Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
-
Последовательность
действий
Симптомы заболевания
Патоморфологическое и патофизиологическое обоснование симптомов
1
2
3
Проведите опрос ьольного
Местные
На самопроизвольную постоянную боль в челюсти, быстро нарастающую, иррадиирующую по ходу ветвей тройничного нерва (в глаз, висок, ухо). На 2-3 сутки заболевания боль принимает характер пульсирующей. Усиливается ночью и во время приема пищи
Выраженность боли зависит от раздражения нервных окончаний надкостницы токсинами, а также от сдавле-ния их серозным и гнойным экссудатом
Припухлость мягких тканей лица. Локализация припухлости зависит от расположения основного очага воспаления (его фокуса)
Обусловлена воспалительным отеком тканей - перифокальная реакция
Затрудненное открывание рта
Распространение воспалительного процесса на жевательные мышцы при гнойном периостите нижней челюсти в области моляров
Боль при глотании
При периостите нижней челюсти с язычной стороны на уровне больших коренных зубов
Общие
Слабость, разбитость, отсутствие аппетита, повышение температуры тела, нарушение сна
В результате интоксикации и боли
Соберите анамнез заболевания
Данность заболевания 3-5 дней. Предшествовала боль острого характера в зубе, чаще разрушенным кариозным процессом или запломбированным. Чувство «выросшего» зуба
Прогрессирование воспаления при остром или обострившемся хроническом периодонтите
Припухлость на десне и боль в челюсти появилась после проведенной накануне операции удаления зуба
Удаление зуба было, травматичным
Трименял грелку, полоскание полости рта, болеутоляющие средства
При серозной стадии воспаления может наступить улучшение
Затем боль в зубе стала стихать, появилась боль в челюсти, припухлость мягких гканей лица
Фокус воспаления из периодонта переместился в надкостницу челюсти
Соберите анамнез жизни (обратите внимание на перенесенные заболевания, аллергический статус)
Сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, инфекционные, заболевания крови; аллергические проявления, переносимость лекарственных средств
Имеет значение для определения общего состояния больного, оказания неотложной помощи и составления плана лечения
Определите общее состояние больного
Повышение температуры тела до 37,5-38°С
Реакция организма больного на воспалительный процесс
Слабость, головная боль, отсутствие аппетита, нарушение сна
Интоксикация организма больного, реакция на болевой синдром
Проведите местное внеротовое обследование (осмотр и пальпация)
Припухлость мягких тканей лица соответственно локализации процесса: кожа в цвете не изменена. В глубине припухших тканей определяется болезненное уплотнение
Коллатеральный отек тканей (перифокальная реакция): уплотнение за счет инфильтрата в надкостнице
Припухлость в области верхней губы, крыла и основания перегородки носа, но-согубной складки
При локализации воспалительного процесса в области резцов верхней челюсти
Припухлость подглазничной области, распространяющаяся на нижнее веко: глазная щель сужена
При локализации воспалительного процесса в области клыка и малых коренных зубов верхней челюсти
Припухлость в скуловой и щечной областях, доходящая до ушной раковины; припухлость нижнего века
При локализации воспалительного процесса в области больших коренных зубов верхней челюсти
Припухлость в области нижней губы и подбородка, распространяющаяся иногда на передний отдел подподбородочной области
При локализации воспалительного процесса в области резцов нижней челюсти
Припухлость в области нижнего отдела щеки, в поднижечелюстной области и в нижнем отделе околоушно-жевательной области
При локализации воспалительного процесса в области малых коренных зубов нижней челюсти
Припухлость в области нижнего отдела щеки, в поднижнечелюстной области и в нижнем отделе околоушно-жевательной области
При локализации воспалительного процесса в области больших коренных зубов нижней челюсти
Поднижнечелюстные (иногда подподбородочные) лимфатические узлы увеличены болезненны, подвижны
Сопутствующий регионарный лимфаденит
Открывание рта свободное
Воспалительный процесс не распространяется на жевательные мышцы
Открывание рта ограничено (контрактура I, II ст.)
При воспалительном процессе в области моляров нижней челюсти
Проведите внутриротовое обследование
Слизистая оболочка преддверия рта на протяжении ряда зубов покрасневшая, припухшая
Воспалительный процесс в слизистой оболочке над пораженным участком надкостницы
Сглаженность переходной складки соответственно причинному зубу и рядом стоящим зубам, пальпация резко болезненна
Инфильтрация ткани надкостницы
Выбухание по переходной складке, при пальпации определяется уплотнение и болезненность
За счет скопившего под надкостницей гноя (поднадкостничный абсцесс)
Слизистая оболочка в области выбухания истончена, растянута, имеет желтоватую окраску
В более поздней стадии заболевания в результате расплавления надкостницы гнойный экссудат скопился под слизистой оболочкой
На твердом небе ограниченная припухлость округлой формы, резко болезненная при пальпации
За счет скопивши гноя под надкостницей твердого неба (небный абсцесс)
Причинный зуб интактный, из-под десневого края выделяется гной
Маргинальный периодонтит
Причинный зуб поражен кариесом, может быть запломбированным или интактным, но изменен в цвете или покрытым искусственной коронкой
Зуб с нежизнеспособной пульпой и воспалительным процессом в периодонте
Причинный зуб имеет подвижность I степени, перкуссия его болезненна или слабо болезненна
Остаточные явления острого или обострившегося хронического периодонтита
Причинный зуб неподвижен, перкуссия его безболезненна
После ликвидации явления острого воспаления в периодонте
Зубы, соседние с причинным, неподвижны, на перкуссию не реагируют
Распространения воспалительного процесса на периодонт соседних зубов не происходит
Причинный зуб интактный, глубина дес-невой борозды более 1 мм (патологический десневой карман), подвижность I-III степени, перкуссия болезненна
Острый или обострившийся хронический маргинальный периодонтит
Поставьте предварительный диагноз. Проведите дополнительные методы исследования
Рентгенография
Деструкции костной ткани в области причинного зуба нет
Острый периодонтит
Деструкция костной ткани у верхушки корня причинного зуба
Хронический периодонтит
Деструкция кости у шейки зуба и в верхней части корня
Пародонтит, пародонтоз
ЭОД
Причинный зуб не реагирует на ток 150 мА
Некроз пульпы зуба
Рядом стоящие с причинным интактные зубы реагируют на ток 4-6мА
Зубы с жизнеспособной пульпой
Общий клинический анализ крови
Лейкоциты 10-12x10 /л; сегментоядерные лейкоциты до 70-75%, палочкоядерные до 8-20%, лимфоциты до 10-20%; СОЭ-10-15 мм в час
За счет интоксикации организма больного
Общий клинический анализ мочи
У отдельных больных обнаруживается белок: от следов до 0,33 г/л, лейкоциты 10—20 в поле зрения
За счет интоксикации организма больного
* Предварительный диагноз.
1. Острый одонтогенный периостит верхней челюсти в области:
а) альвеолярного отростка с вестибулярной поверхности;
б) альвеолярного и небного отростков.
2. Острый одонтогенный периостит нижней челюсти в области:
а) альвеолярной части с вестибулярной поверхности;
б) альвеолярной части с язычной поверхности;
в) альвеолярной части и тела челюсти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов