logo search
Мастюкова Коррекция

5.4. Развитие двигательных функций

У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений — запаздывание в угасании безусловных рефлек­торных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятную почву для развития про­извольных движений. Сохранение даже отдельных элементов по-зотонических рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Поэтому при проведении лечебно-коррекционной рабо­ты необходимо избегать и предупреждать закрепление следующих неправильных поз и положений ребенка:

— в положении на спине избегать чрезмерного напряжения мышц-разгибателей шеи, рук и ног путем проведения специальных упражнений: согнув голову и спину ребенка, производить медлен­ные плавные покачивания, добиваясь снижения мышечного то­нуса;

— в этом же положении избегать или корригировать асим­метричное положение тела при повороте головы в сторону, пре­дупреждая поворот головы и глаз в сторону разогнутых конечно­стей;

— в положении на спине при сгибании головы избегать сгиба­ния рук и разгибания ног.

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двига­тельных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания.

При развитии двигательных функций важно соблюдать возрас­тную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с по­следующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполне-

248

нию движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что при­водит обычно к резкому повышению мышечного тонуса1.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для сти­муляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, прово­дят специальные упражнения для тренировки поворотов тулови­ща. В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоя­тельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы. Особенности проведе­ния всех этих упражнений представлены в специальной литера­туре2.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с цереб­ральным параличом имеют специальные упражнения, направлен­ные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например учить ре-^бенка подносить ложку ко рту.

Ребенку с церебральным параличом трудно не только захва­тить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию пред­мета из одной руки в другую.

Для развития дифференцированных движений пальцев, напри­мер для надавливания указательным пальцем, используют различ­ные предметы и игрушки.

Важное значение имеют специальные упражнения по подго­товке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка сле­дует обучить правильной вертикальной постановке головы и туло-

1 Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным пара­личом. М.: Просвещение, 1991.

2 Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тшютна О.В. Детские церебральные пара­личи. М., 1989.

249

Какие упражнения полезны для развития манипулятивной функции

вища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги.

Необходимо развить у ребенка спорность стоп и шаговые дви­жения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, при этом необходимо обратить внимание на правильное распреде­ление центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяже­ленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.

Важное значение имеют специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений диф­ференцируется в зависимости от формы ДЦП.

Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным пара­личом зависит от степени поражения ног, развития контроля голо­вы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для под­держки.

Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к само­стоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Классический лечебный массаж при ДЦП способ­ствует расслаблению напряженных мышц и стимулирует функ­ционирование ослабленных мышц. Используются различные прие­мы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибраци­онный.

Ребенок с церебральным параличом нуждается в ранней ком­плексной лечебно-коррекционной работе. Наряду с лечебной физ­культурой и массажем в большинстве случаев необходимы специ­альные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этап­ные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжеленная тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие задачи лечебно-коррекционной работы решаются на первом году жизни ребенка с церебральным параличом?

2. Какие психические и двигательные функции ребенка с церебральным параличом стимулируют в возрасте от 1 до 3 лет?

3. Что такое кондуктивное воспитание и в чем его преимущества?

4. В чем специфика ранней логопедической работы при разных формах дизартрии?

5. Какие упражнения проводятся для развития двигательных функций у ребенка с церебральным параличом?

250

6.

рУК:

НУ

7. Какие упражнения рекомендуются для подготовки ребенка с церео-

ральным параличом к ходьбе?

8. Какие лечебные мероприятия, помимо лечебной гимнастики и масса­жа, в большинстве случаев необходимы ребенку с церебральным па­раличом?

Рекомендуемая литература

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом. М., 1989.

Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тшюнина О.В. Детские церебральные па­раличи. М., 1989.

Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического разви­тия у детей с церебральным параличом. М., 1977.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

Маспгюкова ЕМ. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетиче­ской формой церебрального паралича и медицинское обоснование лого­педических мероприятий // Дефектология. 1979. № 3.

Мастюкова ЕМ. Физическое воспитание детей с церебральным па­раличом. М., 1991.

Мастюкова ЕМ., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с цереб­ральным параличом. М., 1985.

Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Вос­питание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.

Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.