5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
Составной частью организованного учебного процесса является контроль и оценивание. Педагогический контроль предполагает контроль педагога собственной деятельности, деятельности учащихся и ее результатов. Он помогает согласовывать, унифицировать управление процессом обучения и воспитанием учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому, добиваться более тесной связи практики с теорией, ставить на научную основу практическую деятельность педагога.
Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» представляет собой определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования. Образовательный процесс предусматривает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Начиная с 3-го года обучения оценка результатов учебной деятельности сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале. В III–IV классах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:
знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и народных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий;
умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка);
домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера;
прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.
Нельзя забывать и о формировании нравственных качеств у учащихся (сознательная дисциплина, чувство ответственности, самооценка выполняемой работы, добросовестное отношение к труду и т.п.). Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причем ни одна из них не должна превалировать над другими. Выставляемая при поурочном контроле отметка должна максимально отражать принцип конкретности результатов учебной деятельности учащегося, т.е. учитель в III и IV классах выставляет конкретную отметку (используя полную шкалу от 1 до 10 баллов включительно) конкретному ученику за конкретное задание на конкретном этапе обучения с учетом индивидуальных возрастно-половых особенностей школьника.
Количество обязательных проверок результатов учебной деятельности учащихся определяется при разработке поурочного планирования учебного материала по каждому разделу программы. Рекомендуется при использовании в учебно-воспитательном процессе упражнений, имеющих количественные показатели (например, прыжок в длину, метание мяча в цель и т.п.), пользоваться рейтинговым контролем. В III–IV классах четвертная отметка выставляется по сумме промежуточных итоговых отметок, набранных учеником по каждому из четырех показателей: знания, умения и навыки, домашние задания, прилежание.
На уроках физической культуры и здоровья на второй и третьей ступенях общего среднего образования аттестация учебных достижений учащихся осуществляется в устной и практической формах на основе десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель физической культуры проводит текущую аттестацию учащихся по разделам: «Знания», «Основы видов спорта», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».
В разделе «Знания» оцениваются общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; теоретические сведения об основных видах движений; правила подвижных, народных и спортивных игр, правила соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.
В разделе «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы на этапах ознакомления, разучивания, закрепления, совершенствования и контроля. Отметки за результаты в учебных нормативах (бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.
Раздел «Уровень физической подготовленности» предполагает использование тестовых упражнений, критерии их оценки и методики тестирования, включенных в содержание учебных программ. Наряду с итоговой отметкой за уровень физической подготовленности учащихся учитель может выставлять в классный журнал в качестве текущих отметки за результаты, выполненные в отдельных тестовых упражнениях.
Раздел «Домашние задания» предусматривает выставление учащимся отметок за самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры и спорта, закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера. Конкретные домашние задания определяет учитель физической культуры в соответствии с требованиями учебных программ.
Текущая аттестация учащихся по формированию двигательных умений и навыков (оценка техники выполнения упражнений) определяется учителем при разработке календарно-тематического планирования. При этом количество отметок в каждой четверти в указанном разделе должно быть не менее пяти.
В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности по каждому из указанных разделов программы ему выставляется отметка «0» баллов. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков уроков по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся: за четверть вносится запись «не аттестован»; аттестация за год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.
При невозможности оценить результаты учебной деятельности при систематических пропусках без уважительных причин как уроков, так и занятий в специальных медицинских группах или группах лечебной физической культуры, учащийся не аттестуется. При этом таким учащимся соответственно за четверть вносится запись «не аттестован(а)».
Четвертная отметка в V–VIII классах, а также в IX–XI классах во II и III четвертях выставляется по среднему баллу трех разделов учебной программы «Знания», «Основы видов спорта» и «Домашнее задание». В I и IV четвертях в IX–XI классах к указанным разделам добавляется четвертый раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности».
Десятибалльные шкалы оценки уровня развития двигательных качеств учащихся I–XI классах опубликованы в учебных программах «Физическая культура и здоровье».
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое от суммы отметок за все четверти. Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, занимающимся в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется «зачтено».
Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», за четверть, год соответственно вносится запись «освобожден(а)».
Виды учебной деятельности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программных требований, предъявляемых к учащимся, исключаются те виды контрольных нормативов, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на величину четвертной и годовой отметок.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.