logo search
вовк 2 Обученние и воспитание УО

Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.

Сокращение информационной емкости программы (во вспомогательной школе – объем 4 – 5 лет обучения массовой школы, ЗПР – на 1 год больше, чем в массовой школе).

  1. Упрощенность содержания:

    • Любое понятие имеет меньшую информационную емкость, чем в массовой школе (школа VIII вида)

    • Снижено не количество понятий, а объем понятий (школа VII вида).

  2. Линейно-концентрический характер построения программы.

  1. Наглядно-практический характер программы (связь с сохранными уровнями мышления).

  2. Алгоритмичность учебно-познавательных задач, включенных в программу.

3.3. Учебники утверждаются Министерством образования РФ и являются обязательными для изучения. (В отличие от учебного пособия, которое носит рекомендательный характер). Учебники пишутся под каждую программу, и учитель, выбирая программу для изучения, должен обязательно об этом помнить; если не будет учебника под программу, выбранную для изучения, то это накладывает на учителя дополнительные организационно-методические обязанности. Если же учебник для изучения выбран и с какими-то разделами учитель не согласен, он имеет право высказать и обосновать свою точку зрения, но если ученик при ответе ссылается на учебник и высказывает согласие с учебником и несогласие с учителем, то снижать ему отметку учитель не имеет права.

Функции учебника:

• информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией;

• систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

• функция закрепления материала проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения;

• интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

• координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

• развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании опыта творчества.

Требования к учебнику:

Общепедагогические требования:

  1. Сообщать научно-достоверные знания в пределах программы.

  2. Обеспечивать воспитывающий характер обучения.

  3. Развивать мышление, формировать приемы умственной деятельности, развивать речь.

  4. Обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний (в доступных пределах).

Методические требования:

  1. Соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию.

  2. Четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важных положений.

  3. Достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом.

  4. Включение заданий, стимулирующих развитие самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умения пользоваться запасом знаний.

Коррекционные требования:

  1. Дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способа его показа, обработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия.

  2. Опора на ранее изученное и имеющийся практический опыт.

  3. Постоянное обращение к реально существующим связям.

  4. Способность выявлять причинно-следственные отношения.

  5. Акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов.

  6. Достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала.

  7. Включение изучаемого материала в различные виды упражнений.

  8. Включение заданий разной степени сложности для самостоятельного выполнения.

Полиграфические требования:

  1. Вся наглядность должна быть в реалистическом плане и цветном изображении (условные и расплывчатые изображения приводят к искаженному их восприятию).

  2. Должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности.

  3. С 5 класса должна использоваться символическая наглядность (схемы, таблицы)

Задание

  1. Анализ коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида с последующим выводом об особенностях данного вида программ (по предлагаемому плану).

План анализа программы (для конкретного предмета):

1. Структура программы.

2. Цель, задачи предмета.

3. Особенности познавательной деятельности и связанные с этим особенности усвоения учебного материала.

4. Требования к знаниям и умениям учащихся по данному предмету.

5. Наглядно-практический характер программы.

6. Внутрипредметные и межпредметные связи (привести примеры).

7. Специфика программы (структурные и содержательные особенности программы).

  1. Сравнительный анализ базовых учебных планов коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида (по предлагаемому плану).

План анализа учебного плана.

  1. Структура учебного плана.

  2. Принцип построения учебного плана

  3. Количественные и качественные отличия в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида

  4. Наличие специфических коррекционных предметов в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида.

  5. Отражение возможностей трудовой и профессиональной подготовки в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида.

Самостоятельная работа:

Анализ учебников для специальных школ VIII вида (по предлагаемому плану).

План анализа учебника

  1. Автор, название учебника, год и место издания.

  2. Соответствие содержания учебника содержанию программы.

  3. Оформление учебника (соответствие возрастным особенностям; наличие иллюстраций, их характер; особенности расположения пояснительных текстов, правил, вопросов, упражнений на страницах учебника).

  4. Раздел повторения в учебнике, его место и содержание.

  5. Коррекционная направленность содержания и методического аппарата учебника (привести примеры).

  6. Реализация возможностей социальной адаптации в учебнике (примеры заданий и цели, в соответствии с которыми они используются).

  7. Возможности реализации межпредметных связей (привести примеры).

  8. Соответствие учебника полиграфическим требованиям.

Литература

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1 – М. 2000.

  2. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой.М. 1999.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. // Сост. Л.А. Вохмянина. М. 2001.

  4. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. / Составитель С.Г. Шевченко. В 2-х частях. М. 2001.

  5. Типовой базисный учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения (I и II ступени обучения). Приложение к Положению о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. // Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М. 1997.

  6. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. //Дефектология. 2003. стр. 61-64.

  7. Г.М. Капустина, М.Н. Перова Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. 2005.

  8. Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авт.- составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. СПб. 2004.

  9. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. 2006.