logo search
Мастюкова Коррекция

Глава 6. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и вре­мени возникновения нарушений зрения, а также от своевременно­го начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются огра­ниченность знаний и представлений об окружающем мире с пре­обладанием общих, неконкретных сведений; при достаточном формальном словарном запасе нередко наблюдается недостаточ­ная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тор­мозят развитие двигательных навыков и умений и определяют

малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотип­ные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопы­вания и др.

Для детей с дефектами зрения характерны также малая психи­ческая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный ха­рактер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на ос­нове полисенсорного восприятия — зрительного, слухового, ося­зательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зре­ния, обязательно использовать в познании окружающего мира ос­таточное зрение, учить ребенка пользоваться им в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.

Важным условием успеха педагогической коррекционной ра­боты является сочетание ее с медицинскими мероприятиями, пре­жде всего необходим ранний и правильный подбор очков, дина­мическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабови­дящих значительно больше, чем тотально слепых.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хру­сталика глаза (катаракта). Среди различных видов поражений хру­сталика преобладают врожденные катаракты, обусловленные на­следственными факторами (в частности, обменными заболевания­ми), внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например бо­лезнью Дауна.

Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводя­щей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное вре­мя находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повышенное содер­жание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосу­дов сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно об­наружить уже на второй-третьей неделе после рождения при обследовании глазного дна. Для предупреждения этой формы па­тологии органов зрения акушеры и микропедиатры должны тща-

252

тельно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислород­ной палаты.

Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто па­тология зрительного нерва является следствием общих заболева­ний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболе­ваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому ро­дителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зри­тельного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызы­вает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он пере­нес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследо­вании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.

У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косо­глазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косо­глазие — это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное зна­чение в психическом развитии ребенка.

От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажу­щееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия мо­жет создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия не­обходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.

Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.

Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящее­ся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.

При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.

В настоящее время разработаны разнообразные методы лече­ния косоглазия, включающие как специальные тренировочные

253

упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значе­ние имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разре­шать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть теле­визор.

При наличии у ребенка патологии сетчатки проводится комп­лексное медикаментозное лечение, направленное, главным обра­зом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функ­ции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорас­ширяющие и другие препараты.

Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирур­гическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных меро­приятий, проводимых в семье.

Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или сла­бовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижени­ем интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста не­обходимо активизировать функционирование всех сохранных ана­лизаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение1.

Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зре­ния, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важ­но постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущения­ми: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пас­сивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к воз­никающим при этом ощущениям.

Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелы­ми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ре­бенка как можно раньше следует учить ощупывать различные

Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Об-во слепых, 1988. С. 67.

254

предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.

Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специ­альных занятий по развитию речи. При этом следует обратить осо­бое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреж­дать так называемую «попуганную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.

Особо следует обратить внимание на узнавание частей собст­венного тела и развитие начальных пространственных представле­ний. Важное значение имеет развитие моторики и физическое вос­питание.

В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития1. Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя по­этапную подготовку к игре с использованием специальных психо­технических и игровых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольно­сти психических процессов у детей с нарушениями зрения".

Важное значение в коррекционной работе с детьми с наруше­ниями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она про­водится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи у этих детей3.

Наименее выражены речевые нарушения на первом уров­не сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.

На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составле­нии предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонемати­ческий анализ не сформирован.

На третьем уровне отмечается недостаточность активно­го и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесен­ность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграм-

1 Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и мето­дика проведения. М.: Советский спорт, 1992. С. 92.

" Там же.

' Особенности логопедической работы при нарушениях зрения // Лого­педия. М.: Просвещение, 1989. С. 393-399.

255

матична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопро-изношения. Фонематический анализ и синтез не развиты.

На четвертом, самом низком уровне ребенок поль­зуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и син­тез не сформирован.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смы­словой стороны речи. Характерным признаком является своеоб­разный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.

Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объем­ности и окраски, использование рельефных картинок, специаль­ных наборов игрушек для их тактильного опознания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие особенности психического развития связаны со слепотой и слабовидением?

2. Почему коррекционно-педагогическая работа при нарушениях зрения носит комплексный характер?

3. Какие медицинские мероприятия необходимы детям с глубокими на­рушениями зрения?

4. Какие клинические формы дефекта зрения преобладают среди детей со слепотой и слабовидением?

5. Какова роль активного осязания в развитии детей с глубокими нару­шениями зрения?

6. Какое значение имеет ориентировка в пространстве, развитие речи и игры?

7. Какая роль в лечебно-коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями зрения отводится логопедической работе?

Рекомендуемая литература

Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и мето­дика проведения. М., 1992.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2002.

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.

Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. 1991. № 4.

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения. М., 2003.