logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци.

Идея природосообразности воспитания берет свое начало в трудах древнегреческих философов. Так, Платон считал, что воспитание должно пробуждать в человеке позитивные природные задатки. Оно организуется государством как средство совершенствования жизни, формирования каждого человека в интересах государства. Аристотель обосновывал необходимость воспитания на требованиях от граждан определенных добродетелей, которые не являются природными качествами души, но без которых нельзя достичь благосостояния общества. Традиционный спор о воспитуемости или врожденности добродетели философ примирял в компромиссной точке зрения, признавая источниками добродетель и природу (т.е. природные дарования) и навык и разум. Искусство воспитания заключается в восполнении того, чего у ребенка недостает от природы. Аристотель впервые дал философско-психологическое теоретическое обоснование мысли о природосообразности воспитания как условии гармоничного развитии личности.

Проблема природосообразности в воспитании занимала умы наиболее крупных педагогов прошлого. Ее разрабатывали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие. Каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему.

В соответствии с Я.А. Коменским человек – разумное создание природы, его стремление к добродетели заложено природой, оно закономерно. Воспитание должно соответствовать закономерностям природы, осуществляться непрерывно, в определенном порядке, без принуждения. Данный автор связывал обоснование педагогических положений аналогиями из природы. У Я.А. Коменского принцип природосообразности воспитания раскрывается как учет врожденных естественных сил и возрастных особенностей детей в аналогии с жизнью растений и животных, так как человек является частью природы и подчиняется ее всеобщим закономерностям.

У Дж. Локка в качестве основополагающих идей выделим: отрицание врожденных идей; люди от природы свободны от заблуждений и предрассудков, но их потребности, стремления, «инстинкты поведения» обусловлены биологической и социальной природой человека; с помощью воспитания можно изменить свойства и качества психики ребенка. Необходимо знать, каковы природные задатки, как их можно совершенствовать. Людей можно сделать добродетельными, счастливыми. Преуспевает только тот, кто достигает своих интересов, считаясь с интересами других. Воспитание сообразно природе, по Дж. Локку, означает учет не только биологической, но и социальной природы человека.

Иная трактовка природосообразности воспитания в педагогической системе Ж.-Ж.Руссо – следование в воспитании естественной природе ребенка с учетом его возрастных особенностей. Природосообразное воспитание, по Ж.-Ж.Руссо, – воспитание свободное.

Основополагающие идеи Ж.-Ж.Руссо: воспитание как следование естественной природе ребенка, учет его возрастных особенностей, духовных сил, уважение свободы, основанной на труде. Развитие стремления «естественного существа» стать общественным. Недопустимость насилия над детьми, оказание помощи ребенку в развитии его задатков и склонностей, заложенных природой. Воспитание – не подготовка к жизни, а сама жизнь.

В качестве основополагающих теоретических положений И.Г. Песталоцци выделим следующие: совершенствование человеческой природы в процессе деятельности, подчинение плоти и крови духовной природы человека; искусство воспитания – в познании подлинного духа развития организма ребенка; истинно гуманный дух сил человека заключен в вере и любви, в опоре на народность. В педагогической теории И.Г. Песталоцци принцип природосообразности трактовался как соответствие воспитания законам природы человека, его вечного саморазвития, предопределенного божественным началом.

Таким образом, в соответствии с идеями классиков педагогики теоретические основы природосообразного воспитания следует определять как исходные положения, включающие требования того, чтобы ведущим фактором воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступала биологическая и социальная природа воспитанника, его здоровье, физиологическое и психическое развитие с учетом его конкретных особенностей и уровня развития.