logo search
Мастюкова Коррекция

2.1. Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка

Одной из важных первоначальных задач физического и общего воспитания ребенка является укрепление его здоровья. Для детей с отклонениями в развитии укрепление состояния здоровья, разви­тие и нормализация движений составляют единый и неразрывный с коррекционным обучением процесс. Поэтому необходимо про­ведение специальных оздоровительных, развивающих и лечебно-педагогических коррекционных мероприятий как на специальных занятиях, так и в процессе повседневного ухода за ребенком.

Важно помнить, что только совместные усилия родителей и специалистов могут быть достаточно эффективными.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тесно связано с укреплением его здоровья и, прежде всего, с нормализацией ре­жима сна и бодрствования, а также правильного питания. Прежде всего нельзя приучать малыша спать на руках, за исключением отдельных случаев, когда ребенок болен.

Нужно как можно раньше выработать у ребенка биологический ритм «сон — бодрствование», для этого надо укладывать его спать в одно и то же время. Полезно перед сном с малышом немного по­гулять или поиграть в тихие игры. При этом ребенку лучше всего предложить знакомую для него, спокойную игру или почитать любимую книгу.

Особого внимания требует ребенок с двигательными расстрой­ствами — с детским церебральным параличом. Для него специ­ально, посоветовавшись с врачом, необходимо подобрать наиболее удобные позы для кормления, специальных занятий и сна. Такого ребенка следует переворачивать во сне с одного бока на другой, следить, чтобы он не уткнулся носом в подушку. Поэтому при по­ложении ребенка с тяжелой формой церебрального паралича на животе следует за ним внимательно наблюдать, корригировать эту позу, помещая под руки и голову жесткие подушки.

У некоторых детей с отклонениями в развитии может наблю­даться повышенная сонливость.

Для нормализации сна детей с отклонениями в развитии роди­телям важно знать некоторые закономерности возникновения сон­ного состояния. Известно, что в начале возникновения сонного т°рможения в ЦНС возникает вспышка возбуждения, которая вы­ражается в беспокойных движениях, хныканье, некоторые дети начинают крутить головой, иногда всем телом. Учитывая это,

153

ребенка следует укладывать спать спокойно, не торопясь, не воз­буждая его резкими движениями, громким шумом, телевизион­ными передачами, неприятными процедурами. Важно выбрать правильный момент для укладывания, а для этого надо знать про­должительность бодрствования здорового ребенка. Длительность одного периода бодрствования на протяжении первого года жизни увеличивается от нескольких минут до 2,5-3 часов, на втором году — до 5 часов, на третьем году — до 6 часов.

У детей с отклонениями в развитии ЦНС ослаблена, работо­способность нервных клеток значительно снижена по сравнению со здоровыми сверстниками. Эти дети быстро устают, и периоды активного бодрствования у них могут быть значительно короче, причем у каждого ребенка имеется свой предел работоспособ­ности нервных клеток. Поэтому режим сна для детей с отклоне­ниями в развитии должен подбираться индивидуально по совету врача.

Не следует приучать детей к укачиванию, укладыванию в постель взрослых. Если ребенок спит много днем, а бодрствует ночью, взрослые все равно должны его ночью класть в удобную постель, гасить свет и не спешить поднимать его при малейшем его требовании. Днем же его следует держать около себя, развле­кать играми, создавать условия, препятствующие засыпанию.

Нормализации сна ребенка способствует организация общего режима.

Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет важ­ное значение для слаженного функционирования всех органов и систем организма и более успешного проведения педагогической работы.

Для составления индивидуального режима для каждого ребен­ка необходимо знать примерные нормы сна и оптимальные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи. Ре­бенка в возрасте от 3 до 10 месяцев кормят 5-6 раз в сутки, а более старших 4-5 раз в сутки.

Многие дети с отклонениями в развитии испытывают трудно­сти при обучении их самостоятельной еде. Это прежде всего отно­сится к детям с церебральным параличом. Для того чтобы у ребен­ка с церебральным параличом развивались необходимые предпо­сылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже с первых месяцев жизни в момент кормления полезно протя­гивать его ручки к бутылке с молоком, помогать направлять свои руки в рот, но во всех случаях препятствовать сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки или стакана, надо

154

класть его руки на руки взрослого, держащие стакан или чашку. В случае, если ребенок не может захватить пищу ложкой, то луч­ше всего вместо тарелки использовать высокую чашку.

Ребенок может есть очень долго, поэтому, чтобы пища не остывала, чашку ставят в тарелку с горячей водой. В начале обу­чения самостоятельному приему пищи лучше использовать де­сертную ложку. Вначале взрослый своей рукой направляет руки ребенка. При этом не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения.

У некоторых детей с отклонениями в развитии процесс корм­ления может быть затруднен из-за высокого твердого неба. В этих случаях не рекомендуется давать ребенку продукты, которые мо­гут прилипать к твердому небу.

Следует помнить, что процесс кормления должен доставлять взаимную радость и ребенку, и взрослому, способствуя формиро­ванию первых навыков общения и взаимодействия.

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды, вытирание салфеткой рта и т. п. Ребенка с отклонения­ми в развитии надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи, несмотря на тяжесть его дефекта.

Многие дети с отклонениями в развитии отличаются общей физической ослабленностью, повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с недос­таточностью иммунной системы, с малой двигательной активно­стью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции за счет аденоидов, аномалий в строении верхних дыха­тельных путей.

Соматической ослабленностью отличаются также дети с раз­личными хроническими заболеваниями внутренних органов. Эти дети плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям внеш­ней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным из­менениям. При изменении погоды, особенно атмосферного давле­ния, самочувствие многих детей с психическими и физическими нарушениями ухудшается: они становятся беспокойными, плакси­выми, у некоторых из них усиливаются непроизвольные движе­ния, учащается судорожный синдром, пропадает аппетит, появля­ется вялость, сонливость.

Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии важное значение имеет закаливание организма, которое необходи­мо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закалива-

155

ния зависит от тяжести и характера заболевания, возраста, инди­видуальных особенностей ребенка.

Закаливание детей осуществляется, главным образом, в про­цессе повседневного ухода.

Ребенка постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению об­легченной одежды. С 3-5 лет особое значение приобретают специ­альные методы закаливания — воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовывать с врачом. Интенсивность проведения процедур увеличивается по­степенно.

Закаливание воздухом осуществляется во время пребывания детей в помещении с нормальным температурным режимом (летом +18... +20 °С, зимой +20 ...+22 °С). Ребенка как можно раньше, буквально с первых месяцев жизни, следует приучать на­ходиться в двухслойной одежде с обнаженными руками, а затем и ногами. При этом важно учитывать, что для многих детей с откло­нениями в развитии и хроническими соматическими заболевания­ми характерны периферические сосудистые спазмы, в связи с чем руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому при закаливании воздухом надо периодически массировать их руки и стопы, а на ноги вначале надевать тонкие шерстяные носки. Вначале воздуш­ные ванны для детей грудного возраста проводят при каждом пе­ленании по 5-10 секунд при температуре воздуха не ниже +22 °С. Постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивается до 5 минут. Обычно воздушные ванны сочетаются с массажем и лечебной гимнастикой. Дошкольников постепенно приучают летом большую часть дня находиться в трусиках и майке.

Очень важно, чтобы с первых месяцев жизни дети как можно больше были на свежем воздухе. Помещение, где находится ребе­нок, всегда должно быть хорошо проветрено. В теплое время года ребенку полезно спать при открытой форточке.

Более сильным средством закаливания являются водные про­цедуры. Вначале ребенка приучают утром и вечером умываться прохладной водой. Детям старше полутора лет каждое утро моют холодной водой лицо, шею, руки до локтей. Детям дошкольного возраста обливают водой верхние части груди и спины. После обливания ребенка насухо вытирают. Каждый вечер перед сном детям моют ноги, при этом полезны контрастные обливания стоп и голеней. Начинают обливания всегда с теплой воды (+38 °С), затем обливают прохладной водой (+28 °С) и заканчивают обли­вание теплой водой (+38 °С). Время воздействия теплой воды — 5-6 секунд, а прохладной — 3-4 секунды.

156

Для закаливания с конца первого года жизни полезно приме-ять обтирания. Начинают обтирания теплой водой (+35 ... +36°С), Каждые 2-3 дня температуру воды снижают на один градус. Для 3-летних детей ее постепенно доводят до +22 °С, 5-6-летних до +18 +20 °С. Обтирания проводят влажной матерчатой рукавич­кой или полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги по направле­нию к туловищу, затем шею, грудь, живот. После обтирания тело растирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи.

Солнечные ванны как средство закаливания для детей с откло­нениями в развитии в результате поражения ЦНС в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связано с тем, что у мно­гих детей в первые годы жизни имеет место повышенная судо­рожная готовность, повышение внутричерепного давления. По­этому в раннем возрасте детям не рекомендуется находиться на солнце даже в головном уборе.

Использование обливаний и душа требует осторожности, так как у многих детей с органическим поражением ЦНС, в том числе и у детей с церебральным параличом, отмечается повышенная рефлекторная возбудимость, и подобного рода процедуры, осо­бенно в раннем возрасте, могут оказаться для них сверхсильными раздражителями. Их можно применять только по совету врача.

Полезным средством закаливания соматически ослабленных детей и детей с отклонениями в развитии является купание в море. Купание можно начинать с 2-3-летнего возраста при температуре воздуха+25...+26°С и температуре воды не ниже +24°С. Купать де­тей можно ежедневно, вначале в течение 2-3 минут, а для старших детей время купания можно постепенно доводить до 8-10 минут.

Полезно приучать детей ходить босиком, особенно по песку, по воде. Но, если у ребенка имеются двигательные расстройства, по этому вопросу надо посоветоваться с врачом-ортопедом, так как при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также при некоторых формах ДЦП ходьба ребенку разрешается только в специальной обуви.

Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребен­ка с отклонениями в развитии и при различных соматических за­болеваниях в значительной степени способствует двигательная активность. Движения активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучша­ют аппетит, нормализуют сон. Особенно полезно сочетание возду­ха и движений: это нормализует работу теплорегулирующих сис­тем организма, улучшает состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекцион­ным заболеваниям.

157

Физическое воспитание ребенка в первые годы жизни непо­средственно связано со стимуляцией его психического развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора рук и ног на по­верхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку и т. п.). Таким образом, у детей в процессе физического воспитания формируется кинестетическое ощущение и восприятие.