2.2. Развитие и нормализация движений
Перед физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями стоят те же задачи, что перед физическим воспитанием здоровых детей. Однако специфические особенности психомоторного развития при различных отклонениях в развитии требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию. При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественнополезном труде.
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.
У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии.
Система физического воспитания ребенка с отклонениями в развитии предполагает правильное рациональное питание, четко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений. С этой
158
ю используются различные виды массажа и лечебной гим-це тики? физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера.
физическое воспитание осуществляется в процессе всей жиз-едеятельности ребенка, в процессе проведения режимных моментов на всех занятиях, на прогулках. Своеобразие моторики у детей отклонениями в развитии, особенно у детей с церебральными параличами, требует разработки специальных методов и приемов физического воспитания.
Двигательные нарушения, даже нерезко выраженные, ограничивающие активные движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушений моторики.
В каких бы условиях ни воспитывался ребенок с отклонениями в развитии, ему необходимы все условия для развития движений: специально оборудованное помещение, игрушки-пособия и предметы, побуждающие его к движению, специально организованная лечебная гимнастика, массаж, занятия по физическому воспитанию, подвижные игры и другие мероприятия, способствующие обогащению его двигательного опыта. Развитие движения может нарушаться у некоторых детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с церебральным параличом. Поэтому дети с церебральным параличом с первых месяцев жизни нуждаются в комплексной системе физического воспитания.
Важной задачей физического воспитания детей с отклонениями в развитии является укрепление их общего состояния здоровья, развитие и нормализация движений.
Физическое воспитание является составной частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Начинать физическое воспитание ребенка надо с первых же Дней его жизни. Основным периодом занятий является возраст от 1 года до 6 лет.
Важное значение имеют так называемые общеоздоровительные Упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч. Одним из таких упражнений является «самолетик»: ребенок в положении на коленях с выпрямленной спиной разводит руки в стороны и слегка наклоняется то влево, то вправо (самолетик качает крыльями). Взрослый следит за ВЬ1прямлением спины, особенно в поясничной области.
159
При проведении физических упражнений необходимо знание этапов нормального моторного развития ребенка.
Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.
Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.
Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений — кинестезией. Кинестезия — это своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное сличение выполненного движения с заданной программой. Уже на самых начальных этапах развития двигательных функций устанавливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.
Общие принципы развития моторики
1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6-7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Однако эта функция формируется только после того, как дети научатся держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований могут широко варьировать, но последовательность их становления остается постоянной.
2. Последовательные стадии в развитии двигательных функции перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать
160
угие. Например, 4-6-месячный малыш тренируется в выпрямле-спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.
3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом движении туловища.
4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.
5. Развитие двигательных функций совершенствуется от про-ксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.
Основным условием реализации принципов нормального двигательного развития является своевременное становление выпрямительных реакций и развитие равновесия.
Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка. Поэтому формирование высших психических функций необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.
Известно, что темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко вырьировать: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-10 месяцев, другие только к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций.
Стимуляция нормального развития является важной задачей физического воспитания. Эта работа проводится поэтапно, с учетом закономерностей нормального моторного развития.
На первом этапе моторного развития (в норме этот этап продолжается от рождения до 4 месяцев), основной задачей является формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа — развитие и укрепление выпрямляющих рефлексов туловища. Ребенок к концу 4-го месяца жизни в положении на животе должен хорошо удерживать голову по средней линии и опираться на редплечья, согнутые под прямым углом, слегка разжимая кулак.
вертикальном положении ребенок уже хорошо удерживает го-
161
Важным является развитие движений руки по направлению к объекту и увеличение длительности удержания вложенного в руку предмета.
На втором этапе (в норме от 4 до 6 месяцев) необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине. Ребенок в 4-5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5-го месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4 месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.
Особенно важное значение имеет развитие произвольных движений рук путем захватывания предмета. Важно развивать так называемую оптическую реакцию опоры рук. Для этого проводится следующее упражнение: ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого под животом ребенка) и постепенно приближают его к столу, при более быстром приближении он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются опоры.
Важно также на этом этапе развивать независимость движений головы от движений конечностей. Ребенок должен сохранять положение головы по средней линии при различных движениях рук и ног.
На треть ем этапе (возраст от 6 до 8 месяцев) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность ребенка, повороты тела со спины на живот, учить малыша свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами.
В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову, поворачивать ее в стороны, а иногда и назад, опираться на вытянутые руки и легко переносить центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он должен другой тянуться к игрушке.
Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье, иногда это может быть ползанье назад, учить ребенка ползать по кругу и к 8 месяцам ползать вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках, а в дальнейшем и отталкивания ногами.
Важно также научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтягивании его за руку из положения лежа на спине. Тренировать функцию активного самостоятельного сидения без поддержки с достаточно прямой спиной, тренировать реакции равновесия в положении сидя.
162
Особенно важно на этом возрастном этапе интенсивно разви-
ать активную манипулятивную деятельность малыша. Ребенок
олжен активно доставать игрушки при положении руки в так на-
ываемой нейтральной позиции (промежуточная позиция между
положением руки в пронации, когда ладонь направлена вниз по
отношению к глазам ребенка, и положением в супинации, когда
ладонь направлена вверх).
При захвате предметов в нейтральном положении руки у ребенка увеличивается возможность зрительного контроля за движениями большого пальца и других пальцев рук. Зрительный контроль за движениями руки помогает ребенку развивать более координированные способы захвата предметов с использованием большого пальца для фиксации взятого предмета.
На четвертом этапе (возраст от 8 до 12 месяцев) особо важное значение имеют упражнения, направленные на приспособление туловища к вертикальному положению. К таким движениям относятся сегментарный поворот туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. На этом этапе важно научить ребенка контролировать позиции рук и ног. Это даст возможность малышу переносить вес тела на руки, приподнимать грудь от поверхности в положении на животе. В этом возрасте полезно стимулировать «ручное хождение», поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз.
Для развития самостоятельной ходьбы необходимы координированные согласованные движения, при которых противоположные нога и рука одновременно разгибаются и выносятся вперед. Эти движения начинают формироваться на этом этапе. Постепенно они включаются в новую форму передвижения: ползание на четвереньках (на ладонях и коленях). К ползанью на четвереньках ребенок переходит из положения сидя или лежа на животе. Если, посадив ребенка, положить перед ним яркую игрушку, он вытягивает руки вперед, опирается на них и начинает передвигаться, поочередно вынося вперед противоположные руку и ногу.
Временами ребенок пытается двигаться вперед на четвереньках путем вытягивания одной руки вперед, сохраняя вес тела на трех опорных точках, и последующего движения вперед противоположной ноги. Необходимо стимулировать этот начальный этап ползанья. Тренировка у ребенка равновесия способствует развитию у него возможности одновременного движения руки и противоположной ноги вперед, сохраняя вес тела только на двух опорных точках. Такая форма ползанья появляется у здорового ребенка к концу первого года жизни.
163
На этом возрастном этапе у ребенка необходимо также совершенствовать и укреплять функцию самостоятельного устойчивого сидения и развивать умение садиться из разных положений тела.
При сформированности описанных выше предпосылок на этом этапе необходимо стимулировать развитие ходьбы. Важно совершенствовать движение рук, учить ребенка захвату предметов с участием большого и указательного пальцев, учить произвольно отпускать предметы из пальцев рук, стимулировать развитие ма-нипулятивной деятельности: учить его возить и толкать предметы, мять и рвать бумагу и т. п.
Вертикальное положение тела создает основу для овладения новыми игровыми действиями, выбрасыванием предметов из ящиков, коробок, открыванием и закрыванием дверей и т. п.
Важное значение в коррекционной работе на этом этапе имеет развитие у ребенка захвата предметов при положении руки в супинации (ладонь наверху). В этом положении движения рук лучше контролируются зрением, что способствует развитию зрительно-моторной координации и дифференцированных движений большого и указательного пальцев.
На пятом этапе моторного развития (в норме от 12 до 18 месяцев) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы так называемого переката.
Особо важное значение имеет стимуляция манипулятивной деятельности, развитие игровых действий, требующих симметричных и координированных движений обеих рук: например, ребенок одновременно гремит двумя игрушками, находящимися в правой и левой руке. Однако следует помнить, что на этом этапе моторного развития малыш предпочитает пользоваться одной рукой, используя другую лишь для поддержания предмета.
Ребенка следует учить поворачивать руки ладонью вверх по отношению к лицу в различных игровых действиях, например при перекладывании предметов в коробку, переворачивании страниц книги, а также при пользовании ложкой.
Необходимо развивать изолированные движения пальцев рук с помощью специальных игрушек: обучать клавиатурным деи-
164
твиям на игрушечном пианино; совершенствовать дифференцированный захват предметов с противопоставлением большого пальца указательному (например, учить ребенка держать чашку за
ручку)-
Нашестом этапе моторного развития (в норме с 18 до 24
месяцев) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе и спине, подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам; совершенствуют способ ходьбы, учат ребенка бегать, ходить назад, особое внимание обращают на развитие функции равновесия.
Для развития контроля за выполнением движений важное значение имеет формирование равномерности шага, ребенка учат при ходьбе контролировать равномерность ритма шага, подниматься и спускаться по ступенькам, в процессе игровой деятельности произвольно менять различные способы движений и положений тела, например встать на колени или на одно колено, лечь на пол и т.п.
Особенно большое значение на этом возрастном этапе имеет развитие и совершенствование ручных действий, в частности тех, которые требуют супинации предплечья: ребенок учится поворачивать ручку двери, высыпать предметы из ящика.
Важное значение имеет развитие координированных движений пальцев рук с активным использованием большого пальца, что составляет основу для совершенствования манипулятивной деятельности.
На этом этапе моторного развития важно учить ребенка играть в кубики, пирамидки, строить башню из 3-4 и более кубиков, бросать и ловить мяч, а также начинать развивать управляемые действия с карандашом — копирование вертикальных линий. Такие упражнения способствуют переводу перцептивной информации в моторное действие, что предполагает более высокий уровень развития интегративной деятельности головного мозга.
Совершенствование самостоятельного прямохождения расширяет активное общение ребенка с окружающим миром, способствует развитию ориентировки в пространстве. Совершенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что, само по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.
па седьмом этапе моторного развития (в норме от 2
Д° 3 лет) у ребенка развивают подвижность и равновесие. На
том этапе проводятся занятия по дифференциации движений ног,
165
развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы (ребенок при ходьбе вначале опирается на пятку, потом на носок), продолжаются упражнения по развитию равновесия с использованием достаточно узкой «базы» для шага, что способствует улучшению координации движений при ходьбе.
Для развития и совершенствования равновесия ребенку предлагают упражнения — постоять на одной ноге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность ударов ногой по мячу без предварительного показа способа этого движения. Ребенка учат перешагивать через низкие предметы.
Развитие подвижности и равновесия создает основу для совершенствования бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со ступеньки.
Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельности. Ребенка учат играть в кубики, различные строительные материалы, переворачивать страницы книг, помещать предметы в узкие отверстия, формируют захват карандаша, видоизменяя ладонный захват на захват кончиками пальцев, что, в свою очередь, делает возможным выполнение круговых движений карандашом вместо вертикальных штрихов, что имело место на предыдущем этапе развития. Малыша учат по подражанию воспроизводить вертикальные и горизонтальные линии.
Ребенка учат приспосабливать двигательные навыки к различным игровым ситуациям, например, когда он, играя, ходит на пальчиках, переступает одновременно через два предмета, расположенных на полу, или идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, другую на пол и т. д. При спуске с лестницы его учат попеременно выносить вперед одну и другую ногу и спускаться с поддержкой за перила или за руку, а потом и самостоятельно.
Важно развивать дифференцируемые и контролируемые движения в лучезапястном суставе, что дает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая — одновременно в противоположную сторону.
Увеличение мышечной силы в пальцах рук позволяет ребенку в игре пользоваться защепками для белья. Ребенок также обучается резать ножницами.
К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. На этом
166
тапе полезно учить ребенка лазать по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде, начинать и прекращать движения по команде, обходить препятствие, резко поворачиваться чтобы обежать препятствие.
' Особенно важно обратить внимание на формирование правильного захвата карандаша. Ребенка надо научить удерживать карандаш между большим и указательным пальцами, опираясь стороной на средний палец. Необходимо развивать манипулятив-ную деятельность: учить нанизывать бусы, застегивать молнию на одежде, расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант, овладевать навыками одевания и раздевания.
Особое внимание в развитии движений необходимо уделять детям с нарушениями моторики за счет раннего органического поражения ЦНС. Такие нарушения имеют место у многих категорий детей с отклонениями в развитии, например у детей с нарушениями речи, общения, отклонениями в умственном развитии, с сенсорными дефектами, но особенно сильно они выражены у детей с церебральным параличом.
В процессе физического воспитания ребенка с церебральным параличом взрослые должны не только оказывать ребенку помощь в осуществлении тех или иных движений, но систематически и упорно улучшать качество их выполнения. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития головного контроля, т. е. после того, как ребенок хорошо удерживает голову по средней линии и свободно поворачивает ее в стороны из разных положений: лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках, вертикального. Нарушенное двигательное развитие ребенка с церебральным параличом также начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом необходимо прежде всего осуществлять контроль за положением этих частей тела. Наряду с проведением специальных упражнений, важно помнить о необходимости общего двигательного режима.
Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, логопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, что-°Ь1 ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приводит к формированию стойкой неправильной позы, способствует
167
укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, голова и спина были выпрямлены.
Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины, ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик.
Для развития контроля за положением головы в течение дня (2-3 раза) полезно делать следующие упражнения:
Упражнение 1. Положение на животе, руки вытянуты вперед. Подъем и опускание головы. Разведение рук в стороны и назад при поднятой голове. Ноги вытянуты. Избегать поднимания таза.
Упражнение 2. Положение на животе (на валике и без валика). Голова свешивается через край кушетки. Поднимание головы и движения ею во все стороны из этого положения.
Если у ребенка в положении на спине резко выражена разгиба-тельная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и напряжены), полезно в течение дня по несколько раз делать следующие упражнения на расслабление: положение на спине, голова опущена, руки скрещены на груди. Ноги полностью согнуты в тазобедренных и коленных суставах и отведены в стороны. Ребенка плавно покачивают в медленном темпе в передне-заднем направлении и в стороны. Усложнением упражнения являются такие же покачивания в той же позе, но с головой, откинутой назад.
Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и т. п.
На 1-2-м году жизни полезными являются специальные упражнения на мяче. Ребенок в положении на животе помещается на большой мяч. Взрослый стоит на коленях сзади ребенка, между его ног, препятствуя их сведению. Руки ребенка вытянуты вперед. Для преодоления повышения мышечного тонуса взрослый кладет руку на ягодицы ребенка и нежными потряхивающими и покачивающими движениями давит вниз. Таким путем достигается снижение мышечного тонуса и облегчаются произвольные движения в конечностях.
Для преодоления высокого мышечного тонуса в мышцах плечевого пояса рука взрослого помещается на верхнюю часть спины и нежно толкает и «катает» верхнюю часть спины вниз к тазу. Если этими приемами снизить мышечный тонус не удается, то
168
медленно покачивают и перекатывают мяч до нормализации мышечного тонуса.
После снижения мышечного тонуса стимулируют различные произвольные движения и, в первую очередь, повороты с одновременным разгибанием туловища, формируют правильную опору стоп и выпрямление туловища в тот момент, когда руки ребенка вытянуты вперед и вверх вокруг мяча.
