4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
Каковы принципиальные особенности организации учебной деятельности с помощью методик, разработанных на основе теории поэтапного формирования умственных действий?
Обучение по методикам, разработанным в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, отличается от традиционного. Поскольку теория исходит из постулата, что знания, умения и навыки, которыми человек овладел на профессиональном уровне, являются по своему происхождению интериоризированными практическими действиями, то и организация учебной деятельности подчиняется его (постулата) логике. Проще говоря, учебная деятельность - это прежде всего и главным образом обучение практическим действиям, составляющим осваиваемую деятельность. В процессе отработки действий одновременно формируются как умения и навыки, так и знания, их обеспечивающие. Об этой логике хода обучения по новым методикам уже было достаточно подробно рассказано в предыдущем разделе. Теперь же речь пойдет о том, как реализовать ее в учебном процессе.
Дело в том, что сама теория поэтапного формирования умственных действий отвергает методики традиционного обучения, в которых чрезмерно много времени уделяется вербальным формам обучения, когда преподаватели только и делают, что разъясняют, объясняют, показывают, а студенты пассивно внимают, в лучшем случае с пониманием слушают, но сами не действуют. Главное в обучении на основе этой теории — как можно меньше давать студентам всякой предварительной информации, рассчитанной на заблаговременное запоминание, до начала предстоящих реальных действий. Вся необходимая информация будет естественным образом востребована в ходе освоения действий, вызвана «к жизни» самой логикой этих действий, технологией всей деятельности.
Поэтому целесообразно всю информацию о порядке действий обучающихся изложить наглядно при помощи ориентирующего средства, которое называется оперативной схемой выполнения действий (ОСВД) (см. схему 6). Она, в отличие от схемы ООД, относится не к конкретной деятельности, не к конкретному действию, а вообще ко всем действиям во всей учебной деятельности по решению задач (мыслительных, сенсорных, физических) с опорой на схемы.
Ознакомьтесь с задачей (выслушайте Попытайтесь решить ее с помощью Можно ли ответить на требования задачи
или почтите) и уясните ее содержание → схемы ООД, сравнивая ее → с помощью схемы ООД, т.е.
указания с условиями задачи решить задачу (получить ответ)?
↓ ↓
Нет Да
Почему нельзя решить задачу (получить ответ)?
↓ ↓ ↓
В условиях задачи нет Непонятно условие задачи Запишите решение или
всех необходимых или ее требование совершите требуемое действие
данных с предметом до получения результата
↓ ↓ ↓
Дополните условия не дос- Найдите разъяснение в Перейдите к решению следующей задачи
Тающими данными, получив доступной литературе
их от обучающего или обратитесь к
обучающему за консультацией
↓ ↓
Стало ли ясным условие задачи или ее требование?
↑ ↓ ↓
Нет Да
↓
Повторно получите консультацию
Схема 6. Оперативная схема выполнения действий (ОСВД). НЕДОРАБОТАНА
Такую общую, носящую принципиальный характер схему можно каждый раз конкретизировать применительно к деятельности, которой обучаются студенты. Если деятельность мыслительная, то все условия той или иной задачи бывают полностью представлены в тексте последней, а если задача двигательная (мануальное действие), то эти условия предстоит выявить в материале, в тех предметах и средствах труда, с которыми придется производить определенные преобразовательные действия в ходе решения задачи.
Оперативная схема выполнения действия показывает логику анализа задачи, направляет ход мыслительных поисков, физических или перцептивных (сенсорных) действий с целью получения требуемого (искомого) результата.
Казалось бы, есть все для начала обучения: и задачи, и схемы ориентировочной основы действий, и оперативная схема выполнения действий. Однако имеется одно препятствие, которое надо преодолеть перед тем как приступить к занятиям.
Речь идет об интеллектуальной готовности обучающихся немедленно приступить к решению задач из ранее не знакомой сферы деятельности или, говоря иначе, о готовности практически действовать в новой для них сфере.
Одним из типичных вариантов неготовности является несформированность основных теоретических и узкопрофессиональных понятий: человек использует понятия, не зная точного их смысла и научного содержания. В таком случае эти понятия сформированы у человека на житейском, а не на научном уровне. Задача преподавателя состоит в том, чтобы в сознании обучающихся все специальные понятия были сформированы адекватно их научному содержанию. Необходимо недостающие исходные знания и представления сформировать у всех обучаемых до начала основной части обучения. Для этого потребуется пропедевтический этап - формирование основных понятий, используемых в осваиваемой деятельности. Цель этапа - адаптация познавательной сферы обучаемых к освоению деятельности. На данном этапе необходимо выполнить следующие действия.
1. Выделить и записать существенные (необходимые и достаточные) признаки понятия, отличающие его от других (в том числе похожих).
2. Выполнить действие подведения под понятие: проанализировать явление с точки зрения наличия в нем существенных признаков данного понятия. Важно, чтобы обучаемые понимали, почему объекты и явления необходимо анализировать с позиции этих и только этих признаков.
3. Прорешать с помощью преподавателя несколько задач на распознавание явления (относится ли оно к данному понятию) и на различение схожих явлений и понятий.
В результате все основные понятия и термины, которые встречаются в учебниках и методических материалах, должны быть представлены обучаемым в точном соответствии с их научным содержанием.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов