4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
Т. Кампанелла М. Монтень, В. де Фельтре).
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.
Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Витторино де Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442–1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553), французский философ Мишель Монтень (1533–1592) и другие выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
XIV–XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса – буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода ее расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.
В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV–XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова humanus – человеческий).
Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией Сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами “культ человека распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией.
Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность.
Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс. Ее влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.
Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы (1568–1639).
Томас Мор в своей знаменитой “Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (1516) первым из европейских мыслителей высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности для процветания человеческого сообщества и об обязательном для всех граждан участии в производительном труде. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. “У всех мужчин и женщин, – писал Т. Мор, есть одно общее занятие – земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших . к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают”. Характерно, что от обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.
Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.
Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.
Педагогические идеи Томмазо Кампанеллы, выраженные им в книге “Город Солнца”, в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.
“Город Солнца” – это государство, которое подобно Утопии построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы “сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой”.
С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.
Педагогические идеи ранних социалистов-утопистов оказали существенное влияние на дальнейшее формирование прогрессивной педагогической теории.
Таким образом, в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.