logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.

Основой научного мировоззрения является органическая взаимосвязь научной истины, взглядов и убеждений, поэтому школа и каждый учитель в отдельности должны добиваться глубокого осмысления и усвоения учащимися важнейших научно-материалистических идей. К этим идеям относятся следующие: материальность мира и объективный характер его развития; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и критерий истины; решающая роль труда в формировании и развитии личности; материальное производство - основа общественного развития и прогресса; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира и т.д.

Но для перевода этих идей (знаний) во взгляды и убеждения учащихся важно не только обстоятельное овладение ими, но и обеспечение в системе учебной и внеклассной работы тех дидактических и воспитательных условий, которые способствуют решению этой весьма сложной задачи. Рассмотрим основные из них.

Первым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера. А.М.Горький писал: "Учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам".

Вторым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Необходимо помочь им уяснить, в каком направлении движется страна, какие прогрессивные преобразования осуществляются в экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. Д.К.Максвелл отмечал: "Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий". И далее: "Наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения".

Четвертым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и перевода знаний во взгляды и убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. Знаниями учащихся нельзя "вооружить", как нельзя их и "передать". Ими может овладеть только сам учащийся, проявляя высокую познавательную активность.

Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения является возбуждение у учащихся эмоционального отношения к изучаемому материалу, внутреннее стремление к глубокому осмыслению и усвоению научной истины, благодаря чему только она и определяет умонастроение личности и влияет на ее поведение.

Шестым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную и разнообразную практическую деятельность, в процессе которых закрепляются и приобретают необходимую прочность взгляды и убеждения.

Седьмым дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Здесь нужно иметь в виду следующее. В начальных классах простейшие элементы мировоззрения ограничиваются формированием у учащихся самых общих представлений о природных и общественных явлениях, и говорить здесь о сколько-нибудь устойчивых взглядах по этим вопросам не приходится. Развитие форм понятийного мышления у подростков способствует тому, что по многим вопросам развития природы и общества у них складываются довольно отчетливые взгляды, иногда переходящие в убеждения, что помогает им более правильно ориентироваться в жизни, в определении форм своего поведения. Но жизненный опыт у них невелик, не хватает знаний, поэтому их взгляды и убеждения не всегда отличаются достаточной стройностью, полнотой и устойчивостью. В старших же классах и содержание учебно-воспитательного процесса, и больший жизненный опыт учащихся позволяют проводить целенаправленную работу по формированию мировоззрения во всем ее объеме и глубине.

Восьмое дидактическое и воспитательное условие состоит в том, что в системе формирования мировоззрения учащихся большую роль играет не только умело осуществляемая учебная и разнообразная внеклассная воспитательная работа, но и личность педагога, его взгляды и убеждения, его авторитет и нравственность.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.