logo search
Мастюкова Коррекция

2.3. Физическое воспитание в преддошкольном возрасте

Физическое воспитание в возрасте ребенка от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией его психическо­го развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплекс­ных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражне­ний проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание ко­нечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба бо­сиком по песку, применение различных приемов массажа, упраж­нения в воде с изменением ее температуры, локальное использо­вание льда и т. п.).

На этом возрастном этапе в процессе физического воспитания у детей формируется кинестетическое восприятие.

В этот период детей начинают обучать навыкам самообслужи­вания, предлагая им доступные задания.

При развитии двигательных функций широко используют зву­ковые ритмические и речевые стимулы. Многие упражнения по­лезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятель­ность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарный запас.

Полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и действия, ребенок научился одновременно проговаривать их; в дальнейшем подключается певучее проговаривание или счет.

Чрезвычайно важной задачей физического воспитания на этом возрастном этапе является максимальное расширение предметно-практической деятельности ребенка, которая открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.

174

естно, что многие дети с отклонениями в развитии в этом

испытывают специфические трудности в формировании

В°3^ иятия формы, величины, пространственного расположения

в°с ,-гпп они часто с трудом соотносят объемные и плоские фи- поедметов, *-»"* г; т

затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно

изображения. Поэтому чрезвычайно важно в процессе физиче-

6 го воспитания на основе совместной предметно-практической и

повой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи

между словом, предметом и действием.

Развитие моторики рук проводится путем стимуляции игровой деятельности ребенка.

Развивая тонкую моторику пальцев рук, ребенка одновременно обучают подбирать простые геометрические фигуры (шар, куб, треугольник) по форме, размеру; располагать кубики в ряд в гори­зонтальной и вертикальной плоскости — «строить поезда, заборы, башни».