logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

11. Факультативные занятия и их организация.

Факультативные занятия – форма учебной работы, состоящая в формировании и развитии способностей и интереса учащихся к предмету в сочетании с общеобразовательной подготовкой. Факультативные занятия – одна из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанная на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.

Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и личностных качеств, средствами углубленного изучения предмета.

Учебные планы средней школы предусматривают факультативные занятия по разным предметам. Так же как и внеклассные занятия, они не обязательны для всех учащихся, основываются на добровольности участия. Факультативные занятия отличаются от внеклассных тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся. В связи с этим существенно возрастает роль именно внеклассной работы.

Основная задача факультативных занятий: учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, раскрыть практическое значение предметных вопросов на практике. Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем сложности изучаемого материала. Программы факультативных занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с практикой, вовлекая в процесс обучения знания, умения, характерные для этапов их формирования и интерпретации.

Примечательной особенностью факультативного курса является то, что программа курса для каждого класса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу математики. Однако содержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

Для разработки рекомендаций по организации предметных факультативов представляется целесообразным предложить ряд общих требований взаимосвязанного построения факультативных занятий и системы уроков по предмету:

Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от организации занятий, то преемственность и взаимосвязь уроков и факультативных занятий должна рассматриваться в такой последовательности: уроки – внеклассные занятия – факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – уроки – это главное звено в данной взаимосвязи. Важно учитывать, что факультативные занятия не могут охватить всех учащихся, а отдельные внеклассные мероприятия – могут. Поэтому внеклассные мероприятия по массовости занимают второе место.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» факультативные занятия направлены на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, склонностями и способностями, а также на повышение познавательной деятельности. Факультативные занятия могут проводиться по естественно-математическому, гуманитарному, обществоведческому, экологическому, военно-патриотическому, музыкальному, хореографическому, театральному, спортивному и другим направлениям.

Факультативные занятия организуются на бесплатной основе без выставления отметок. Проводятся занятия для учащихся I–XI-х классов в рамках 5-ти дневной учебной недели; для учащихся IX–XI классов возможно дополнительное проведение факультативов в 6-й школьный день. Факультативные занятия организуются до начала или после завершения уроков по отдельному расписанию с учетом перерыва на обед и отдых с целью устранения перегрузки учащихся.