logo search
Мастюкова Коррекция

Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению

Данные электроэнцефалографического исследования как пока­затели готовности к школьному обучению многими авторами рас­сматриваются в соответствии латерализации функций1.

В настоящее время показано, что отклонения от нормальной латерализации (несовпадение доминантности по руке, ноге и глазу) наиболее часто наблюдаются у детей с трудностями обуче­ния и нарушениями речевого развития.

Известно, что к 7-летнему возрасту имеет место уже достаточ­ная зрелость кортикальных функций, что и составляет основу го­товности ребенка к обучению. К этому же возрасту проявляется устойчивость основной ритмики на электроэнцефалограмме, по­является достаточно устойчивый альфа-ритм, регистрируемый в задних областях полушарий головного мозга. Электрофизиологи­ческие показатели отражают процесс созревания ЦНС и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готов­ность ребенка к обучению.

Электроэнцефалографическое обследование детей с завершен­ной и недозавершенной латерализацией показало, что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме. У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела незрелый характер и не соответствовала возрастной норме. У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма".

При обследовании детей с перинатальной энцефалопатией и общим недоразвитием речи выявлен значительно больший про­цент неправоруких по сравнению со здоровыми сверстниками3.

Кроме того, у этих детей данные ЭЭГ существенно отлича­ются от ЭЭГ здоровых сверстников (Е.М. Мастюкова, 1978; О.А. Вятлева, Л.М. Пучинская, Т.А. Сунгурова, 1991 и др.).

Прежде всего обращало на себя внимание отсутствие или сла­бая выраженность альфа-ритма с преобладанием высокоамплитуд-

1 Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электроэнцефалографи-ческие показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латера­лизацией функций у детей 6-7 лет // Теория и практика коррекционного обу­чения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 1991. С. 18-30.

2 Там же. Там же.

130

" синхронизированной полиморфной, часто пароксизмальной Н°И вности, в которой в ряде случаев проявлялись эпилептиформ-

ные знаки.

у детей с тяжелыми нарушениями речи при ЭЭГ-обследовании

является задержка развития ассоциативных и речевых зон коры

В повного мозга, которая сочетается с неполной латерализацией

функций.

Незавершенность латерализации кортикальных функций к на­чалу школьного обучения характерна и для многих детей с ЗПР.

В настоящее время установлено, что выявление незавершенной латерализации кортикальных функций с помощью ЭЭГ-иссле-дования имеет важное значение в оценке готовности детей к обу­чению в школе. Особенно это касается детей с различными откло­нениями в развитии.

При оценке готовности к обучению детей с тяжелыми наруше­ниями речи необходимо учитывать комплекс показателей, вклю­чающих клиническое и Электроэнцефалографическое обследо­вание, особенности когнитивной деятельности. Речевой дефект всегда следует рассматривать в общей структуре психического развития ребенка и с учетом завершенной или незавершенной ла­терализации.

Таким образом, при оценке готовности к обучению детей с ло­кальными двигательными или речевыми расстройствами важное значение имеет ЭЭГ-обследование в сочетании с оценкой доми­нантности данного ребенка. Для оценки доминантности разрабо­таны целые серии специальных тестов. Прежде всего необходимо выяснить у родителей, считают ли они своего ребенка право- или леворуким, выяснить доминантность у родителей и наличие лев­шей среди ближайших родственников.

Затем поинтересоваться, какой рукой рисует и пишет ребенок, какой рукой он держит ложку, зубную щетку, ластик и т. п.

Кроме выявления латерализации корковых функций, ЭЭГ-ооследование позволяет выявить общие и локальные измене­ния электроактивности мозга, которые имеют большое значение Для диагностики и решения вопроса о готовности ребенка к обу­чению.

, Так, ^особое внимание следует обратить на наличие эпилепти-формной, пароксизмальной активности на ЭЭГ. В тех случаях, ко-Да эпилептиформная активность на ЭЭГ регистрируется преиму­щественно в корковых речевых зонах левого полушария и У реоенка имеет место стойкое системное общее недоразвитие ре-или более четко выражена сенсомоторная алалия, необходимо Думать об особом заболевании — синдроме Ландау-Клефнера.

131

Синдром, впервые описанный в 1957г., характеризуется сочетани­ем эпилепсии с острой или менее острой сенсомоторной афазией или с алалией.

При афазии заболевание возникает остро, без видимой причи­ны и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предше­ствуют афазии, в других — возникают через определенный срок после потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпилептическая структура может быть определена лишь с помо­щью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со специфическими нарушениями поведения и интеллекта. Дети час­то отличаются двигательной расторможенностью, аффективной возбудимостью, расстройствами внимания. Многие из них прояв­ляют стойкий речевой негативизм.

При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое системное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и ум­ственной работоспособности. У ребенка в значительной степени нарушено коммуникативное поведение, в некоторых случаях оно напоминает нарушение поведения при аутизме. Без электроэнце-фалографического обследования такой ребенок может быть на­правлен в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Одна­ко пребывание в школе ему противопоказано, так как это может усилить проявления судорожного синдрома. Такой ребенок обыч­но нуждается в индивидуальном обучении на дому. Диагностика данного синдрома имеет важное значение для реабилитации этих детей, которая обязательно включает медикаментозное лечение и психолого-педагогическую коррекцию.

Электроэнцефалографическое обследование позволяет также заподозрить особую форму интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с дефектами речи и аутистическим поведением — синдром ломкой Х-хромосомы.

Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания. В среднем, в общей популяции частота этого заболевания состав­ляет 1:1350-1:1630 у мальчиков.

Выявление детей с синдромом ломкой Х-хромосомы имеет важное значение для своевременной психолого-педагогической коррекции и лечения. Для диагностики этого заболевания опре­деленное значение имеет Электроэнцефалографическое обследо­вание.

При электроэнцефалографическом обследовании имеют место своеобразные изменения, специфичные именно для этого заболе­вания. Они проявляются в виде преобладания полиморфной мед-

132

волновой активности в теменно-затылочных отделах коры лен ого Мозга в сочетании со слабой выраженностью или отсут-ст'вием альфа-ритма.

Электроэнцефалографическое обследование имеет важное зна-

ие для дифференциации различных форм задержки психиче-

ого развития, в частности, для разграничения осложненных и

осложненных ее форм с преобладанием дизонтогенетических

или энцефалопатических форм.

При дизонтогенетических формах задержки психического развития преобладает незрелость корковой ритмики, при энцефа­лопатических — имеет место сочетание незрелости корковой ритмики и признаков повреждения тех или иных мозговых

структур.

Таким образом, электроэнцефалографические показатели в сочетании с клиническими и психолого-педагогическими данны­ми имеют важное значение как в определении готовности к школьному обучению, так и для постановки клинического диагно­за, определения школьного и социального прогноза. В этом аспек­те особо важное значение имеет выявление с помощью ЭЭГ-обследования субклинической судорожной готовности. В этих случаях при отсутствии явного судорожного синдрома ребенок нуждается в специальном охранительном режиме, наблюдении, а часто и в специальном лечении. Такой ребенок, даже при нали­чии психологической готовности к обучению, далеко не во всех случаях может быть направлен в школу. Решение вопроса о его обучении, нагрузке, режиме требует комплексного подхода спе­циалистов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какое значение имеют электроэнцефалографические показатели в определении готовности ребенка к школьному обучению?

2. Какие особенности ЭЭГ характерны для детей с перинатальной энце-

фалопатией и общим недоразвитием речи? 3- Какие особенности ЭЭГ отмечаются у детей с синдромом ломкой

Х-хромосомы?

• Чем характеризуется ЭЭГ при синдроме Ландау-Клефнера?

• Какую роль играет ЭЭГ-обследование в диагностике различных форм задержки психического развития?

Какое значение имеет ЭЭГ-обследование для выявления субклиниче­ской судорожной готовности?

акое значение имеет ЭЭГ-обследование для выявления латерализа-Ции корковых функций?

133

Рекомендуемая литература

Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электроэнцефалогра-фические показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у дошкольников с речевыми нарушениями М., 1991.

Московкина А.Г., Благосклонова Н.К. О возможностях ЭЭГ-диаг-ностики гетерозиготного носительства синдрома Мартина-Белла // Гене­тика. 1991. № 10.

Смирнов В.М. Электрофизиологические корреляты психической дея­тельности детей. В кн.: Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000.

Фишман М.Н. и др. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1998. № 1.

раздел второй

ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

РАБОТА

(содержание и методы)