может быть проведена специальная небольшая подготовка непосредственно перед решением очередной задачи. Задачи, связанные с обучением новому материалу, с детальным разучиванием техники и с выполнением упражнения на оценку, решаются раньше, чем задачи закрепления пройденного. Развитие равновесия, быстроты, ловкости планируется до заданий по развитию силы и выносливости.
Домашние задания. Особенность домашних заданий по физическому воспитанию состоит в том, что они служат средством повышения двигательной активности школьников в режиме дня. Задания направлены на лучшее усвоение знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках; на обеспечение развития двигательных качеств, необходимых для овладения тем или иным разделом программы (задания даются до изучения либо в период изучения двигательного действия); на общее укрепление здоровья и улучшение физической подготовленности; для ликвидации отклонений в физическом развитии: исправление непатологических дефектов осанки, снижение избыточного веса.
Домашние задания вырабатывают привычку к самостоятельному выполнению физических упражнений, способствуют развитию организованности, самодисциплины, настойчивости. В качестве домашних заданий могут быть даны:
а) выполнявшиеся на уроке подводящие, подготовительные и основные упражнения;
б) варианты упражнений или их сочетаний, которые предлагается учащимся придумать, составить самостоятельно в соответствии с задачей урока;
в) составленные учителем комплексы или отдельные упражнения для ежедневного выполнения в течение длительного срока (месяц, семестр).
В качестве дополнительных заданий могут быть предложены: подготовка спортивного инвентаря, спортивной формы или экипировки, протоколов–карточек для внесения данных тестирования и других материалов, необходимых для эффективной организации урока.
При разработке домашних заданий учитель должен предусмотреть их доступность и выполнимость в домашних условиях. Особенно важно продумать систему контроля за выполнением заданий, опираясь на сознательную работу учащихся. Большое значение имеет периодическая проверка уровня физической подготовленности по тестам, указанным в школьной программе, с заполнением учащимися протоколов–карточек, отражающих динамику показателей. Необходимо заинтересовать в выполнении домашних заданий родителей и привлечь их к контролю.
Организация деятельности учащихся на уроке. Основными способами организации деятельности учащихся на уроке являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, метод круговой тренировки.
Фронтальный способ – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Его преимущество – большой охват детей, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Фронтальный способ, является лучшим для коллективного выполнения упражнений, когда все дети одновременно выполняют распоряжение или команду учителя. Этим способом можно пользоваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мячами, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лыжах и элементы лыжного строя).
Поточный способ – учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Таких потоков может быть два, три в зависимости от конкретных условий. Например, при обучении упражнению в равновесии два–три потока могут быть при наличии двух–трех бревен или гимнастических скамеек и т.д. Преимущество одного потока – в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. При двух и трех потоках увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной скакалкой, в лазанье по скамейкам и гимнастической стенке, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при спусках и подъемах на лыжах.
Разновидностью поточного способа будет поочередное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, а затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку. Такая поточная линия не дает возможности учителю наблюдать за выполнением школьниками всех упражнений, поэтому он будет находиться там, где его присутствие наиболее необходимо. Поточный способ чаще всего применяется при проведении упражнений с целью совершенствования умений и навыков, а также для увеличения нагрузки.
Посменный способ состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнений. В каждой из смен столько учеников, сколько могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами. Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе тридцать учащихся, то образуется три смены для выполнения упражнений в лазанье или на осанку, и т.д. Посменный способ обычно применяется при прыжках с высоты, лазанье, висах, метаниях на дальность и в цель, акробатических упражнениях. При посменном способе учитель имеет возможность лучше наблюдать за работой учащихся.
Групповой способ состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая группа по заданию учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают в основной части урока в тех случаях, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание учителя. В каждой группе назначается старший, который наблюдает за детьми во время занятий. Деление на группы чаще всего проводится путем расчета по два, по три или перестроением из колонны по одному в колонну по два, по три последовательными поворотами. На уроке группы располагаются так, чтобы одна группа не мешала другой. Групповой способ может применяться только после того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям.
Индивидуальный способ заключается в том, что каждый учащийся выполняет упражнение, а остальные наблюдают. Такой способ применяется в учетных уроках. Он позволяет учителю после выполнения каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее выполнение упражнения, на недостатки и ошибки, что очень важно в образовательном и воспитательном отношении.
Метод круговой тренировки. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся в определенный момент урока распределяются на несколько групп, по 4–8 человек в каждой, занимают места по указанию учителя у определенных разных снарядов или мест занятий и по сигналу учителя начинают самостоятельно выполнять упражнения. По истечении определенного времени (30–40 с) учитель подает новый сигнал, по которому учащиеся организованно переходят к другому снаряду или месту занятий. Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся позанимаются всеми упражнениями, предусмотренными планом урока. Круговым такой метод называется потому, что учащиеся, переходя от одного снаряда к другому и выполнив все упражнения, как бы завершают круг упражнений. Нередко и снаряды или места занятий располагаются в зале или на площадке по кругу. А тренировкой такой метод называют потому, что основная целенаправленность этого метода состоит в повышении уровня развития физических качеств и совершенствования функциональных возможностей организма занимающихся, что может быть достигнуто путем многократного повторения упражнений, в определенной последовательности, в произвольном и заданном темпе, в течение определенного времени или определенное количество раз.
