1. Понятие «формы организации обучения».
Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенном порядке и режиме (Мозговой В.М.).
Классификация форм обучения осуществляется:
по количеству учащихся – коллективные (фронтальные), групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые (постоянные группы), бригадные (временные группы), кооперированно-групповые (выполнение части общего), дифференцированно-групповые (учет уровня учебных возможностей) и парные.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.
по месту учебы и виду учреждения – дошкольные занятия, школьные уроки, внешкольные (экскурсии, занятия на дому и др.);
по продолжительности учебных занятий – уроки (40-45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические занятия) (15-25 минут), работа в системе группы продленного дня (60-90 минут);
по направленности учебного процесса, целям и задачам обучения – индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т.д.
Классно-урочная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется следующими особенностями:
- каждый урок проводится по конкретному предмету;
- состав учащихся часто бывает разного возраста, уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;
- урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;
- на уроке должна осуществляться смена видов и форм познавательной деятельности;
- обучение осуществляется под постоянным руководством учителя. (В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина).
Классно-урочная форма организации обучения имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учителя и учащихся строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности.
Основным компонентом классно-урочной системы обучения является урок.
- Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Программа учебной дисциплины
- Основное содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
- Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
- Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
- Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
- Методические рекомендации для преподавателя
- Тематическое планирование преподавания дисциплины.
- Средства и методы обучения.
- Рекомендации к организации самостоятельной работы.
- Примерные темы рефератов:
- Примерные темы курсовых работ.
- Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
- Вопросы к зачету.
- Тесты и контрольные задания.
- 5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
- 6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
- 1. Что является предметом коррекционной педагогики?
- 8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
- 9. Дополнить определение: Информация – это…
- 10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
- 23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
- Методические рекомендации к практическим занятиям
- Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
- Понятие педагогической информации.
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Занятие 2
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Занятие 3
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 4
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 5
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 7
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Занятие 9
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Занятие 10
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 12
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Занятие 13
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Занятие 14
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Занятие 15
- Библиография: