logo search
Мастюкова Коррекция

2.2. Развитие и нормализация движений

Перед физическим воспитанием детей с отклонениями в разви­тии и хроническими соматическими заболеваниями стоят те же задачи, что перед физическим воспитанием здоровых детей. Одна­ко специфические особенности психомоторного развития при раз­личных отклонениях в развитии требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию. При пра­вильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование непра­вильных двигательных стереотипов, что несомненно будет спо­собствовать развитию полноценной личности, которая сможет ак­тивно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественнополезном труде.

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к про­студным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыха­тельной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельно­сти. Поэтому развитие движений и коррекции двигательных на­рушений составляют основу физического воспитания детей с от­клонениями в развитии.

Система физического воспитания ребенка с отклонениями в развитии предполагает правильное рациональное питание, четко организованный режим, закаливание организма и создание благо­приятных условий для развития и коррекции движений. С этой

158

ю используются различные виды массажа и лечебной гим-це тики? физкультурные занятия, подвижные игры, упражнения спортивного характера.

физическое воспитание осуществляется в процессе всей жиз-едеятельности ребенка, в процессе проведения режимных момен­тов на всех занятиях, на прогулках. Своеобразие моторики у детей отклонениями в развитии, особенно у детей с церебральными параличами, требует разработки специальных методов и приемов физического воспитания.

Двигательные нарушения, даже нерезко выраженные, ограни­чивающие активные движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. По­этому одной из важных задач физического воспитания детей с от­клонениями в развитии является стимуляция и коррекция наруше­ний моторики.

В каких бы условиях ни воспитывался ребенок с отклонениями в развитии, ему необходимы все условия для развития движений: специально оборудованное помещение, игрушки-пособия и пред­меты, побуждающие его к движению, специально организованная лечебная гимнастика, массаж, занятия по физическому воспита­нию, подвижные игры и другие мероприятия, способствующие обогащению его двигательного опыта. Развитие движения может нарушаться у некоторых детей с отклонениями в развитии и, пре­жде всего, у детей с церебральным параличом. Поэтому дети с це­ребральным параличом с первых месяцев жизни нуждаются в комплексной системе физического воспитания.

Важной задачей физического воспитания детей с отклонения­ми в развитии является укрепление их общего состояния здоровья, развитие и нормализация движений.

Физическое воспитание является составной частью интеллек­туального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Начинать физическое воспитание ребенка надо с первых же Дней его жизни. Основным периодом занятий является возраст от 1 года до 6 лет.

Важное значение имеют так называемые общеоздоровительные Упражнения, направленные на выработку правильной осанки, пра­вильного положения головы, плеч. Одним из таких упражнений является «самолетик»: ребенок в положении на коленях с выпрям­ленной спиной разводит руки в стороны и слегка наклоняется то влево, то вправо (самолетик качает крыльями). Взрослый следит за ВЬ1прямлением спины, особенно в поясничной области.

159

Важное значение имеют упражнения, направленные на разви­тие равновесия и координацию движений, формирование навыков прямостояния, ходьбы и манипулятивной деятельности. Полезно использовать специальные музыкально-ритмические упражнения, которые воспитывают у ребенка грациозность, чувство ритма, спо­собствуют его эстетическому воспитанию.

При проведении физических упражнений необходимо знание этапов нормального моторного развития ребенка.

Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой — многообразными влияниями окружающей сре­ды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая програм­ма развития.

Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созрева­ния мозга в этот период. Однако, несмотря на то что к концу мла­денчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.

Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений — кинестезией. Кинестезия — это своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное сличение выполненного движения с заданной программой. Уже на самых начальных этапах развития двигательных функций устанав­ливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.

Общие принципы развития моторики

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемст­венности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6-7 месяцам жизни большинство детей си­дят, если их посадить. Однако эта функция формируется только после того, как дети научатся держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных ново­образований могут широко варьировать, но последовательность их становления остается постоянной.

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функции перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать

160

угие. Например, 4-6-месячный малыш тренируется в выпрямле-спины и в поворотах головы и в то же время пытается овла­деть навыком сидения.

3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализу­ется возможность дифференциации и изоляции отдельных движе­ний Например, у ребенка постепенно формируется умение свобод­но поворачивать голову без участия в этом движении туловища.

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэто­му контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от про-ксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенству­ются раньше, чем движения в более удаленных областях. Напри­мер, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.

Основным условием реализации принципов нормального дви­гательного развития является своевременное становление выпря­мительных реакций и развитие равновесия.

Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка. Поэтому формирование высших психических функций необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с сенсомоторным развитием.

Известно, что темпы двигательного развития здорового ребен­ка могут широко вырьировать: так, одни дети начинают самостоя­тельно ходить в 9-10 месяцев, другие только к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определенная последователь­ность в развитии двигательных функций.

Стимуляция нормального развития является важной задачей физического воспитания. Эта работа проводится поэтапно, с уче­том закономерностей нормального моторного развития.

На первом этапе моторного развития (в норме этот этап продолжается от рождения до 4 месяцев), основной задачей явля­ется формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа — развитие и укрепление выпрямляющих рефлексов туловища. Ребе­нок к концу 4-го месяца жизни в положении на животе должен хорошо удерживать голову по средней линии и опираться на редплечья, согнутые под прямым углом, слегка разжимая кулак.

вертикальном положении ребенок уже хорошо удерживает го-

161

Важным является развитие движений руки по направлению к объекту и увеличение длительности удержания вложенного в руку предмета.

На втором этапе (в норме от 4 до 6 месяцев) необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине. Ребенок в 4-5 месяцев, поло­женный на живот, должен устойчиво удерживать голову по сред­ней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удержи­вать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5-го месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4 месяцев необ­ходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.

Особенно важное значение имеет развитие произвольных дви­жений рук путем захватывания предмета. Важно развивать так на­зываемую оптическую реакцию опоры рук. Для этого проводится следующее упражнение: ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого под животом ребенка) и постепенно прибли­жают его к столу, при более быстром приближении он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются опоры.

Важно также на этом этапе развивать независимость движений головы от движений конечностей. Ребенок должен сохранять по­ложение головы по средней линии при различных движениях рук и ног.

На треть ем этапе (возраст от 6 до 8 месяцев) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность ребенка, повороты тела со спины на живот, учить малыша свободно кру­титься на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами.

В положении на животе ребенок должен уметь высоко подни­мать голову, поворачивать ее в стороны, а иногда и назад, опи­раться на вытянутые руки и легко переносить центр тяжести с од­ной руки на другую. Опираясь на одну руку, он должен другой тянуться к игрушке.

Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье, иногда это может быть ползанье назад, учить ребенка ползать по кругу и к 8 месяцам ползать вперед к игрушке при помощи подтя­гивания на руках, а в дальнейшем и отталкивания ногами.

Важно также научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтяги­вании его за руку из положения лежа на спине. Тренировать функ­цию активного самостоятельного сидения без поддержки с доста­точно прямой спиной, тренировать реакции равновесия в положе­нии сидя.

162

Особенно важно на этом возрастном этапе интенсивно разви-

ать активную манипулятивную деятельность малыша. Ребенок

олжен активно доставать игрушки при положении руки в так на-

ываемой нейтральной позиции (промежуточная позиция между

положением руки в пронации, когда ладонь направлена вниз по

отношению к глазам ребенка, и положением в супинации, когда

ладонь направлена вверх).

При захвате предметов в нейтральном положении руки у ре­бенка увеличивается возможность зрительного контроля за движе­ниями большого пальца и других пальцев рук. Зрительный кон­троль за движениями руки помогает ребенку развивать более ко­ординированные способы захвата предметов с использованием большого пальца для фиксации взятого предмета.

На четвертом этапе (возраст от 8 до 12 месяцев) особо важное значение имеют упражнения, направленные на приспособ­ление туловища к вертикальному положению. К таким движениям относятся сегментарный поворот туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную пози­цию и в положение супинации. На этом этапе важно научить ре­бенка контролировать позиции рук и ног. Это даст возможность малышу переносить вес тела на руки, приподнимать грудь от по­верхности в положении на животе. В этом возрасте полезно сти­мулировать «ручное хождение», поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз.

Для развития самостоятельной ходьбы необходимы координи­рованные согласованные движения, при которых противополож­ные нога и рука одновременно разгибаются и выносятся вперед. Эти движения начинают формироваться на этом этапе. Постепен­но они включаются в новую форму передвижения: ползание на четвереньках (на ладонях и коленях). К ползанью на четвереньках ребенок переходит из положения сидя или лежа на животе. Если, посадив ребенка, положить перед ним яркую игрушку, он вытяги­вает руки вперед, опирается на них и начинает передвигаться, по­очередно вынося вперед противоположные руку и ногу.

Временами ребенок пытается двигаться вперед на четверень­ках путем вытягивания одной руки вперед, сохраняя вес тела на трех опорных точках, и последующего движения вперед противо­положной ноги. Необходимо стимулировать этот начальный этап ползанья. Тренировка у ребенка равновесия способствует разви­тию у него возможности одновременного движения руки и проти­воположной ноги вперед, сохраняя вес тела только на двух опор­ных точках. Такая форма ползанья появляется у здорового ребенка к концу первого года жизни.

163

Ползанье может являться главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев, кроме того, ребенок мо­жет и позже возвращаться к нему под влиянием сильных эмоцио­нальных факторов, стресса, возникающего при падении во время ходьбы.

На этом возрастном этапе у ребенка необходимо также совер­шенствовать и укреплять функцию самостоятельного устойчивого сидения и развивать умение садиться из разных положений тела.

При сформированности описанных выше предпосылок на этом этапе необходимо стимулировать развитие ходьбы. Важно совер­шенствовать движение рук, учить ребенка захвату предметов с участием большого и указательного пальцев, учить произвольно отпускать предметы из пальцев рук, стимулировать развитие ма-нипулятивной деятельности: учить его возить и толкать предметы, мять и рвать бумагу и т. п.

Вертикальное положение тела создает основу для овладения новыми игровыми действиями, выбрасыванием предметов из ящи­ков, коробок, открыванием и закрыванием дверей и т. п.

Важное значение в коррекционной работе на этом этапе имеет развитие у ребенка захвата предметов при положении руки в су­пинации (ладонь наверху). В этом положении движения рук лучше контролируются зрением, что способствует развитию зрительно-моторной координации и дифференцированных движений боль­шого и указательного пальцев.

На пятом этапе моторного развития (в норме от 12 до 18 месяцев) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикаль­ном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с пер­воначальной опорой на пятку, потом на пальцы так называемого переката.

Особо важное значение имеет стимуляция манипулятивной деятельности, развитие игровых действий, требующих симмет­ричных и координированных движений обеих рук: например, ребенок одновременно гремит двумя игрушками, находящимися в правой и левой руке. Однако следует помнить, что на этом этапе моторного развития малыш предпочитает пользоваться одной ру­кой, используя другую лишь для поддержания предмета.

Ребенка следует учить поворачивать руки ладонью вверх по отношению к лицу в различных игровых действиях, например при перекладывании предметов в коробку, переворачивании страниц книги, а также при пользовании ложкой.

Необходимо развивать изолированные движения пальцев рук с помощью специальных игрушек: обучать клавиатурным деи-

164

твиям на игрушечном пианино; совершенствовать дифференци­рованный захват предметов с противопоставлением большого пальца указательному (например, учить ребенка держать чашку за

ручку)-

Нашестом этапе моторного развития (в норме с 18 до 24

месяцев) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе и спине, подниматься вверх и спускаться вниз по ступень­кам; совершенствуют способ ходьбы, учат ребенка бегать, ходить назад, особое внимание обращают на развитие функции равно­весия.

Для развития контроля за выполнением движений важное зна­чение имеет формирование равномерности шага, ребенка учат при ходьбе контролировать равномерность ритма шага, подниматься и спускаться по ступенькам, в процессе игровой деятельности произвольно менять различные способы движений и положений тела, например встать на колени или на одно колено, лечь на пол и т.п.

Особенно большое значение на этом возрастном этапе имеет развитие и совершенствование ручных действий, в частности тех, которые требуют супинации предплечья: ребенок учится повора­чивать ручку двери, высыпать предметы из ящика.

Важное значение имеет развитие координированных движений пальцев рук с активным использованием большого пальца, что со­ставляет основу для совершенствования манипулятивной деятель­ности.

На этом этапе моторного развития важно учить ребенка играть в кубики, пирамидки, строить башню из 3-4 и более кубиков, бро­сать и ловить мяч, а также начинать развивать управляемые дейст­вия с карандашом — копирование вертикальных линий. Такие уп­ражнения способствуют переводу перцептивной информации в моторное действие, что предполагает более высокий уровень раз­вития интегративной деятельности головного мозга.

Совершенствование самостоятельного прямохождения расши­ряет активное общение ребенка с окружающим миром, способст­вует развитию ориентировки в пространстве. Совершенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что, само по себе, является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и про­странственного расположения предметов.

па седьмом этапе моторного развития (в норме от 2

Д° 3 лет) у ребенка развивают подвижность и равновесие. На

том этапе проводятся занятия по дифференциации движений ног,

165

развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы (ребенок при ходьбе вначале опирается на пятку, потом на носок), продолжаются упражнения по развитию равновесия с использованием достаточно узкой «базы» для шага, что способствует улучшению координации движений при ходьбе.

Для развития и совершенствования равновесия ребенку пред­лагают упражнения — постоять на одной ноге сначала с открыты­ми, а потом с закрытыми глазами. Это, в свою очередь, обеспечи­вает возможность ударов ногой по мячу без предварительного по­каза способа этого движения. Ребенка учат перешагивать через низкие предметы.

Развитие подвижности и равновесия создает основу для со­вершенствования бега. Малыша учат прыгать, спрыгивать со сту­пеньки.

Важное значение имеет развитие манипулятивной деятельно­сти. Ребенка учат играть в кубики, различные строительные мате­риалы, переворачивать страницы книг, помещать предметы в уз­кие отверстия, формируют захват карандаша, видоизменяя ладон­ный захват на захват кончиками пальцев, что, в свою очередь, делает возможным выполнение круговых движений карандашом вместо вертикальных штрихов, что имело место на предыдущем этапе развития. Малыша учат по подражанию воспроизводить вер­тикальные и горизонтальные линии.

Ребенка учат приспосабливать двигательные навыки к различ­ным игровым ситуациям, например, когда он, играя, ходит на пальчиках, переступает одновременно через два предмета, распо­ложенных на полу, или идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, другую на пол и т. д. При спуске с лест­ницы его учат попеременно выносить вперед одну и другую ногу и спускаться с поддержкой за перила или за руку, а потом и само­стоятельно.

Важно развивать дифференцируемые и контролируемые дви­жения в лучезапястном суставе, что дает ребенку возможность выполнять различные двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направ­лению к телу, а другая — одновременно в противоположную сто­рону.

Увеличение мышечной силы в пальцах рук позволяет ребенку в игре пользоваться защепками для белья. Ребенок также обучает­ся резать ножницами.

К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершен­ствовании ходьбы, так и в других видах деятельности. На этом

166

тапе полезно учить ребенка лазать по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде, начинать и прекращать движения по команде, обходить препятствие, резко поворачивать­ся чтобы обежать препятствие.

' Особенно важно обратить внимание на формирование пра­вильного захвата карандаша. Ребенка надо научить удерживать карандаш между большим и указательным пальцами, опираясь стороной на средний палец. Необходимо развивать манипулятив-ную деятельность: учить нанизывать бусы, застегивать молнию на одежде, расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завя­зывать бант, овладевать навыками одевания и раздевания.

Особое внимание в развитии движений необходимо уделять детям с нарушениями моторики за счет раннего органического по­ражения ЦНС. Такие нарушения имеют место у многих категорий детей с отклонениями в развитии, например у детей с нарушения­ми речи, общения, отклонениями в умственном развитии, с сен­сорными дефектами, но особенно сильно они выражены у детей с церебральным параличом.

В процессе физического воспитания ребенка с церебральным параличом взрослые должны не только оказывать ребенку помощь в осуществлении тех или иных движений, но систематически и упорно улучшать качество их выполнения. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития головного контро­ля, т. е. после того, как ребенок хорошо удерживает голову по средней линии и свободно поворачивает ее в стороны из разных положений: лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках, верти­кального. Нарушенное двигательное развитие ребенка с цереб­ральным параличом также начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом необходимо преж­де всего осуществлять контроль за положением этих частей тела. Наряду с проведением специальных упражнений, важно помнить о необходимости общего двигательного режима.

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каж­дого ребенка по рекомендации врача и специалиста по лечебной физкультуре индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры, логопедических занятий. Эти позы видоизменяются по мере развития двигатель­ных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, что-°Ь1 ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приво­дит к формированию стойкой неправильной позы, способствует

167

укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, голова и спина были выпрямлены.

Полезно в течение дня ребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спи­ны, ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладывают небольшой валик.

Для развития контроля за положением головы в течение дня (2-3 раза) полезно делать следующие упражнения:

Упражнение 1. Положение на животе, руки вытянуты вперед. Подъем и опускание головы. Разведение рук в стороны и назад при поднятой голове. Ноги вытянуты. Избегать поднимания таза.

Упражнение 2. Положение на животе (на валике и без валика). Голова свешивается через край кушетки. Поднимание головы и движения ею во все стороны из этого положения.

Если у ребенка в положении на спине резко выражена разгиба-тельная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и на­пряжены), полезно в течение дня по несколько раз делать следую­щие упражнения на расслабление: положение на спине, голова опущена, руки скрещены на груди. Ноги полностью согнуты в та­зобедренных и коленных суставах и отведены в стороны. Ребенка плавно покачивают в медленном темпе в передне-заднем направ­лении и в стороны. Усложнением упражнения являются такие же покачивания в той же позе, но с головой, откинутой назад.

Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специ­альных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и т. п.

На 1-2-м году жизни полезными являются специальные уп­ражнения на мяче. Ребенок в положении на животе помещается на большой мяч. Взрослый стоит на коленях сзади ребенка, между его ног, препятствуя их сведению. Руки ребенка вытянуты вперед. Для преодоления повышения мышечного тонуса взрослый кладет руку на ягодицы ребенка и нежными потряхивающими и покачи­вающими движениями давит вниз. Таким путем достигается сни­жение мышечного тонуса и облегчаются произвольные движения в конечностях.

Для преодоления высокого мышечного тонуса в мышцах пле­чевого пояса рука взрослого помещается на верхнюю часть спины и нежно толкает и «катает» верхнюю часть спины вниз к тазу. Если этими приемами снизить мышечный тонус не удается, то

168

медленно покачивают и перекатывают мяч до нормализации мы­шечного тонуса.

После снижения мышечного тонуса стимулируют различные произвольные движения и, в первую очередь, повороты с одно­временным разгибанием туловища, формируют правильную опору стоп и выпрямление туловища в тот момент, когда руки ребенка вытянуты вперед и вверх вокруг мяча.

С этой же целью проводят упражнения на валике. Ребенок сидит на валике верхом, ноги разведены, стопы, согнутые под углом 90°, опираются об пол. Ребенок должен сидеть устойчиво на ягодицах, выпрямив спину или слегка наклонившись вперед. При необходимости он может опираться руками на валик, при этом предплечья и кисти должны быть разогнуты, пальцы разве­дены, плечи и предплечья развернуты наружу. Эта поза препят­ствует оттягиванию корпуса назад, сгибанию предплечий и кис­тей рук.

Если в этом положении продолжает проявляться высокий мы­шечный тонус (туловище или рука оттягиваются вниз и сгибают­ся), то валик плавно раскачивается из стороны в сторону. Медлен­ные, плавные раскачивания продолжаются до достаточного рас­слабления туловища и конечностей.

Важной задачей физического воспитания является формирова­ние правильной осанки. Осанка — это привычное взаиморасполо­жение частей тела, осанка отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Основным в определении осанки является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и развитие мускулатуры. Как известно, позво­ночник имеет два физиологических изгиба, обращенных выпукло­стью вперед (шейный и поясничный) — лордозы и два обращен­ных назад (грудной и крестцово-копчиковый) — кифозы. Эти изгибы в норме имеют важное значение для повышения устойчи­вости и улучшения подвижности позвоночника. Первым у ребенка развивается шейный лордоз при поднимании головы и сохранении позы с поднятой головой. По мере того как у ребенка развивается Функция сидения, начинает формироваться грудной кифоз. Пояс­ничный лордоз развивается под действием мышц, обеспечиваю­щих вертикальное положение тела.

У детей с отставанием в физическом развитии, особенно у де­тей с церебральным параличом, все эти изгибы позвоночника раз­виваются с большим опозданием и неравномерно, что и обуслов­ливает большую частоту нарушений у них осанки.

Для предупреждения и преодоления различных нарушений осанки важное значение имеют соблюдение двигательного режима

169

и специальные занятия лечебной физкультурой (ЛФК), а также массаж, занятия плаванием.

Ортопедический двигательный режим включает укладки на определенный промежуток времени на спине или на животе в по­стели со щитом, тонким матрацем и плоской подушкой. Исполь­зуются специальные приспособления при сидении ребенка за сто­лом, проводятся интенсивные курсы массажа.

Для преодоления и коррекции двигательных нарушений ши­роко используется лечебная физкультура, которая включает кор­ригирующие гимнастические упражнения, способствующие ис­правлению порочных поз и деформаций, упражнения на развитие координации движений, упражнения в равновесии, различные при­кладные упражнения, направленные на развитие различных спосо­бов передвижения — ползанья, ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, т. е. естественных движений, которыми здоровый ребе­нок овладевает самостоятельно.

Важное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры и специальные спортивные упражнения: плава­ние, катание на санках, ходьба на лыжах.

Период ясельного и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для предупреждения нарушений осанки у всех де­тей с отклонениями в развитии, в том числе и у детей с тяжелыми двигательными нарушениями — детским церебральным парали­чом. Но для успешного проведения этой работы важно понимать основные причины, которые определяют нарушения осанки у де­тей с церебральным параличом, понимать, почему у этих детей имеет место частое преобладание асимметричных поз и положе­ний конечностей, неправильное положение головы, согнутая спина и т.п.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют массаж и лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений у детей с церебральным параличом наблюдаются различные патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции у них не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

Под влиянием массажа и лечебной физкультуры снижается мышечный тонус, нормализуются позы и положения конечностей, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения и ребенок начинает «правильно» ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию двигательных навыков.

Спецификой двигательных нарушений при ДЦП является то, что ребенок «не только не может действовать, но он никогда

не знал, как действовать» (Ж. Тардье). Поэтому, развивая дви­жения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, только при этом условии в мозгу ребенка могут фор­мироваться правильные кинестетические ощущения и представ­ления.

С учетом специфики двигательных нарушений при детском церебральном параличе основными задачами лечебной физкульту­ры являются следующие:

_ развитие реакций выпрямления и равновесия;

_ развитие функции рук и предметно-манипулятивной дея­тельности;

— развитие зрительно-моторной координации;

— торможение и преодоление неправильных поз и положений с нормализацией проприоцептивной афферентации, развитием так называемой позной адаптации. Для этого перед началом выполне­ния движений нормализуются позы и положения ребенка с выбо­ром наиболее адекватных. Адекватными позами считаются те, в которых наилучшим образом нормализуется мышечный тонус, уменьшаются непроизвольные движения;

— предупреждение формирования вторичного порочного дви­гательного стереотипа, различных неправильных поз, положений и нарушений осанки.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и по­ложения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.

Для стимуляции развития двигательных функций важное зна­чение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится пе­ред зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, применение различных приемов массажа), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закры­тыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры).

На всех занятиях у ребенка воспитывают возможность воспри­ятия позы и направления движений, а также развивают возмож­ность восприятия предметов на ощупь (стереогноз). Большое зна­чение имеет развитие ощущений частей тела.

В качестве примера приводим некоторые упражнения по обу­чению вставанию и ходьбе с поддержкой.

171

При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет пра­вильное распределение центра тяжести тела. С этой целью реко­мендуется использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттягивая их назад. Таким образом достигается рефлекторное расслабление приводя-ших мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и преду­преждает перекрест ног при стоянии и ходьбе. Этот же прием бу­дет использоваться в дальнейшем при поддержке ребенка во время ходьбы.

Упражнение 1. Развитие переноса веса тела с пяток на носки: ребенок стоит лицом к взрослому, который поддерживает его за руки, взрослый легкими движениями отклоняет ребенка назад, добиваясь опоры на пятки, а затем вперед, добиваясь опоры на носки.

Упражнение 2. Развитие равновесия в положении стоя: ребе­нок стоит, ноги параллельны и слегка разведены. Методист легки­ми толчками подталкивает ребенка сзади вперед, назад, в сторону. Ребенок должен сохранять равновесие, при боковых толчках пере­нести вес тела на одну ногу, отведя другую разогнутую ногу в сто­рону. Облегчающий прием — поддержка за бедра или плечевой пояс.

Обучению самостоятельной ходьбе предшествует овладение умением стоять в правильном положении без поддержки.

Важное значение имеют специальные упражнения, направлен­ные на активизацию манипулятивной деятельности и развитие ки­нестетических ощущений в пальцах рук.

Полезны игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-бело­бока», помещение рук ребенка на руки взрослого. Во время корм­ления руки малыша должны охватывать чашку. Ребенка стимули­руют к ощупыванию своих рук, ног, игрушек.

Важной задачей является формирование захвата предметов с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов, что является основой для подготовки руки к письму.

Для формирования готовности руки к письму со всеми детьми с отклонениями в развитии и особенно с детьми с ДЦП полезно проводить следующие упражнения:

— разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придержи­вая его левой, и наоборот;

— постукивать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

— соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»);

172

_ соединять лучезапястные суставы, кисти разогнуты, пальцы отведены («корзиночка»);

__ учить ребенка сгибать пальцы одновременно и пооче­редно; * _ противопоставлять первому пальцу все остальные пооче-

едно при предварительном расслаблении путем потряхивания

мышц кисти.

физическое воспитание детей с отклонениями в развитии все­гда осуществляется в системе комплексных лечебно-педагоги­ческих мероприятий.

Лечебные мероприятия на первом году жизни направлены на улучшение обменных и, главным образом, окислительно-восстано­вительных процессов в нервной системе, нормализацию внутри­черепного давления, стимуляцию и нормализацию деятельности

ЦНС.

Физическое воспитание сочетается с приемами и методами пе­дагогической реабилитации и имеет важное значение в развитии эмоционально положительного общения ребенка со взрослым, зрительного, слухового и особенно двигательно-кинестетического восприятия. Оно способствует стимуляции голосовых реакций, формированию предпосылок для понимания речи и развития зри­тельно-моторной координации. С этой целью в процессе лечебно­го массажа и специальных упражнений по развитию движений ис­пользуются яркие, звучащие игрушки. Внимание ребенка привле­кается к этим игрушкам, их вкладывают в его руку, стимулируют ощупывающие движения руки, побуждают малыша к захвату иг­рушки.

С помощью различных приемов малыша учат захватывать и затем произвольно отпускать предмет. Для этого, прежде всего, проводится коррекция положения большого пальца, который должен быть установлен в среднефизиологическом положении. Для улучшения проприоцептивных ощущений проводят массаж кистей и кончиков пальцев с применением щеток различной жест­кости.

Необходимо стимулирование подражательной моторной и зву­ковой активности. Для того чтобы ребенок усвоил названия неко­торых движений (ладушки, до свидания, дай ручку и др.), эти команды произносятся с одновременным выполнением обозначае­мых ими действий.

На первом году жизни особое значение для психомоторного развития ребенка имеет его эмоционально положительное взаимо­действие с близкими взрослыми. Дети с отклонениями в развитии в раннем возрасте отличаются общим беспокойством, они плохо

спят, многие из них испытывают трудности с кормлением, часто напрягаются, вздрагивают. Все это затрудняет уход матери за больным ребенком, и у ребенка может не сформироваться чувство защищенности и безопасности, необходимое для дальнейшего нормального психического и, прежде всего, эмоционального раз­вития. В процессе физического воспитания ребенка создаются наиболее благоприятные условия для развития тесного эмоцио-нальноположительного общения матери с ребенком на основе так­тильного, зрительного и речевого общения.