С этой же целью проводят упражнения на валике. Ребенок сидит на валике верхом, ноги разведены, стопы, согнутые под углом 90°, опираются об пол. Ребенок должен сидеть устойчиво на ягодицах, выпрямив спину или слегка наклонившись вперед. При необходимости он может опираться руками на валик, при этом предплечья и кисти должны быть разогнуты, пальцы разведены, плечи и предплечья развернуты наружу. Эта поза препятствует оттягиванию корпуса назад, сгибанию предплечий и кистей рук.
Если в этом положении продолжает проявляться высокий мышечный тонус (туловище или рука оттягиваются вниз и сгибаются), то валик плавно раскачивается из стороны в сторону. Медленные, плавные раскачивания продолжаются до достаточного расслабления туловища и конечностей.
Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка — это привычное взаиморасположение частей тела, осанка отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Основным в определении осанки является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и развитие мускулатуры. Как известно, позвоночник имеет два физиологических изгиба, обращенных выпуклостью вперед (шейный и поясничный) — лордозы и два обращенных назад (грудной и крестцово-копчиковый) — кифозы. Эти изгибы в норме имеют важное значение для повышения устойчивости и улучшения подвижности позвоночника. Первым у ребенка развивается шейный лордоз при поднимании головы и сохранении позы с поднятой головой. По мере того как у ребенка развивается Функция сидения, начинает формироваться грудной кифоз. Поясничный лордоз развивается под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела.
У детей с отставанием в физическом развитии, особенно у детей с церебральным параличом, все эти изгибы позвоночника развиваются с большим опозданием и неравномерно, что и обусловливает большую частоту нарушений у них осанки.
Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки важное значение имеют соблюдение двигательного режима
169
и специальные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), а также массаж, занятия плаванием.
Ортопедический двигательный режим включает укладки на определенный промежуток времени на спине или на животе в постели со щитом, тонким матрацем и плоской подушкой. Используются специальные приспособления при сидении ребенка за столом, проводятся интенсивные курсы массажа.
Для преодоления и коррекции двигательных нарушений широко используется лечебная физкультура, которая включает корригирующие гимнастические упражнения, способствующие исправлению порочных поз и деформаций, упражнения на развитие координации движений, упражнения в равновесии, различные прикладные упражнения, направленные на развитие различных способов передвижения — ползанья, ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, т. е. естественных движений, которыми здоровый ребенок овладевает самостоятельно.
Важное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры и специальные спортивные упражнения: плавание, катание на санках, ходьба на лыжах.
Период ясельного и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для предупреждения нарушений осанки у всех детей с отклонениями в развитии, в том числе и у детей с тяжелыми двигательными нарушениями — детским церебральным параличом. Но для успешного проведения этой работы важно понимать основные причины, которые определяют нарушения осанки у детей с церебральным параличом, понимать, почему у этих детей имеет место частое преобладание асимметричных поз и положений конечностей, неправильное положение головы, согнутая спина и т.п.
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют массаж и лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений у детей с церебральным параличом наблюдаются различные патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции у них не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
Под влиянием массажа и лечебной физкультуры снижается мышечный тонус, нормализуются позы и положения конечностей, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения и ребенок начинает «правильно» ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию двигательных навыков.
Спецификой двигательных нарушений при ДЦП является то, что ребенок «не только не может действовать, но он никогда
не знал, как действовать» (Ж. Тардье). Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, только при этом условии в мозгу ребенка могут формироваться правильные кинестетические ощущения и представления.
С учетом специфики двигательных нарушений при детском церебральном параличе основными задачами лечебной физкультуры являются следующие:
_ развитие реакций выпрямления и равновесия;
_ развитие функции рук и предметно-манипулятивной деятельности;
— развитие зрительно-моторной координации;
— торможение и преодоление неправильных поз и положений с нормализацией проприоцептивной афферентации, развитием так называемой позной адаптации. Для этого перед началом выполнения движений нормализуются позы и положения ребенка с выбором наиболее адекватных. Адекватными позами считаются те, в которых наилучшим образом нормализуется мышечный тонус, уменьшаются непроизвольные движения;
— предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа, различных неправильных поз, положений и нарушений осанки.
При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.
Для стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, применение различных приемов массажа), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры).
На всех занятиях у ребенка воспитывают возможность восприятия позы и направления движений, а также развивают возможность восприятия предметов на ощупь (стереогноз). Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.
В качестве примера приводим некоторые упражнения по обучению вставанию и ходьбе с поддержкой.
171
При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью рекомендуется использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттягивая их назад. Таким образом достигается рефлекторное расслабление приводя-ших мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает перекрест ног при стоянии и ходьбе. Этот же прием будет использоваться в дальнейшем при поддержке ребенка во время ходьбы.
Упражнение 1. Развитие переноса веса тела с пяток на носки: ребенок стоит лицом к взрослому, который поддерживает его за руки, взрослый легкими движениями отклоняет ребенка назад, добиваясь опоры на пятки, а затем вперед, добиваясь опоры на носки.
Упражнение 2. Развитие равновесия в положении стоя: ребенок стоит, ноги параллельны и слегка разведены. Методист легкими толчками подталкивает ребенка сзади вперед, назад, в сторону. Ребенок должен сохранять равновесие, при боковых толчках перенести вес тела на одну ногу, отведя другую разогнутую ногу в сторону. Облегчающий прием — поддержка за бедра или плечевой пояс.
Обучению самостоятельной ходьбе предшествует овладение умением стоять в правильном положении без поддержки.
Важное значение имеют специальные упражнения, направленные на активизацию манипулятивной деятельности и развитие кинестетических ощущений в пальцах рук.
Полезны игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-белобока», помещение рук ребенка на руки взрослого. Во время кормления руки малыша должны охватывать чашку. Ребенка стимулируют к ощупыванию своих рук, ног, игрушек.
Важной задачей является формирование захвата предметов с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов, что является основой для подготовки руки к письму.
Для формирования готовности руки к письму со всеми детьми с отклонениями в развитии и особенно с детьми с ДЦП полезно проводить следующие упражнения:
— разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;
— постукивать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
— соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);
172
_ соединять лучезапястные суставы, кисти разогнуты, пальцы отведены («корзиночка»);
__ учить ребенка сгибать пальцы одновременно и поочередно; * _ противопоставлять первому пальцу все остальные пооче-
едно при предварительном расслаблении путем потряхивания
мышц кисти.
физическое воспитание детей с отклонениями в развитии всегда осуществляется в системе комплексных лечебно-педагогических мероприятий.
Лечебные мероприятия на первом году жизни направлены на улучшение обменных и, главным образом, окислительно-восстановительных процессов в нервной системе, нормализацию внутричерепного давления, стимуляцию и нормализацию деятельности
ЦНС.
Физическое воспитание сочетается с приемами и методами педагогической реабилитации и имеет важное значение в развитии эмоционально положительного общения ребенка со взрослым, зрительного, слухового и особенно двигательно-кинестетического восприятия. Оно способствует стимуляции голосовых реакций, формированию предпосылок для понимания речи и развития зрительно-моторной координации. С этой целью в процессе лечебного массажа и специальных упражнений по развитию движений используются яркие, звучащие игрушки. Внимание ребенка привлекается к этим игрушкам, их вкладывают в его руку, стимулируют ощупывающие движения руки, побуждают малыша к захвату игрушки.
С помощью различных приемов малыша учат захватывать и затем произвольно отпускать предмет. Для этого, прежде всего, проводится коррекция положения большого пальца, который должен быть установлен в среднефизиологическом положении. Для улучшения проприоцептивных ощущений проводят массаж кистей и кончиков пальцев с применением щеток различной жесткости.
Необходимо стимулирование подражательной моторной и звуковой активности. Для того чтобы ребенок усвоил названия некоторых движений (ладушки, до свидания, дай ручку и др.), эти команды произносятся с одновременным выполнением обозначаемых ими действий.