В процессе методически правильного обучения учащихся физическим упражнениям обеспечивается не только овладение ими необходимыми двигательными умениями и навыками, но и развитие физических качеств до уровня, требуемого для их возраста.
Способы организации деятельности учащихся на уроке зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных способов организации деятельности учащихся разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.
Уроки физической культуры должны быть интересными и содержательными, проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей. Содержание, форма, методы и средства проведения урока определяются его тематикой, а также местом, которое занимает данный конкретный урок в системе учебных занятий по данному предмету, а также в структуре уроков данного учебного дня.
Оценка качества урока физкультуры осуществляется по следующим критериям:
а) подготовка к уроку:
наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану;
оценка задач урока (соответствие их программным требованиям, разносторонность задач, их конкретность, посильность и грамотность постановки);
оценка содержания конспекта (правильный подбор средств в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами, учет психологических, физиологических, педагогических закономерностей обучения, учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, применение методов в соответствии со стадиями обучения и т.д., содержательность организационно-методических указаний);
соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.
б) организация урока:
подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря;
санитарно-гигиеническое состояние зала, внешний вид учителя и учащихся;
рациональность распределения времени в уроке по его частям и по снарядам, оценить;
целесообразность использования площади спортивного зала, снарядов и инвентаря;
рациональность размещения и передвижений учащихся.
целесообразность применения методов организации работы учащихся, их соответствие возрасту, задачам, содержанию урока (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный).
целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений в каждой части урока, их влияние на нагрузку, плотность, на решение задач урока, соответствие возрасту (поточный, поочередный, одновременный).
оценка плотности урока (общей и двигательной) ее соответствие виду и типу урока;
приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока, их эффективность;
наличие и эффективность работы актива класса (физорг, дежурные, групповоды), степень их подготовленности, соблюдение правил безопасности;
контроль и оценка педагогом работы актива класса.
в) характеристика средств используемых в уроке:
соответствие средств, применяемых в той или иной части урока, ее задачам (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений для организации учащихся, учет возможностей занимающихся, соблюдение рациональной последовательности в преподнесении материала, использование педагогом облегченных заданий, учет положительного переноса навыка, достаточность повторности и вариативности заданий);
соответствие применяемых средств составу класса (группы), виду урока, условиям его проведения;
подбор средств заключительной части урока (учет характера работы во второй части урока, правильность обеспечения восстановления организма и т.д.);
наличие домашнего задание, его обусловленность и правильность, соблюдение основных требований к применению.
г) характеристика методов используемых в уроке:
качество владения словесным методом (какие разновидности словесного метода использовались, соответствие их избранным целям и задачам, составу класса, содержательность передаваемой информации);
использование методических приемов усиливающих словесные методы (сравнение, повторение, интонация и т. д.);
общая культура речи педагога (грамотность, богатство языка, эмоциональность);
качество владения методом показа (какие разновидности использовались, соответствие контингенту, задачам и содержанию);
использование методических приемов усиливающих действие показа (быстро, замедленный показ и т.д., качество и выразительность показа).
использование сочетания слова и показа;
качество применения в уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного упражнения), их соответствие особенностям занимающихся, решаемым задачам, соблюдение последовательности;
качество применения в уроке методов предупреждения и исправления ошибок (метод подводящих упражнений, метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров));
методические приемы, используемые в целях освоения техники.
д) методика воспитания физических качеств:
доля внимания на уроке, которая уделялась формированию и совершенствованию осанки;
содержание педагогической деятельности по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались, какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой), их целесообразность и соответствие возрасту, задачам урока, условиям проведения и т.д.;
нагрузка в уроке (оценивается по внешним признакам), ее соответствие возрастным особенностям, задачам урока, стадиям обучения, условиям проведения и т.д.;
рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки (за счет длины, скорости, темпа и т.д.);
наличие пауз для отдыха, их продолжительность, частота.
е) Воспитательная работа педагога:
наличие заданий для решения воспитательной задачи (задач);
решение в ходе урока задач умственного воспитания и развития сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения);
решение в ходе урока задач нравственного воспитания (формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи);
решение в ходе урока задач эстетического воспитания (чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка и т.д.);
решение в ходе урока задач трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д.);
методы, применявшиеся для решения воспитательных задач (наказание, убеждение, поощрение и т.д.);
умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.
Следует различать и учитывать особенности проведения учебных занятий в обычных классах (группах) и специальных медицинских группах с составом учащихся, имеющих ограничения по здоровью.
Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки. В подготовительной части урока должны присутствовать такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мечами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.
В основной части урока (20–22 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются бег (отрезки по 20–30 м), чередующийся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.
Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учеников движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей. Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Необходимо чередование упражнений, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления между выполнением различных заданий рекомендуется применение упражнений на расслабление.
В заключительной части урока (3–5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.). Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом. Упражнения, составляющие домашние задания, направлены на развитие основных двигательных качеств и иногда на повторение простейших элементов техники движения. Задания на дом не должны содержать теоретический материал, а также сложные упражнения, требующие специальных условий и страховки. Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.