logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

3. Движущие силы педагогического процесса.

Условием любого развития и движения – является разрешение противоречий, которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой. Педагогическому процессу присущи противоречия, возникающие между компонентами педагогического процесса. Эти противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним противоречиям отнесем следующие:

– противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;

– целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды;

– нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе;

– обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;

– новыми воспитательными и образовательными задачами и наличным уровнем воспитанности и обученности ребенка;

– коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями;

– регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью воспитанника.

К внутренним противоречиям (противоречиям конкретной личности) отнесем следующие:

– между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек;

– сформированным идеалом личности и реальным поведением.