На первом году жизни особое значение для психомоторного развития ребенка имеет его эмоционально положительное взаимодействие с близкими взрослыми. Дети с отклонениями в развитии в раннем возрасте отличаются общим беспокойством, они плохо
спят, многие из них испытывают трудности с кормлением, часто напрягаются, вздрагивают. Все это затрудняет уход матери за больным ребенком, и у ребенка может не сформироваться чувство защищенности и безопасности, необходимое для дальнейшего нормального психического и, прежде всего, эмоционального развития. В процессе физического воспитания ребенка создаются наиболее благоприятные условия для развития тесного эмоцио-нальноположительного общения матери с ребенком на основе тактильного, зрительного и речевого общения.
- 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика,
- 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия,
- I8вn 5-94603-051-5
- Глава 1. Возрастные закономерности психомоторного развития
- Глава 2. Ранняя стимуляция психомоторного развития
- Глава 3. Нарушения познавательной
- 3.1. Умственная отсталость
- 3.2. Задержка психического развития
- 3.3. Особенности познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
- 3.4. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
- 3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом
- Глава 4. Наиболее распространенные психосоматические и нервно-психические расстройства у детей раннего возраста
- 4.1. Психосоматические расстройства
- 4.2. Нервно-психические расстройства 4.2.1. Нервно-мышечные заболевания
- 4.2.2. Нервно-психические нарушения в связи с черепно-мозговой травмой
- 4.2.3. Судорожный синдром
- Глава 5. Ранняя диагностика отклонений в развитии
- 5.1. Общие теоретические положения
- 5.2. Основные методы клинико-психолого-педагогической диагностики отклонений психического развития у детей
- 5.2.1. Медицинская диагностика
- 5.2.2. Психолого-педагогическая диагностика
- 5.2.3. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
- 5.2.4. Диагностика развития мышления
- 5.2.5. Нейропсихологическое обследование
- Глава 6. Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
- 1. Огурец
- 10. Стол
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению
- Глава 1. Общие принципы и организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
- Глава 2. Физическое воспитание
- 2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
- 2.2. Развитие и нормализация движений
- 2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте
- 2.4. Физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 2.5. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания
- Глава 3. Развитие познавательной деятельности
- 3.1. Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности
- 3.2. Ознакомление детей с окружающим миром
- 1. Моя семья.
- 3. Знакомство со свойствами предметов.
- 4. Форма и величина предметов.
- 6. Животные (дикие).
- 12. Месяцы и дни недели.
- 13. Времена года и их отличительные признаки.
- 14. Люди и их профессии.
- 3.3. Поэтапное формирование устной речи и коррекция речевых нарушений
- Глава 4. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
- Глава 1. Общий теоретический подход
- Глава 2. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости
- Глава 3. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 4. Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (тнр)
- 4.1. Лечебно-педагогическая работа с детьми с общим недоразвитием речи (онр)
- 4.2. Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи
- Глава 5. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития
- 5.2. Кондуктивное воспитание при детском церебральном параличе (дцп)
- 5.3. Ранняя логопедическая работа
- 5.4. Развитие двигательных функций
- Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Глава 7. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Глава 8. Лечебно-педагогическая работа с детьми с эмоциональными расстройствами и нарушениями общения
- Глава 9. Основы лечебно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии
- Глава 10. Лечебно-педагогическая работа
- Глава 11. Лечение и психотерапевтическая работа в семье
- 11.1. Общеоздоровительные мероприятия
- 11.2. Медикаментозная терапия.
- 11.3. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии
- 11.4. Психотерапевтическая работа с семьей
- 11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
- I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
- II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
- III. Оценка понимания речи
- IV. Возрастные особенности развития общей моторики
- V. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
- VI. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
- Некоторые рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с отклонениями в развитии
- Раздел первый
- Глава 7. Роль электроэнцефалографического исследования в оценке